Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Другие организации
  Задать вопрос юристу    Юридический практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Юридические статьи    Законодательство    Ответственность  
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? Какова ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?

Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Организация юридической службы в народном хозяйстве


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


1) Понятие юридической службы в народном хозяйстве
Юридическая служба в народном хозяйстве — это деятельность правового характера системы структурных подразделений или должностных лиц (юрисконсультов) хозяйственных учреждений, организаций и предприятий, направленная на укрепление социалистической законности, повышение правовыми средствами эффективности и качества их работы, на защиту прав и законных интересов обслуживаемых коллективов и трудящихся и правовое воспитание последних.
Бурное экономическое развитие нашей страны в послевоенные годы значительно усложнило процесс управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС признал необходимым расширить экономические методы управления, увеличить объем правомочий предприятий, передав на их решение ряд вопросов, которые раньше относились к компетенции вышестоящих органов. Отсюда резко возросла нормотворческая деятельность предприятий и организаций, роль хозяйственных договоров. В связи с этим повысилась и роль юридической службы в народном хозяйстве.
Директивы XXV съезда КПСС об усилении и совершенствовании правовых методов в хозяйственной деятельности еще выше поднимают значение юридической службы в народном хозяйстве. Все это нашло свое отражение в ряде нормативных актов, важнейшими из которых являются: постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г. «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июня 1975 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства», постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».
2) Задачи юридической службы
В первую очередь к ним относится укрепление социалистической законности в деятельности министерств, ведомств, исполнительных комитетов Советов народных депутатов, предприятий, организаций и учреждений.
Экономическая реформа значительно расширила права предприятий и местных органов власти и управления, в частности, в области планирования, материально-технического Снабжения и сбыта и т. д. Расширение прав низовых звеньев означает, что соответствующие решения в настоящее время принимаются несравненно большим количеством руководителей хозяйственных организаций. Многие из них принимают форму правовых актов {приказы, инструкции, положения, договоры и т. п.). Предотвратить принятие правовых актов, не соответствующих действующему законодательству,— важнейшая задача юридической службы. В целях укрепления законности юридическая служба обязана также добиваться правильного толкования и исполнения требований норм права всеми должностными лицами и другими работниками во всех подразделениях, обслуживаемых этой службой.
Вторая задача, вернее группа задач, касается деятельности в области экономики. Это — активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, борьбы с бесхозяйственностью, улучшения экономических показателей работы, обеспечения сохранности социалистической собственности, повышения качества выпускаемой продукции, выполнения заданий и обязательств по хозяйственным договорам.
Успешное выполнение этих задач дает быстрый и заметный экономический эффект, оказывает существенную помощь в выполнении и перевыполнении плановых заданий. Это требует от работников юридической службы глубокого знания экономики, действующего законодательства и умения правильно применять его.
К числу основных задач юридической службы относится также защита прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Наконец, к основным задачам юридическое службы относится пропаганда советского законодательства. Умелая, широко поставленная пропаганда советского законодательства способствует укреплению законности, усилению экономического потенциала отдельных предприятий, организаций и страны в целом, уменьшению количества споров при исполнении договоров. Кроме того, доведение до масс и разъяснение советских законов имеет большое политическое, воспитательное значение.
3) Функции юридической службы
В отличие от задач, которые являются одинаковыми для всех видов юридической службы, методы, направленные на достижение этих задач, отличаются некоторыми особенностями, вытекающими из специфики деятельности органов, в состав которых входят юридические службы.
Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятий, организаций, учреждений объединяет функции юридических служб в три группы: функции юридической службы министерства и ведомства, т. е. органов руководства отраслями народного хозяйства; функции юридической службы исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, т. е. исполнительно-распорядительных органов общей компетенции; функции юридической службы предприятия, организации, учреждения.
Деятельность юридической службы министерств, ведомств и исполкомов Советов народных депутатов характеризуется преобладанием в ней работы, связанной с подготовкой или участием в подготовке и осуществлении мероприятий по обеспечению соблюдения социалистической законности в данной системе. Указанной службе свойственны такие функции, как разработка или предварительная проверка соответствия требованиям законодательства проектов нормативных актов, готовящихся к изданию, и визирование этих проектов; дача консультаций и справок по правовым вопросам; юридическое руководство и оказание методической помощи правовым подразделениям подведомственных организаций. Кроме того, эти службы организуют систематизированный учет и хранение поступающих в министерство, ведомство, исполком и издаваемых ими нормативных актов, подготавливают предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу актов, а в исполкомах - и об изменении, приостановлении или отмене не соответствующих закону решений и распоряжений нижестоящих Советов народных депутатов и их исполкомов.
Важнейшими из функций, свойственных только или преимущественно юридическим службам министерств и ведомств являются:
— обобщение практики применения законодательства в отрасли, разработка предложений по его совершенствованию;
— проведение работы по повышению роли хозяйственных договоров: обеспечение своевременного и правильного заключения хозяйственных договоров в отрасли, контроль за их исполнением и применение экономических мер воздействия к нарушителям договорной дисциплины;
— осуществление методического руководства претензионной работой в системе министерства, ведомства, анализ состояния этой работы и арбитражной практики и разработка предложений по устранению недостатков в деятельности подведомственных организаций, выявленных указанным анализом;
— проведение мероприятий по пропаганде советского законодательства, по повышению деловой квалификации юрисконсультов, правовых знаний работников центрального аппарата и подведомственных организаций;
— проверка состояния правовой работы в подведомственных организациях; проведение семинаров и обмена опытом юридических работников, созыв совещаний.
К функциям юридической службы исполкома Совета народных депутатов отнесено оказание юридической помощи постоянным комиссиям Совета, административным комиссиям, наблюдательным комиссиям, комиссиям по делам несовершеннолетних и другим комиссиям, созданным при исполнительном комитете Совета, а также депутатам Совета.
Указанные выше функции выполняются юридической службой министерства, ведомства, исполкома Совета народных депутатов в соответствующих случаях совместно с другими подразделениями этих органов.
Функции юридической службы предприятия, организации, учреждения не менее многочисленны.
В области обеспечения законности локальных нормативных актов юристы предприятия, организации, учреждения обязаны в частности:
проверять соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визировать их;
осуществлять контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных в структурных подразделениях;
подготовлять предложения об изменении действующих или отмене фактически утративщих силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии, в организации, учреждении.
Важные функции возложены на юридическую службу предприятия, организации, учреждения в области заключения хозяйственных договоров. Эта служба, совместно с другими подразделениями, организует работу по заключению хозяйственных договоров, участвует в подготовке указанных договоров и визирует их.
Для обеспечения сохранности социалистической собственности и защиты законных прав и интересов предприятий юридическая служба выполняет следующие функции:
организует и ведет претензионную работу, а если претензионная работа ведется другими подразделениями — осуществляет методическое руководство этой работой;
участвует в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности и принимает меры к ликвидации этой задолженности;
осуществляет контроль за соблюдением установленного действующим законодательством порядка приема продукции и товаров по количеству и качеству;
обобщает и анализирует результаты рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предложения об устранении выявленных недостатков.
Кроме того, на юридическую службу предприятий, организаций и учреждений возложен и ряд других функций, в том числе: участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, учреждением, организацией, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающим на отзыв;
оказание правовой помощи общественным организациям;
организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие (в организацию, учреждение) и издаваемых им нормативных актов;
проведение работы по пропаганде советского законодательства.
К функциям всех без исключения видов юридической службы, независимо от того, в составе какого органа она состоит, отнесено представительство в установленном порядке интересов данного органа в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов.
4) Правовое положение юридической службы и ее структура
Первым общесоюзным актом, целиком посвященным правовой работе в народном хозяйстве, явилось упоминавшееся постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г. Отмечая возросшее значение и некоторое улучшение правовой работы в народном хозяйстве, ЦК КПСС и Совет Министров СССР указали на существенные недостатки в этой области, четко определили основные задачи юридической службы министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Министерствам и ведомствам предложено осуществить ряд конкретных мер, направленных на устранение недостатков. Поручено разработать проект Общего положения о юридической службе. Совет Министров СССР постановлением от 22 июня 1972 г. утвердил Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения. Это первый общесоюзный акт, определяющий структуру, задачи и функции юридической службы в народном хозяйстве, права и ответственность ее работников.
Одновременно Совет Министров СССР предложил министерствам и ведомствам СССР утвердить аналогичные положения для своих систем с учетом особенностей работы в соответствующей отрасли, а Советам Министров союзных республик — обеспечить утверждение таких положений для хозяйственных организаций республиканского подчинения и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Министерству сельского хозяйства было поручено разработать и утвердить порядок юридического обслуживания колхозов, межколхозных предприятий и организаций, а Правлению Центросоюза и центральным органам других общественных организаций рекомендовано установить порядок осуществления правовой работы в соответствующих организациях применительно к Общему положению.
Во исполнение поручения Правительства СССР министерства и ведомства СССР утвердили ведомственные положения о юридической службе. Советы Министров союзных республик утвердили положения о юридической службе в исполкомах Советов народных депутатов и дали соответствующие поручения республиканским министерствам и ведомствам.
В частности, в РСФСР Положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте исполкома Совета депутатов трудящихся утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 12 сентября 1972 г.
Таким образом, в настоящее время имеется стройная система нормативных актов, достаточно подробно регламентирующих организацию юридической службы на всех уровнях и во всех отраслях народного хозяйства СССР.
Все основные нормативные акты о юридической службе исходят из Общего положения от 22 июня 1972 г. Благодаря этому установилась единая по всей стране структура правовых подразделений в народном хозяйстве. Для правовой работы в министерствах (ведомствах), исполкомах Советов народных депутатов, на предприятиях, в организациях, учреждениях создается юридический отдел или юридическое бюро или вводятся должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта. Выбор конкретной структуры зависит от объема, характера и сложности правовой работы (пункт 1 Общего положения).
Юридический отдел — самое крупное подразделение. Он создается в министерствах Союза ССР и некоторых союзных республик, в больших производственных объединениях, на промышленных предприятиях, заключающих значительное количество хозяйственных договоров, на крупных торговых, транспортных и других предприятиях. Конкретных нормативов, регламентирующих условия, при которых создание юридического отдела является допустимым или целесообразным, не установлено. Этот вопрос решается на предприятиях, переведенных на новые условия планирования, руководителем предприятия, а в других организациях — с соблюдением правил о порядке утверждения структуры и штатов. Юридические отделы создаются, как правило, при наличии на предприятии, в учреждении или организации не менее четырех человек, занятых правовой работой, причем в состав, юридического отдела могут входить не только юристы, но и другие специалисты, связанные с правовой работой, например, бухгалтеры-претензионисты, экономисты, товароведы и т. п. В юридическом отделе разделение труда строится обычно по принципу узкой специализации. В зависимости от характера работы один из юрисконсультов занимается предъявлением претензий, исков, другой — работой по заключению договоров, третий — вопросами трудового права или пропагандой правовых знаний, кодификацией и т. д. В крупных юридических отделах, могут создаваться и специализированные секторы или группы.
Там, где нет необходимости содержать юридический отдел, но объем правовой работы достаточно велик, могут создаваться юридические бюро в составе 3—4 человек.
В министерствах и ведомствах, где имеется ведомственный арбитраж, создается юридический отдел (или юридические бюро) с арбитражем. При этом арбитраж, хотя и входит в состав юридического отдела (бюро), действует не на основании Общего положения или ведомственного положения о юридическом отделе (бюро) с арбитражем, а в соответствии с особым положением об арбитраже, утверждаемым руководителем министерства (ведомства).
На сравнительно небольших предприятиях (ориентировочно — с количеством работающих до 1000 человек), заключающих до 10—20 хозяйственных договоров и проводящих до 200 несложных судебно-арбитражных дел в год, а также в большинстве учреждений и организаций правовую работу ведут юрисконсульты. Если штатным расписанием предусмотрено два юрисконсульта, один из них назначается старшим юрисконсультом.
Должность главного юрисконсульта может вводиться и при отсутствии большого объёма работы, но при повышенной сложности ее и необходимости замещения этой должности специалистом высокой квалификации (например, в главных управлениях министерств, в областных Советах народных депутатов).
Имеются предприятия, организации и учреждения, в которых объем правовой работы весьма незначителен и юрисконсульт не был бы полностью загружен. В этих случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, для юридического обслуживания могут приглашаться юрисконсульты на половину ставки, или с неполным рабочим днем, или можно прибегнуть к услугам коллегий адвокатов, которые на договорных началах направляют в организации адвокатов для оказания правовой помощи по мере необходимости. Услугами коллегии адвокатов пользуются также предприятия, учреждения и организации в тех местностях, в которых ощущается недостаток в кадрах юрисконсультов или в штатном расписании которых должность юрисконсульта по какой-то причине не предусмотрена.
Своеобразна структура юридической службы в сельском хозяйстве СССР. Министр сельского хозяйства СССР и Министр юстиции СССР 3 января 1973 г. утвердили Инструкцию о порядке юридического обслуживания колхозов, межколхозных предприятий и организаций (включая обслуживание их межхозяйственными юридическими группами).
Инструкцией, в частности, предусмотрено: юридическое обслуживание колхоза, межколхозного предприятия (организации) осуществляется, юридическим отделом (бюро), главным (старшим) юрисконсультом, юрисконсультом колхоза, межколхозного предприятия (организации), либо межхозяйственной юридической группой или юридической консультацией коллегии адвокатов. В отдельных случаях юридическую помощь колхозу, межколхозному предприятию (организации) может оказывать также юридическая служба сельхозоргана или объединения межколхозных предприятий (организаций).
Ранее юридическая служба на предприятиях, в организациях и учреждениях нередко входила в состав отдельных функциональных подразделений, например, в состав финансового отдела, бухгалтерии и даже канцелярии. Это не соответствовало интересам дела, так как задачи и функции юридической службы резко отличаютея от задач и функций любой другой службы предприятия или организации. Исходя из этой особенности, Общее положение предусматривает, что юридическая служба составляет, как правило, самостоятельное структурное подразделение и что юридический отдел или юрисконсульт министерства, ведомства подчиняется непосредственно руководителю министерства, ведомства или, по его решению, одному из заместителей руководителя, а юридический отдел, юрисконсульт предприятия, организации, учреждения л подчиняется непосредственно руководителю (пункт 6).
На должность юрисконсульта и руководителя юридического отдела (бюро) назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование. В исключительных случаях на должность юрисконсульта могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них стажа работы по юридической специальности не менее трех лет, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших юридических учебных заведений.
Начальник юридического отдела или бюро (в исполкоме Совета народных депутатов — заведующий юридическим отделом или бюро), юрисконсульт назначается на должность и освобождается от должности:
в министерствах и ведомствах — руководителем министерства, ведомства;
на предприятиях, в организациях и учреждениях — вышестоящей организацией;
в исполкоме Совета народных депутатов — исполкомом данного Совета.
Упразднение юридического отдела (бюро) или сокращение должности юрисконсульта на предприятии, в организации, учреждении может быть произведено толькб с согласия вышестоящей организации (пункты 4 и 5 Положения).
Непосредственное руководство юридической службой в народном хозяйстве осуществляется руководителем министерства, ведомства, предприятия, исполкомом соответствующего Совета народных депутатов. Методическое же руководство возложено на Министерство юстиции СССР и его местные органы: министерства юстиции союзных и автономных республик и отделы юстиции при исполкомах краевых, областных Советов народных депутатов.
Наряду с этим повседневное методическое руководство правовой работой на местах осуществляется руководителем юридической службы вышестоящей организации (пункт 6 Положения).
Определенное влияние на состояние правовой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях имеют государственные и ведомственные арбитражи, которые в процессе рассмотрения хозяйственных споров выявляет недостатки в постановке правовой работы и сообщают о них заинтересованным органам для принятия соответствующих мер. Такое влияние оказывают и органы прокуратуры в процессе осуществления ими функций общего надзора за соблюдением социалистической законности.
5) Права и обязанности работников юридической службы
С учетом особой важности задачи укрепления социалистической законности в народном хозяйстве Общее положение предусматривает определенный порядок действий работников юридической службы при выявлении нарушений законности.
В случае несоответствия закону представляемых на подпись руководству проектов приказов, инструкций и других правовых документов юрисконсульт (начальник юридического отдела), не визируя проекты этих документов, дает соответствующее заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.
При подписании указанных документов руководителем вопреки заключению юрисконсульта (начальника юридического отдела) последний сообщает об этом вышестоящей организации.
Начальник юридического отдела, юрисконсульт, обнаруживший нарушение законности в работе обслуживаемого им органа или его должностных лиц, обязан доложить руководителю этого органа о выявленных нарушениях для принятия необходимых мер к их устранению.
Юридическая служба любого органа вправе:
— проверять соблюдение законности соответственно в системе министерства, ведомства, в исполнительных комитетах нижестоящих Советов народных депутатов, в деятельности структурных подразделений министерства, ведомства, предприятия, организации, учреждения, а также в отделах и управлениях исполнительного комитета Совета народных депутатов;
— получать от должностных лиц в установленном порядке документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей;
— привлекать с согласия руководителя структурного подразделения министерства, ведомства, отдела (управления) исполкома Совета народных депутатов, руководителя предприятия, организации, учреждения, работников для подготовки проектов нормативных актов и других документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, производимых юридическим отделом (юрисконсультом) в соответствии с возложенными на него обязанностями.
Руководитель юридического отдела (юрисконсульт) участвует в заседаниях коллегии министерства (ведомства), в заседаниях исполкома Совета народных депутатов, в совещаниях, созываемых руководителем предприятия, организации, учреждения, при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства и иным участкам правовой работы.
Орган, в состав которого входит юридическая служба, обязан обеспечивать юридический отдел (юрисконсульта) законодательно-справочными материалами, сборниками и другими пособиями по правовым вопросам, а также необходимой юридической литературой. Возложение на юридический отдел (юрисконсульта) обязанностей, не предусмотренных Общим положением, и не относящихся к правовой работе, не допускается.
Наряду с предоставлением работникам юридической службы широких прав и гарантий, Общее положение возлагает на них и прямую ответственность за состояние правовой работы. Так, согласно пунктам 12 и 14 Общего положения, начальник (заведующий) юридического отдела, юрисконсульт несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений, решений, распоряжений и других документов правового характера и за непринятие мер к устранению нарушений законности.

Продолжение ...


Заявка на бесплатную консультацию


Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты