Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Контакты
  Задать вопрос юристу    Юридический практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Юридические статьи    Законодательство    Ответственность  
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?

Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Верховный суд автономной советской социалистической республики


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


1) Организация и состав
Исходя из статуса автономной советской социалистической республики, Конституция РСФСР (ст. 163) и Конституция Татарской АССР (ст. 140) предусматривают в автономной республике Верховный Суд и наделяют его широкими полномочиями.
Верховный Суд автономной республики является высшим судебным органом автономной республики. На него возлагается надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов автономной республики (ст. 142 Конституции ТАССР). Верховному Суду автономной республики принадлежит право законодательной инициативы (ст. 96 Конституции ТАССР).
Избирается Верховный Суд АССР Верховным Советом автономной республики сроком на пять лет. Он состоит из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей.
Количественный состав Верховного Суда автономной республики устанавливается Верховным Советом автономной республики при избрании суда. Он определяется объемом работы суда, численностью населения автономной республики, его национальным составом, количеством районных (городских) судов на территории республики и иными условиями.
Кандидатов в состав Верховного Суда АССР: председателя, заместителей председателя, членов суда — представляет Министерство юстиции РСФСР.
Список рекомендуемых для избрания: председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей — вносится Президиумом Верховного Совета автономной республики. Каждый депутат имеет право высказать свое мнение по поводу рекомендуемых, а также внести предложение об избрании кандидата, не значащегося в списке.
Каких-либо иных, кроме определенных в законе общих требований для судей и народных заседателей (быть гражданином СССР, иметь возраст не менее 25 лет и обладать избирательным правом), для кандидатов в состав Верховного Суда автономной республики не установлено.
Однако при избрании председателя, его заместителей и членов суда Верховный Совет автономной республики исходит из того, что Верховный Суд наделен ответственными полномочиями по осуществлению правосудия и поэтому его члены должны обладать высокой деловой и политической квалификацией, в частности, иметь высшее юридическое образование. Как общее правило, рекомендуются для избрания лица, работавшие ранее народными судьями, отлично себя зарекомендовавшие адвокаты или работники прокуратуры. При избрании также учитывается, что согласно конституциям автономных советских социалистических республик судопроизводство в Верховных Судах автономных республик ведется на языке автономной республики и на русском языке; следовательно, в Верховном Суде должны быть люди из коренной национальности, знающие язык, местные нравы и обычаи.
В народные заседатели Верховного Суда автономной республики рекомендуются лучшие люди из числа активистов — общественников, передовиков производства: рабочие, колхозники, представители интеллигенции, пользующиеся по своим политическим и моральным качествам высоким уважением и доверием граждан.
2) Структура
Структура Верховного Суда автономной республики такова:
судебная коллегия по гражданским делам;
судебная коллегия по уголовным делам;
президиум суда.
Судебные коллегии возглавляют председатели, которые утверждаются, как правило, из числа заместителей председателя Верховного Суда Президиумом Верховного Совета АССР по представлению председателя Верховного Суда автономной республики. На председателя коллегии возлагается организационное руководство коллегией.
Распределение членов Верховного Суда по коллегиям производится председателем Верховного Суда.
Президиум Верховного Суда автономной республики утверждается по представлению председателя Верховного Суда Президиумом Верховного Совета автономной республики. В его состав входят: председатель Верховного Суда (он является председателем президиума), заместители председателя и несколько членов.
В компетенцию (полномочия) Верховного Суда АССР входит рассмотрение:
— гражданских и уголовных дел, отнесенных к его ведению, по первой инстанции;
— дел по кассационным жалобам и протестам на решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, не вступившие в законную силу;
— дел по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, на постановления народных судей и определения распорядительных заседаний районных (городских) народных судов о предании суду.
Таким образом, Верховный Суд автономной республики является судом первой инстанции, судом второй, кассационной инстанции и надзорной инстанцией.
Полномочия суда первой инстанции и инстанции кассационной осуществляют коллегии — гражданская и уголовная; полномочия надзорной инстанции принадлежат президиуму Верховного Суда.
В структуру Верховного Суда автономной республики входит дисциплинарная коллегия в составе 5—7 членов из числа членов Верховного Суда (один из них председатель) и наиболее авторитетных народных судей.
При Верховном Суде Татарской АССР и Верховных Судах некоторых других автономных республик созданы и функционируют научно-методические советы. В их состав входят наряду с председателями Верховных Судов и их заместителями наиболее квалифицированные члены суда, а также ученые-юристы и преподаватели юридических вузов.
3) Компетенция
Подсудность Верховному Суду автономной республики гражданских дел определена в общей форме: Верховный Суд автономной республики вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) народного суда, находящегося на территории автономной республики, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 114 ГПК РСФСР).
Практика установила достаточно определенный круг дел, которые по первой инстанции рассматриваются судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда автономной республики, а именно: наиболее сложные жилищные и трудовые дела; споры об авторском праве на литературное, музыкальное, художественное произведение; иски о праве на открытие и изобретение; дела, имеющие большое общественное значение, и такие, по которым вынесенные районным (городским) народным судом решения дважды отменялись в кассационном порядке.
Подсудность Верховного Суда автономной республики в качестве суда первой инстанции по делам уголовным установлена уголовно-процессуальным законодательством аналогично подсудности краевым, областным судам (ст. 37 УПК РСФСР).
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам в качестве суда первой инстанции заседают в составе председательствующего — председателя суда, или председателя коллегии, или члена суда и двух народных заседателей.
В целях усиления воспитательного значения судебных процессов в Верховном Суде автономной республики широко практикуется разбирательство дел, как» уголовных, так и гражданских, в выездных заседаниях на фабриках, заводах, в клубах предприятий, совхозов, колхозов и вынесение частных определений, которыми обращается внимание руководителей учреждений, предприятий, организаций и других лиц на причины и условия, способствующие совершению преступлений и требующие принятия соответствующих мер для их устранения.
В Верховном Суде автономной республики созываются распорядительные заседания суда в составе: председателя суда, или заместителя председателя, или члена суда в качестве председательствующего и двух народных заседателей.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает большое количество дел о преступлениях, подсудных Верховному Суду АССР, требующих обязательного внесения их в распорядительное заседание, в частности, такие, где в качестве санкции значится смертная казнь.
Распорядительное заседание выносит одно из следующих определений: о предании обвиняемого суду, о возвращении дела для производства дополнительного расследования, о приостановлении дела производством, о направлении по подсудности, о прекращении дела.
Решения, вынесенные судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда автономной республики, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и иными лицами, участвующими в деле, или опротестованы прокурором в Верховный Суд союзной республики. Срок на обжалование и опротестование — десять дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Вынесенные судебной коллегией по уголовным делам приговоры могут быть обжалованы в кассационном порядке осужденным, его защитником, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом и его представителем или опротестованы прокурором в Верховный Суд союзной республики. Срок на обжалование и опротестование — единый для всех судов: семь суток со дня провозглашения приговора, а для осужденных, содержащихся под стражей,— тот же срок со дня вручения им копии приговора.
Судебные коллегии Верховного Суда автономной республики выполняют функции второй, кассационной инстанции в отношении приговоров и решений районных (городских) народных судов, находящихся на территории республики. Дела в кассационном порядке рассматриваются коллегией в составе трех членов суда, из них один — председательствующий.
Народные заседатели при разбирательстве дел в кассационном порядке в состав судебных коллегий не входят.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда АССР, заседающие в качестве кассационной инстанции, заканчивают рассмотрение дела вынесением, с соблюдением тайны совещательной домнаты, определения: об оставлении в силе решения или приговора; об отмене решения или приговора и направлении дела на новое рассмотрение; об оставлении в силе решения или приговора с внесением в него изменений (по уголовным делам — в сторону, благоприятствующую осужденному), если по делу не требуется собирание или дополнительная проверка доказательств, обстоятельства дела установлены районным (городским) народным судом правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.
Вынесенные, в кассационном порядке определения являются окончательными и могут быть опротестованы лишь в порядке надзора уполномоченными на то лицами.
Таким образом, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда автономной республики имеют двоякого рода полномочия: рассмотрение дел по первой инстанции и рассмотрение дел в кассационном порядке. Это влечет в Верховных Судах автономных республик с большим числом членов, к примеру — в Башкирии, Татарии, специализацию судей внутри коллегии, а именно: образование судебных составов, возглавляемых председателем — членом суда, главным образом для разбирательства дел, поступивших по кассационным жалобам и протестам. За каждым составом, состоящим из трех судей, закрепляется известное количество районных (городских) судов, а внутри состава за каждым членом закрепляются определенные районы из обслуживаемых данным судебным составом в целом.
Такой порядок, именуемый распределением членов коллегии по зонам, помогает глубже, конкретнее изучать судебную практику районных (городских) народных судов, выявлять их ошибки и помогать в их исправлении.
Президиуму Верховного Суда автономной республики принадлежат надзорные полномочия. Он рассматривает протесты еа вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, на постановления народных судей и определения распорядительных заседаний районных (городских) народных судов о предании суду, а также на определения судебных коллегий Верховного Суда автономной республики, вынесенные по кассационным жалобам и протестам.
Протесты в президиум Верховного суда автономной республики могут вносить: Генеральный прокурор СССР, его заместители, Прокурор союзной республики, на территории которой находится автономная республика, и его заместители, Председатель Верховного Суда союзной республики и его заместители, а также прокурор автономной республики и председатель Верховного Суда автономной республики. Таким образом, круг лиц, которым предоставлено право протеста, достаточно велик, однако на практике протесты чаще всего приносят прокурор автономной республики и председатель Верховного Суда АССР.
Президиум Верховного Суда автономной республики правомочен заседать при наличии не менее половины его состава при обязательном участии прокурора автономной республики. Решение президиума в форме постановления принимается открытым голосованием, по большинству голосов, немедленно входит в законную силу и может быть пересмотрено лишь в надзорном порядке Верховным Судом союзной республики.
Президиум правомочен выносить такие постановления:
а) протест оставить без удовлетворения;
б) отменить приговор или решение и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством, либо передать дело на новое расследование или новое судебное рассмотрение;
в) внести изменения в приговор в сторону, благоприятствующую осужденному, или в решение, если не требуется дополнительной проверки доказательств (ст. 378 УПК РСФСР и ст. 329 ГПК РСФСР).
До образования министерства юстиции в автономных республиках Верховный Суд автономной республики имел обширные полномочия в области организационного руководства районными (городскими) народными судами. В настоящее время эти полномочия от Верховного Суда автономной республики отошли в ведение министерства юстиции. За президиумом сохранились функции руководства судебными коллегиями Верховного Суда и аппаратом суда.
Президиум Верховного Суда автономной республики рассматривает также материалы изучения судебной практики и оказывает помощь народным судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с министерством юстиции автономной республики. Координация находит свое выражение в разнообразных формах, в частности, в участии членов Верховного Суда в проверках районных (городских) народных судов, в совместном изучении деятельности народных судов в различных направлениях, в составлении соответствующих обзоров, в организации семинаров с народными судьями и т. д.
В Верховном Суде автономной республики ведется большая работа по анализу, изучению деятельности коллегий и президиума суда: рассмотрения тех или иных категорий гражданских и уголовных дел по первой инстанции, в кассационном порядке, надзорной практики Верховного Суда, качества и действенности частных определений и т. п. Результаты анализа отражаются в обзорах, которые после обсуждения на президиуме суда и по согласованию с министерством юстиции рассылаются в районные (городские) народные суды.
Большую роль в повышении уровня всей многогранной деятельности Верховного Суда АССР, особенно его работы по изучению и обогащению практики, играют образованные при некоторых из них (Татария, Башкирия) научно-методические советы.
К компетенции президиума Верховного Суда автономной республики ранее относилось рассмотрение дисциплинарных проступков судей районных (городских) народных судов, функционирующих на территории АССР, а также членов Верховного Суда. В связи с обрааованием в Верховных Судах АССР дисциплинарных коллегий согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 мая 1976 г. полномочия этого рода отошли к дисциплинарным коллегиям.
Верховный Суд автономной республики наделен правом законодательной инициативы, что вытекает из государственного статуса автономной республики и положения в ней Верховного Суда, как высшего судебного органа республики.
Закон о судоустройстве РСФСР не раскрывает ни содержания права законодательной инициативы Верховного Суда АССР, ни процедуры ее осуществления.
Следует полагать, что Верховный Суд правомочен входить в Президиум Верховного Совета автономной республики с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению, в пределах компетенции автономной республики, в законодательном порядке, и по вопросам толкования уже изданных законов АССР.
Эти представления вносит в Президиум Верховного Совета автономной республики председатель Верховного Суда республики после их обсуждения на заседании президиума суда.
Председатель Верховного Суда автономной республики, его заместители и члены суда ведут большую и многообразную общественно-массовую работу. Сюда входят: отчеты председателя Верховного Суда на сессиях Верховного Совета автономной республики и на заседаниях Президиума Верховного Совета, занятия с избранными народными заседателями, преподавание в университетах правовых знаний, в юридических вузах там, где они имеются (Казань, Уфа), на различных курсах повышения квалификации юристов, выступления в печати, по радио и телевидению, чтение лекций на правовые темы по линии общества «Знание» и т. п.
Все эти и иные формы общественно-массовой работы Верховного Суда АССР укрепляют связь суда с населением, ставят его деятельность под контроль трудящихся, поднимают авторитет суда и значимость государственной функции — осуществления правосудия.
Под руководством председателя Верховного Суда автономной республики и председателей коллегий находится аппарат Верховного Суда. Количественный состав аппарата и номенклатура должностей утверждаются постановлением Совета Министров союзной республики по представлению Министра юстиции союзной республики.
В номенклатуру должностей входят старшие консультанты и консультанты, состоящие при председателе суда и председателях коллегий, и сотрудники канцелярии: секретарь президиума, секретари коллегий, секретари судебных заседаний, архивариус, работники бухгалтерии и хозяйственной части, делопроизводители, машинистки.
Права и обязанности председателя Верховного Суда автономной республики законодательство о судоустройстве определяет исходя из того, что председатель суда — прежде всего судебный деятель.
Статья 47 Закона о судоустройстве РСФСР, касаясь полномочий председателя Верховного Суда АССР, называет вначале его судебные полномочия, а именно:
а) председательствовать в судебных заседаниях коллегии или назначать для этого своего заместителя, председателя судебной коллегии или члена суда;
б) приносить в порядке, установленном законом, протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения районных (городских) народных судов, на постановления народных судей и распорядительных заседаний народных судов, а также на определения судебных коллегий, вынесенные по жалобам или протестам; созывать президиум суда и председательствовать на его заседании.
Затем перечисляются полномочия председателя Верховного Суда АССР по преимуществу организационного характера: распределение членов суда по судебным коллегиям; организация работы по обобщению судебной практики; осуществление общего организационного руководства работой суда.
В отсутствие председателя Верховного Суда автономной республики его права и обязанности осуществляет заместитель председателя суда.
В Абхазской автономной республике и некоторых других председатели Верховных Судов являются членами Верховных Судов союзных республик по должности.

Продолжение ...


Заявка на бесплатную консультацию


Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты