Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Другие организации
  Юридический инстаграм    Практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Статьи    Законодательство    История    Ответственность    Сайт юриста
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?



Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Оформление двухпартийной системы


Я. М. Бельсон, К. Е. Ливанцев. "История государства и права США"
Изд-во Ленинградского университета, Л., 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Как уже упоминалось, исторически в стране сложилась двухпартийная система, т. е. политическое господство двух крупных буржуазных партий — республиканской и демократической. На первых порах партии довольно четко разграничивали свои интересы, хотя уже в начале 50-х годов прошлого столетия К. Маркс отмечал, что в Америке «сегодня общественные противоречия гораздо менее развиты, чем в Европе». Основные функции обеих главных буржуазных партий — поставлять правящие кадры, удерживать монополию власти в руках буржуазии, вести идеологическую обработку масс, внедряя буржуазные воззрения и идеологию. Уже в конце XVIII в. выделились две основные группировки: федералистов, стремившихся к созданию сильного союза штатов, т. е. к унитаризации государства (позднее демократическая партия), и республиканцев, требовавших большей демократизации политической жизни и сохранения широкой автономии штатов (антифедералистов).
Заслугой так называемых республиканцев было осуществление ряда прогрессивных реформ, которые преимущественно связаны с деятельностью президента Т. Джефферсоиа. Однако во второй половике XIX в. демократическая партия, имевшая в качестве основной социальной базы южные штаты, превратилась в партию, боровшуюся за сохранение рабства. Республиканская же партия возглавила борьбу Севера против Юга. В настоящее время, используя свое историческое прошлое, республиканская партия называет себя «партией Линкольна». Таким образом, когда-то две главных буржуазных партии представляли в США действительно враждующие политические организации, разделенные серьезными противоречиями. «Партия прежних рабовладельцев, — писал В. И. Ленин, — это — так называемая „демократическая партия". Партия капиталистов, стоявшая за освобождение негров, развилась в „республиканскую партию"».
Когда рабовладельческий Юг был побежден, капитализм начал быстро распространяться на его территории. В результате основа коренных противоречий между республиканцами и демократами оказалась растворенной. «После освобождения негров, — как указывал В. И. Ленин, — разница между той и другой партией становилась все меньше». Классовая, политическая и идеологическая идентичность двух партий находит отражение, в частности, в том, что персональный состав их руководящих групп тесно переплетается.
Надо сказать, что слово партия в привычном его понимании может быть применимо к республиканцам и демократам лишь с некоторой условностью. Прежде всего в этих партиях нет постоянных членов, а всякий, кто голосовал на выборах за кандидатов той или иной из них, может считать себя к ней принадлежащим. Ни республиканцы, ни демократы не имеют постоянных уставов и программ. Их периодически заменяют предвыборные «платформы». Влияние политически пестрого ii многослойного окружения, а также неоднородный классовый состав, естественно, приводили к фракционности, а порой и к эпизодическому неоформленному расколу обеих «великих партий». Внутрипартийная борьба проявляется главным образом в работе федерального Конгресса и законодательных органов штатов.
Американская двухпартийная система отличается от двухпартийных систем европейских буржуазных государств, в которых победившая на выборах партия, получив, соответственно, большинство в парламенте, формирует правительство. В Соединенных Штатах большинство в палатах Конгресса может принадлежать одной партии, а президент и назначенные им министры — другой. Такая практика известна под названием «разделенное правление». «Разделенное правление» оказывается возможным потому, что в широком смысле содержание межпартийной борьбы не является результатом серьезных разногласий в основных вопросах внутренней и внешней политической жизни страны и не может затрагивать коренные интересы правящих классов. В. И. Ленин писал о смысле борьбы основных буржуазных партий США: «Никакого серьезного значения для массы народа эта борьба не имела. Народ обманывали, отвлекали от его насущных интересов посредством эффектных и бессодержательных дуэлей двух буржуазных партий».
Господство двухпартийной системы — национальная политическая традиция Соединенных Штатов. С помощью этой системы правящий класс сумел прекрасно отладить механизм выборов в органы государственной власти. Данный механизм отлажен таким образом, что обеспечивает господство правящего класса независимо от того, какая из двух партий находится у власти, направляет общественное мнение страны в русло двухпартийных интересов, предотвращая тем самым создание массовой третьей партии.
Организационная структура основных партий США формировалась в ходе острейшей внутриполитической борьбы, развернувшейся в американском обществе в конце XVIII — начале XIX столетий. Первоначально, в период становления, двухпартийная система не играла существенной роли в политической организации общества. Но под воздействием усложняющейся политической борьбы в ней появлялись новые элементы, помогавшие партиям приспосабливаться к требованиям дня, объединять усилия сторонников той или иной партии в масштабах страны. Однако выработка структуры, способной консолидировать деятельность партийных организаций отдельных штатов, не нарушая в то же время их автономности, наталкивалась на серьезное препятствие: в первые полвека своего существования двухпартийная система не знала каких-либо центральных партийных органов, действовавших на постоянной основе. Вопрос о них поставила необходимость больше координировать деятельность партий в период между выборами и особенно в годы выборов. Ею и было продиктовано решение, принятое на съезде демократов в 1848 г., о создании в структуре партии нового органа — Национального комитета.
В 1856 г. примеру демократов последовали республиканцы. Небезынтересно, что функции и структура национальных комитетов постоянно менялись. Этот орган никогда не имел жесткой организационной формы, поскольку всегда был подчинен конъюнктурным целям борьбы за власть. К основным задачам комитетов относятся: подготовка и проведение съездов, руководство предвыборными камланиями и укрепление финансовой базы партии, патронаж, координация деятельности партийных организаций штатов, изучение общественного мнения, поиски наиболее выгодных для партии политических вопросов для постановки их на выборах. Ведущую роль в Национальном комитете играет исполком, в который помимо его главы — председателя — входят вице-председатель, секретарь, казначей и руководители отделов. Исполком осуществляет всю организационную подготовку очередного национального съезда. Члены Национального комитета в отличие от деятелей, входящих в другие органы партии, в гораздо большей степени связаны партийной дисциплиной: вне зависимости от своих интересов и убеждений они обязаны поддерживать в ходе предвыборной кампании кандидатуру, одобренную съездом.
Предвыборные кампании связаны с ожесточенными дискуссиями и определенной политической борьбой, так как <эв распоряжение победившей на выборах партии поступает федеральный государственный аппарат. Однако опоры затрагивают лишь второстепенные вопросы, поскольку существенных различий в программах демократической и республиканской. партий нет, и подлинные противоречия, волнующие американский народ, на ходе дискуссий не отражаются. Например, в конце XIX — начале XX в. предвыборная борьба за пост президента шла вокруг таких вопросов, как снижение таможенных пошлин и совершенствование системы денежного обращения.
Несомнено, что эти крупные американские политические партии заметно повлияли на развитие государственного механизма США, но вся их деятельность юридически не формализована и осуществляется практически вне сферы правового регулирования. Вместе с тем, каким бы ни был уровень правового регулирования двухпартийной системы в Соединенных Штатах (это следует подчеркнуть), они всегда играют ведущую роль в политическом механизме республики, в формировании и функционировании всех его институтов. Правящие круги США умело используют двухпартийную систему для укрепления своего господства. Играя роль оппозиции, одна из партий становится как бы центром концентрации недовольных и тем самым создает значительные трудности в образовании и укреплении подлинно народной партии. В конце XIX в. под контролем крупного капитала в США окончательно складываются так называемые партийные машины, основной целью которых является обеспечение победы своей партии на выборах.
Обе «старые партии» (демократическая к республиканская, которую называют также «Великой старой партией») довольно регулярно чередовались у власти, правда, с некоторым перевесом до конца первой мировой войны в пользу республиканцев (7 президентов-республиканцев против 4 демократов). Следует отметить политическое преобладание в последней трети XIX в. республиканской партии, олицетворявшей могущество промышленных н финансовых магнатов и умело использовавшей моральный авторитет этой партии, приобретенный в период гражданской войны 1861—1865 гг. Так, в последние три десятилетия XIX в. представители демократической партии лишь дважды занимали президентский пост (Г. Кливленд в 1885—1889 гг. и 1893—1897 гг.). Но независимо оттого, демократическая или республиканская партия господствует в Белом доме и Капитолии, обе они осуществляют интересы крупного монополистического капитала и при победе па п резидентских выборах прибирают к рукам федеральную исполнительную власть по так называемому правилу «добычи». Это правило, закрепленное практикой, заключается в том, что пришедшая к власти партия замещает своими сторонниками все посты в государственном аппарате. Совершенно очевидно, что данная практика способствует расцвету коррупции и взяточничества.
Политическая борьба находит свое выражение и в конфликтах по поводу правового статуса партий. Суть указанных конфликтов сводится к законодательному признанию или непризнанию партий. Вплоть до конца XIX в. партии рассматривались как частные организации. Они были просто неизвестны закону. С 1880 по 1920 г. большинство штатов ввело для них регулирующее законодательство и признало за партийными организациями штатов публичный характер. Но отсутствие федерального регулирования означает, что национальные партийные организации являются как бы частными организациями и как таковые могут сами, по своему усмотрению вводить любые правила внутрипартийной деятельности. Поскольку национальные партийные организации состоят из организаций штатов, то здесь неизбежно возникают противоречия между регулирующим законодательством штатов и внутренними партийными правилами в масштабах федерации.
Позднее лидеры национальных партийных организаций стали открыто разделять позицию, согласно которой национальная партийная организация как частное образование вправе управлять своими делами, не взирая на законодательство штатов. В итоге, в связи с потоком судебных исков, оспаривающих эту позицию, перед федеральными судами время от времени вставала проблема конституционного характера — может ли суд при отсутствии федерального законодательства по данному вопросу рассматривать национальные организации в качестве публичных. Анализ ряда судебных решений XIX—XX вв. показывает, что федеральные суды встали на позицию признания публичными только организаций в штатах.
Нельзя не вспомнить, что еще до оформления в США системы политических партий в стране возникло явление, известное под названием «лоббизм» («lobby» — буквально «коридор», «кулисы», «кулуары»). Известно, что термин «лобби» вошел в политическую жизнь Соединенных Штатов в начале XIX в. в форме «лобби-агент». Как об этом пишут в американских источниках, он применялся в 20—30-х годах прошлого столетия для обозначения тех завсегдатаев, которые заполняли правительственные учреждения в г. Олбани в поисках неофициальных встреч с должностными лицами штата Нью-Йорк. Лобби-агенты активно добивались от представителей власти штата выгодных для себя решений. Со временем слово трансформировалось в «лоббист» и, перекочевав в Вашингтон, прочно утвердилось в столичных коридорах власти. Один из советских ученых, анализируя классовое существо этого явления, пишет: «Классовый характер лоббизма определяется тем, что лоббизм — это прежде всего и главным образом специфическая форма политического воздействия монополистического капитала на органы государственной власти с целью законодательного обеспечения своих классовых интересов. Это основа. Но, коль скоро по перечню участвующих в нем субъектов и целей лоббизм не является исключительной прерогативой только большого бизнеса, следует сделать вывод, что перед нами своеобразный институт буржуазной демократии, классовая сущность которого в силу характера этой демократии не всегда проявляется прямо. Однако она не исчезает даже тогда, когда лоббизмом занимаются левые и прогрессивные группы. Посредством лоббизма они могут добиться определенных результатов, и уже поэтому его нужно использовать. Но лоббизм как форма борьбы неизбежно строго вписан в рамки буржуазного политического механизма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Каковы бы ни были результаты, достигнутые левыми и прогрессивными группами с помощью лоббизма, они не подрывают господства монополистического капитала, и в этом, коротко говоря, состоит его скрытая классовая сущность».
Вряд ли можно согласиться с утверждением, что лоббизм следует считать своеобразным институтом буржуазной демократии. Содействовать или препятствовать продвижению определенного законопроекта — основное назначение лоббиста, венчающее его деятельность.
С первых же дней лоббизмом исключительно активно стал заниматься большой бизнес. И в количественном, и в качественном отношении лоббизм устойчиво занял в нем господствующее положение. Ведущие предпринимательские союзы и корпорации создали мощную систему давления на все органы государственной власти. В борьбе за место под солнцем и в меру своих сил и возможностей включился в лоббизм средний и мелкий бизнес, а также фермерские и профсоюзные ассоциации, но это обстоятельство не может влиять на сущность лоббизма, как на организацию, эффективно действующую исключительно в интересах монополистического капитала.
Воздействие долларом — самое действенное средство политического давления в руках лоббистов и их организаций. В истории американской политической жизни найдется множество примеров прямого подкупа представителей власти буквально во всех звеньях государственного механизма. Финансирование избирательных кампаний, взятки, подарки, развлечения, угощения — вот средства, к которым прибегает лоббизм и которые давно снискали ему сомнительную славу в Соединенных Штатах и особенно за рубежом. В заключение нужно подчеркнуть, что лоббизм — органический атрибут американского двухпартийного, а по существу государственного механизма.

Продолжение ...



Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты