Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Другие организации
  Юридический инстаграм    Практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Статьи    Законодательство    История    Ответственность    Сайт юриста
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?



Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


1) Место Верховного Суда СССР в советской судебной системе
В соответствии со ст. 153 Конституции СССР Верховный Суд СССР является высшим судебным органом Союза Советских Социалистических Республик и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных Законом.
Пределы полномочий Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 г. Анализ очерченных в Законе надзорных полномочий Верховного Суда СССР за деятельностью судебных органов союзных республик приводит к следующим выводам.
Во-первых, Верховный Суд СССР не может принять к своему производству дело, которое возникло в судебных органах союзных и автономных республик, если оно не было рассмотрено в Верховном Суде союзной республики.
Во-вторых, Закон уполномочивает Верховный Суд СССР рассматривать протесты на приговоры, решения и постановления Верховных Судов союзных республик лишь в двух случаях: если они противоречат общесоюзному законодательству или нарушают интересы других союзных республик. Во всех других случаях окончательной судебной инстанцией является Верховный Суд соответствующей союзной республики.
Освобождение Верховного Суда от неограниченных полномочий в области судебного надзора важно потому, что оно создало возможность для Верховного Суда Союза ССР сосредоточить свое внимание на выполнении иных функций, которыми наделен Верховный Суд СССР, в целях укрепления на территории СССР единой социалистической законности.
Закон о Верховном Суде СССР возлагает на Верховный Суд изучение практики применения судами законодательства и дачу руководящих разъяснений по вопросам его применения.
Верховный Суд СССР наделен правом законодательной инициативы (ст. 113 Конституции СССР).
Верховный Суд СССР, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, разрешает вопросы, вытекающие из заключенных СССР с другими государствами договоров об оказании правовой помощи.
Верховный Суд СССР в своей деятельности руководствуется общесоюзными Законами и Законами союзных республик, поскольку в Верховный Суд СССР в порядке судебного надзора и в предусмотренных законом случаях поступают дела из Верховных Судов всех союзных республик и поскольку Верховный Суд СССР правомочен по первой инстанции рассматривать гражданские и уголовные дела исключительной важности вне зависимости, на территории какой союзной республики они возникли.
2) Организация, состав и структура Верховного Суда СССР
Верховный Суд Союза Советских; Социалистических Республик избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Он состоит из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя, членов Верховного Суда СССР и народных заседателей. В Верховный Суд СССР входят председатели Верховных Судов союзных республик, которые являются членами Верховного Суда СССР по должности.
Трудно переоценить значение этой нормы.
Председатели Верховных Судов союзных республик, имея богатый опыт судебной деятельности, принимая участие в различных формах в работе Верховного Суда СССР, в том числе в заседаниях Пленума, оказывают существенную помощь в коллегиальном решении наиболее важных, принципиальных вопросов, возникающих в практике Верховного Суда СССР.
Участие председателей Верховных Судов союзных республик в работе Верховного Суда СССР, в котором рассматриваются дела, поступающие из всех союзных республик, обогащает их знания и кругозор и тем самым облегчает им осуществлять надзор за судебной деятельностью судов республики.
Количественный состав Верховного Суда СССР устанавливается Верховным Советом СССР.
Избрание отдельных судей Верховного Суда СССР вместо выбывших производится по представлению Председателя Верховного Суда СССР Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиумом Верховного Совета СССР с последующим представлением изданного в связи с этим Указа на утверждение Верховного Совета СССР на очередной сессии.
Президиум Верховного Совета СССР по представлению Председателя Верховного Суда СССР утверждает из числа заместителей Председателя Верховного Суда СССР первого заместителя Председателя, из числа членов Верховного Суда СССР — председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР.
Настоящий состав Верховного Суда СССР избран Верховным Советом СССР 16 декабря 1977 г.
В него вошли: Председатель, два заместителя Председателя, 16 членов и 45 народных заседателей. Поскольку практика Верховного Суда СССР знает рассмотрение дел по первой инстанции в выездных заседаниях в различных союзных республиках, то среди народных заседателей имеются представители коренных национальностей союзных республик. В числе народных заседателей Верховного Суда СССР десять женщин.
Судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР ответственны и отчитываются перед Верховным Советом СССР.
Согласно Закону о Верховном Суде СССР Верховный Суд СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР (ст, 10 Закона о Верховном Суде СССР).
Устанавливая ответственность Верховного Суда СССР перед Верховным Советом СССР и его Президиумом, Закон о Верховном Суде СССР указывает, что судьи и народные заседатели Верховного Суда СССР независимы и подчиняются только закону. Закон о Верховном Суде СССР содержит специальные правовые гарантии независимости судей и народных заседателей Верховного Суда СССР.
Судьи Верховного Суда СССР, а также народные заседатели Верховного Суда СССР при осуществлении правосудия не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Председатель, его заместители, члены и народные заседатели Верховного Суда СССР могут быть отозваны или досрочно освобождены не иначе как Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиумом Верховного Совета СССР с последующим представлением изданного в связи с этим Указа на утверждение Верховного Совета СССР на очередной сессии. Верховный Суд СССР действует в составе Пленума Верховного Суда СССР и трех коллегий: Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии.
Пленум Верховного Суда СССР состоит из Председателя Верховного Суда СССР, заместителей Председателя и членов Верховного Суда СССР.
Пленум Верховного Суда СССР правомочен заседать при наличии не менее двух третей его состава.
В заседаниях Пленума обязательно участие Генерального прокурора СССР. В заседаниях Пленума участвует Министр юстиции СССР. Пленум Верховного Суда СССР созывается не реже одного раза в четыре месяца.
Решения Пленума оформляются постановлениями, которые принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.
Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда СССР из числа членов Верховного Суда СССР. Председатель Верховного Суда СССР в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Гражданские и уголовные дела в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда СССР рассматриваются в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР с соблюдением правил, установленных процессуальными кодексами соответствующих союзных республик.
При Верховном Суде СССР действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда СССР. При образовании Научно-консультативного совета в 1962 г. указывалось, что этот орган, действующий на общественных началах, образуется «в целях повышения качества подготовки вопросов; связанных с обобщением и изучением судебной практики, и проектов руководящих разъяснений о применении законодательства при рассмотрении судебных дел, а также укрепления связи судебных органов с научными, юридическими учреждениями».
Научно-консультативный совет имеет две секцииз гражданско-правовую и уголовно-правовую.
3) Полномочия Верховного Суда СССР
В соответствии с Законом о Верховном Суде СССР Верховный Суд СССР в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по7 вновь Открывшимся обстоятельствам, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, осуществляет контроль за выполнением судами своих руководящих разъяснений, осуществляет право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР, разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров.
Широкими полномочиями Закон наделяет Пленум Верховного Суда СССР. Согласно ст. 18 Закона о Верховном Суде СССР Пленум Верховного Суда СССР:
1) рассматривает в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР на решения, приговоры, определения судебных коллегий Верховного Суда СССР, а также на постановления президиумов и пленумов Верховных Судов союзных республик в случае противоречия их законодательству Союза ССР или нарушения ими интересов других союзных республик;
2) рассматривает по заключениям Генерального прокурора СССР о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по которым решения, приговоры или определения вынесены судебными коллегиями Верховного Суда СССР либо постановления приняты самим Пленумом Верховного Суда СССР;
3) рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора СССР и Министра юстиции СССР и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
4) утверждает по представлениям Председателя Верховного Суда СССР составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда СССР из числа членов Верховного Суда СССР;
5) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда СССР Научно-консультативный совет при Верховном Суде СССР;
6) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Верховный Совет СССР или в Президиум Верховного Совета СССР в порядке осуществления законодательной инициативы, а о толковании законов СССР — в Президиум Верховного Совета СССР;
7) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР о деятельности коллегий;
8) заслушивает доклады председателей Верховных Судов союзных республик, председателей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов о практике применения законодательства Союза ССР, а также о выполнении руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР;
9) рассматривает представления Председателя Верховного Суда СССР о несоответствии руководящих разъяснений пленумов Верховных Судов союзных республик законодательству Союза ССР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР;
10) рассматривает представления Генерального прокурора СССР о несоответствии руководящих разъяснений пленумов Верховных Судов союзных республик законодательству Союза ССР.
Закон о Верховном Суде СССР определяет порядок рассмотрения Пленумом Верховного Суда СССР судебных дел и принятия по ним постановлений, а также порядок рассмотрения им вопросов, не связанных с разрешением судебных дел.
На основании ст. 19 Закона о Верховном Суде СССР при рассмотрении дела в порядке надзора Пленум заслушивает доклад судьи Верховного Суда СССР об обстоятельствах дела и доводах протеста. Затем Генеральный прокурор СССР поддерживает принесенный им протест или. дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту Председателя Верховного Суда СССР. В таком же порядке Пленум рассматривает дела по заключениям Генерального прокурора СССР, о вновь открывшихся обстоятельствах.
В обсуждении протеста или заключения о вновь открывшихся обстоятельствах принимают участие только члены Пленума Верховного Суда СССР.
В необходимых случаях для дачи объяснений на заседание Пленума могут быть приглашены истец, ответчик и их представители, осужденный, оправданный, их защитник, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель.
Уведомление о заседании Пленума и копии протеста или заключения этим лицам направляются не позднее чем за десять дней до заседания.
Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный прокурор СССР вправе отозвать свой протест до начала рассмотрения дела. Постановление по делу принимается путем голосования. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования. Если ни одно из предложений, в том числе и сформулированное в протесте или заключении, не собрало большинства голосов, протест или заключение оставляются без удовлетворения.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке, не может участвовать в рассмотрении этого же дела на Пленуме Верховного Суда СССР, Постановления Пленума по судебным делам вступают в законную силу немедленно по их принятии и исполняются в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.
Вопросы, не связанные с разрешением судебных дел, вносятся на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда СССР, Генеральным прокурором СССР и Министром юстиции СССР, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. Генеральный прокурор СССР дает заключение. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума.
В укреплении социалистической законности при отправлении правосудия весьма важная роль принадлежит руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. За последние годы Пленум дал руководящие разъяснения судам по важнейшим проблемам осуществления правосудия в СССР, в частности, о задачах судебных органов, вытекающих из решений XXV съезда КПСС и последующих решений Пленумов ЦК КПСС. Для того, чтобы руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР являли собой синтез практики и теории, были на уровне современной юридической науки и обогащали ее, все проекты руководящих разъяснений предварительно обсуждаются на Научно-консультативном совете. Вошла в практику рассылка проектов руководящих разъяснений для заключения юридическим вузам страны и научно-исследовательским институтам.
Своими разъяснениями Верховный Суд СССР не создает законодательных норм; ими он учит, как правильно, единообразно понимать и применять закон, избегать ошибок в сложных случаях. В руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда СССР содержатся также указания, какие профилактические меры, применительно к тем или иным правонарушениям, в том числе преступлениям, должны быть проведены в целях предупреждения их повторения в будущем.
Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР обязательны для судов при осуществлении ими правосудия и для всех иных органов в их правоприменительной деятельности. Они являются предметом исследования ученых-правоведов и тщательно изучаются в юридических вузах страны при преподавании соответствующих дисциплин.
После опубликования руководящих разъяснений Пленума Верховный Суд СССР, используя различные методы, в первую очередь свою надзорную деятельности, проверяет эффективность содержащихся в них положений, соотносит их с новым законодательством, с выдвигаемыми жизнью потребностями судебной практики и в необходимых случаях вносит в руководящие т разъяснения изменения и дополнения и отменяет устаревшие.
Как уже отмечалось, в составе Верховного Суда СССР действуют Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Согласно действующему Закону о Верховном Суде СССР полномочия коллегий расширены. На основании ст. 26 Закона о Верховном Суде СССР Судебная коллегия по гражданским делам:
1) рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела исключительной важности;
2) рассматривает в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей на решения, определения, вынесенные Верховдым Судом союзной республики в качестве суда первой инстанции, в случае противоречия их законодательству Союза ССР или нарушения ими интересов других союзных республик;
3) разрешает споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дела;
4) решает вопрос о возможности применения судами процессуального законодательства другого государства при выполнении в соответствии с международными, договорами СССР поручений иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий;
5) рассматривает дела по протестам Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей на решения Морской Арбитражной Комиссии при Торгово-промышленной палате СССР.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР:
1) рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела исключительной важности;
2) рассматривает в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей на приговоры, определения, вынесенные Верховным Судом союзной республики в качестве суда первой инстанции, в случае противоречия их законодательству Союза ССР или нарушения ими интересов других союзных республик;
3) разрешает споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дела;
4) решает вопрос о возможности применения судами процессуального законодательства другого государства при выполнении в соответствии с международными договорами СССР поручений иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (ст. 27 Закона).
Военная коллегия Верховного Суда СССР:
1) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности, подсудные военным трибуналам, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные;
2) рассматривает кассационные, частные жалобы и протесты на решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов на постановления судей этих трибуналов;
3) рассматривает в порядке надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, их заместителей, председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главного военного прокурора на решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов;
4) рассматривает по заключениям Генерального прокурора СССР или Главного военного прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по которым решения, приговоры или определения вынегены военными трибуналами видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов (ст. 28 Закона).
В состав судебных коллегий Верховного Суда СССР, заседающих в качестве первой инстанции, входят председатель коллегии или член коллегии в качестве председательствующего и два народных заседателя.
Судебные коллегии Верховного Суда СССР в надзорном порядке, а Военная и в кассационном, рассматривают дела в составе трех членов Верховного Суда СССР, из них один — председательствующий.
Приговоры и решения коллегиями Верховного Суда СССР выносятся именем СССР.
Вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда СССР решения, приговоры и определения окончательны и могут быть отменены или изменены Пленумом Верховного Суда СССР по протесту Председателя Верховного Суда СССР или Генерального прокурора СССР. Рассмотрением судебных дел исключительной важности по первой инстанции, в кассационном порядке (Военная коллегия) и в порядке судебного надзора деятельность коллегий Верховного Суда СССР не ограничивается. Она имеет и иные формы. Укажем, в частности, на большую аналитическую работу по обобщению судебной практики, которую ведут судебные коллегии Верховного Суда СССР. Итогами ее являются отчеты, представляемые Пленуму Верховного Суда СССР, а также обзоры судебной практики, систематически публикуемые в «Бюллетенях Верховного Суда СССР» или непосредственно рассылаемые на места, в судебные органы союзных республик и нижестоящие военные трибуналы.
Решения, приговоры, определения судебных коллегий Верховного Суда СССР, постановления Пленума Верховного Суда СССР по отдельным конкретным делам не имеют обязательной силы для судов при рассмотрении ими аналогичных категорий судебных дел, но их систематизация, осмысливание, изучение помогают глубже понять волю законодателя, уяснить букву и дух закона, правильно применять нормы права и, в конечном счете, способствуют укреплению единой социалистической законности.
4) Полномочия Председателя Верховного Суда СССР, его заместителей и председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР
3акон о Верховном Суде СССР детально регламентирует полномочия Председателя Верховного Суда СССР, его заместителей, а также председателей судебных коллегий Верховного Суда СCCP.
В соответствии со ст. 35 Закона Председатель Верховного Суда СССР:
1) вносит в Верховный Суд СССР протесты на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда СССР; на решения, приговоры, определения, вынесенные Верховным Судом союзной республики в качестве суда первой инстанции; на постановления президиумов и пленумов Верховных Судов Союзных республик, принятые по судебным делам; на решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов; на постановления судей этих военных трибуналов; на решения Морской Арбитражной Комиссии при Торгово-промышленной палате СССР;
вносит в президиумы и пленумы Верховных Судов союзных республик в соответствии с компетенцией президиумов и пленумов, определяемой законодательством союзных республик, протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик в случае противоречия их законодательству Союза ССР или нарушения ими интересов других союзных республик;
вносит в военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, опре-» деления военных трибуналов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов;
2) вправе приостанавливать в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов СССР и союзных республик, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;
3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
4) созывает Пленум Верховного Суда СССР и председательствует на его заседаниях; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда СССР при рассмотрении любого дела;
5) представляет отчеты Верховному Совету СССР о деятельности Верховного Суда СССР и докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР;
6) вносит в Верховный Совет СССР, а в период между его сессиями — в Президиум Верховного Совета СССР представления об отзыве или досрочном освобождении, заместителей Председателя, членов и народных заседателей Верховного Суда СССР;
7) вносит представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требующим толкования законов СССР;
8) вносит в Пленум Верховного Суда СССР представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР действующему законодательству Союза ССР, а в случае отклонения представления Пленумом Верховного Суда СССР вносит представление в Президиум Верховного Совета СССР;
9) вносит в Пленум Верховного Суда союзной республики представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда союзной республики законодательству Союза ССР или союзной республики, а в случае отклонения представления Пленумом Верховного Суда союзной республики вносит представление соответственно в Пленум Верховного Суда СССР или в Президиум Верховного Совета союзной республики;
10) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда СССР;
11) осуществляет организационное руководство работой судебных коллегий и руководит работой аппарата Верховного Суда СССР;
12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему настоящим Законом.
Заместители Председателя Верховного Суда СССР:
1) вносят в судебные коллегии Верховного Суда СССР протесты на решения, приговоры, определения, вынесенные Верховными Судами союзных республик в качестве судов первой инстанции; на решения Морской Арбитражной Комиссии при Торгово-промышленной палате СССР;
вносят в президиумы и пленумы Верховных Судов союзных республик в соответствии с компетенцией президиумов и пленумов, определяемой законодательством союзных республик,— протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик в случае противоречия их законодательству Союза ССР или нарушения ими интересов других союзных республик;
вносят в Военную коллегию Верховного Суда СССР протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов;
вносят в военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных трибуналов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов;
могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда СССР при рассмотрении любого дела;
2) вправе приостанавливать в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов СССР и союзных республик, на которые в соответствии с настоящим Законом они могут принести протест;
3) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда СССР.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда СССР его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда СССР, а при отсутствии и первого заместителя — заместитель Председателя Верховного Суда СССР (ст, 36 Закона).
Председатели судебных коллегий Верховного Суда СССР:
1) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
2) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
3) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий;
4) представляют Пленуму Верховного Суда СССР отчеты о деятельности коллегий;
5) вправе истребовать в пределах полномочий Верховного Суда СССР судебные дела для проверки в порядке надзора, а также для изучения и обобщения судебной практики;
6) решают, в случае необходимости, вопрос о передаче дела из суда одной союзной республики в суд другой союзной республики, из военного трибунала одного вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота в военный трибунал другого вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР кроме того:
1) вносит в Военную коллегию Верховного Суда СССР протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов;
вносит в военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных трибуналов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов;
2) вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного трибунала, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;
3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными трибуналами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР;
4) информирует Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота, Главнокомандующих видами Вооруженных Сил СССР, командование и политические органы пограничных и внутренних войск о вопросах, вытекающих из судебной деятельности Военной коллегии;
5) участвует в заседаниях коллегии Министерства обороны СССР, Военных Советов видов Вооруженных Сил СССР при обсуждении вопросов укрепления законности и воинской дисциплины (ст. 37 Закона).
5) Аппарат Верховного Суда СССР
В большой и ответственной работе, которую ведет, высший судебный орган советского государства — Верховный Суд СССР, ему помогает аппарат Суда.
В составе аппарата Верховного Суда СССР образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники отделов, других структурных подразделений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда СССР, Председатель Верховного Суда имеет также помощников по участкам работы.
Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда СССР определена Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1980 года.
В связи с образованием Министерства юстиции СССР и передачей некоторых функций из ведения Верховного Суда СССР в компетенцию Министерства юстиции СССР структура аппарата Верховного Суда СССР подверглась некоторым изменениям и в настоящее время в нее входят такие подразделения:
1. Секретариат Пленума (на правах отдела).
2. Группа консультантов при Судебной коллегии по гражданским делам.
3. Группа консультантов при Судебной коллегии по уголовным делам.
4. Отдел обобщения судебной практики.
5. Отдел систематизации и пропаганды советского законодательства.
6. Канцелярия (на правах отдела).
7. Приемная (на правах отдела).
8. Хозяйственно-финансовый отдел.
9. Архив (на правах отдела).
При Верховном Суде СССР состоят редакция «Бюллетеня Верховного Суда СССР» и Научно-консультационный совет. Штатная численность аппарата Верховного Суда СССР установлена в количестве 194 единиц, в том числе 13 судей Верховного Суда СССР. Основные оперативные работники аппарата Верховного Суда СССР — главные и старшие консультанты, главные и старшие инспекторы, консультанты, инспекторы, кодификаторы, секретари судебных заседаний.
Верховный Суд СССР имеет свой официальный орган «Бюллетень Верховного Суда СССР».
В нем регулярно публикуются все руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР; обзоры судебной практики; отчеты судебных коллегий; постановления Пленума по отдельным судебным делам; решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда СССР; статьи по теоретическим вопросам социалистической законности и правосудия; дается информация о деятельности пленумов и президиумов Верховных Судов союзных республик и их судебных коллегий; печатаются важнейшие законодательные и иные нормативные акты Союза Советских Социалистических Республик.

Продолжение ...



Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты