Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Другие организации
  Юридический инстаграм    Практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Статьи    Законодательство    История    Ответственность    Сайт юриста
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?



Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Государственный и ведомственный арбитраж


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


1) Понятие и правовая природа арбитража. Его задачи, организация и структура
Арбитраж — это система специальных юридических органов, имеющих своим основным назначением разрешение хозяйственных споров между социалистическими предприятиями, учреждениями и организациями в целях укрепления в их деятельности начал социалистической законности, плановой дисциплины и содействия тем самым повышению эффективности производства и качества продукции.
Впервые советский арбитраж был образован по Постановлению Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г. Конституция СССР 1977 г. возвела государственный арбитраж на уровень конституционного органа (ст. 163), предусмотрев издание о нем специального Закона.
Второй сессией Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 г. принят Закон о государственном арбитраже в СССР, который введен в действие с 1 июля 1980 г.
В соответствии со ст. 2 Закона о государственном арбитраже в СССР его задачами являются:
обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров;
активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьба с проявлениями местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности; неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, допускаемые при выполнении плановых заданий и договорных обязательств;
обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров;
содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
разработка предложений и осуществление мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной- деятельности.
Во исполнение постановления Верховного Совета СССР от 30 ноября 1979 г. «О порядке введения в действие Закона СССР «О государственном арбитраже в СССР» Совет Министров СССР постановлением от 5 июня 1980 г. утвердил Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Согласно Закону о государственном арбитраже в СССР и Положению о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР органы государственного арбитража образуются при Совете Министров СССР, Советах Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных Советов народных депутатов. Могут быть образованы госарбитражи города, автономной области и округа.
Государственный арбитраж при Совете Министров СССР является союзно-республиканским органом. Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи союзных и автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и округов составляют единую систему органов государственного арбитража в СССР.
Государственные арбитражи союзных республик и нижестоящие госарбитражи находятся в двойном подчинении. Они подчинены Совету Министров или исполкому, при котором состоят, и вышестоящему государственному арбитражу.
Положения о государственных арбитражах при Советах Министров союзных республик, а также положения о государственных арбитражах при Советах Министров автономных республик, при исполкомах краевых, областных и городских (Москва, Ленинград) Советов народных депутатов утверждаются Советами Министров союзных республик по согласованию с Госарбитражем СССР.
Государственный арбитраж при Совете Министров СССР образуется в составе Главного государственного арбитра, его заместителей и государственных арбитров. Аналогичное построение существует и в органах арбитража при Советах Министров союзных республик. В государственных арбитражах при Совете Министров СССР и при Советах Министров некоторых союзных республик создаются коллегии арбитража. В состав этих коллегий входят Главный государственный арбитр, его заместители и руководящие работники арбитража.
Коллегия Государственного арбитража СССР рассматривает основные вопросы деятельности органов государственного арбитража, обсуждает вопросы практического руководства этими органами, проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты разрабатываемых Госарбитражем СССР важнейших нормативных актов, инструктивных указаний, инструкций и постановлений, результаты изучения опыта работы арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств и другие вопросы.
Структура и численность работников аппарата Госарбитража СССР утверждается Советом Министров СССР.
Главный государственный арбитр, его заместители и государственные арбитры назначаются Советом Министров (исполнительным комитетом), при котором состоит арбитраж.
2) Компетенция органов государственного арбитража
Основные функции местных органов Госарбитража сводятся к рассмотрению хозяйственных споров, обобщению материалов рассмотренных дел, к устранению выявленных при рассмотрении дел существенных недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.
В отличие от этого, к компетенции Госарбитража при Совете Министров СССР отнесен ряд важных функций, не связанных непосредственно с разрешением возникших споров. В частности, на Госарбитраж при Совете Министров СССР возложено утверждение: особых условий поставки отдельных видов товаров народного потребления и (совместно с Госснабом СССР) продукции производственно-технического назначения; инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству; положения о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями; типовых договоров и других регулирующих хозяйственную деятельность нормативных актов по поручению Совета Министров СССР. Кроме того, Госарбитраж при Совете Министров СССР дает министерствам и ведомствам разъяснения по применению нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения (Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, положений о поставках, условий поставки товаров для экспорта и ряда других).
Государственный арбитраж при Совете Министров СССР издает в пределах своей компетенции обязательные для органов арбитража, а также для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций инструктивные указания по вопросам применения законодательства Союза ССР при разрешении хозяйственных споров и их доарбитражном урегулировании; разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности, разрабатывает предложения по предупреждению и устранению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также по выявлению и устранению причин -нарушений и недостатков, выполняет ряд других функций, направленных на совершенствование деятельности арбитражей и иных органов, рассматривающих хозяйственные споры.
Государственный арбитраж СССР направляет в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям, вышестоящим по отношению к ним органам и должностным лицам сообщения о выявленных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности с предложениями об их устранении, а также о привлечении виновных лиц к ответственности и о возмещении причиненного ими материального ущерба.
Руководители предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, получившие такое сообщение, обязаны ставить Государственный арбитраж СССР в известность о принятых мерах в месячный срок со дня получения сообщения. В необходимых случаях сообщения о нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности направляются для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в органы прокуратуры, внутренних дел и другие компетентные органы.
О наиболее серьезных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности, допускаемых министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, Государственный арбитраж СССР докладывает Совету Министров СССР.
Государственный арбитраж СССР координирует свою деятельность по предупреждению нарушений законности с деятельностью Прокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР, Министерства внутренних дел СССР, Верховного Суда СССР, Комитета народного контроля СССР и других государственных органов.
Компетенция государственных арбитражей союзных республик схожа с компетенцией Госарбитража СССР, но менее масштабна и ограничена пределами соответствующей союзной республики.
Компетенция органов государственного арбитража ио разрешению хозяйственных споров зависит от подчиненности арбитража, суммы договора или цены иска, а также местонахождения спорящих сторон.
Органы государственного арбитража разрешают споры между государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, возникающие при заключении, изменении и расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо по другим основаниям. Не подлежат рассмотрению в государственном арбитраже:
споры колхозов, межколхозных и государственно-колхозных предприятий, организаций и их объединений с государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также между собой;
споры между предприятиями, учреждениями и организациями одного министерства, государственного комитета, ведомства, кооперативной системы или иной общественной организации;
споры по операциям банков, связанным с осуществлением ими функций финансового контроля за правильным использованием предприятиями, учреждениями и организациями средств на капитальные вложения.
В компетенцию Государственного арбитража при Совете Министров СССР входит разрешение споров, возникающих при заключении, изменении и расторжении договоров на сумму свыше 5 млн. рублей, а также при исполнении договоров и по другим основаниям при сумме иска свыше 50 тыс. рублей, между сторонами, находящимися на территории разных союзных республик.
Государственный арбитраж союзной республики, не имеющий в своем подчинении органов Госарбитража, разрешает все споры, кроме отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР.
Государственный арбитраж союзной республики разрешает споры:
а) между сторонами, находящимися на территории разных союзных республик, при сумме договора свыше 2 млн. рублей, но не более 5 млн. рублей или при цене иска свыше 20 тыс. рублей, но не более 50 тыс. рублей;
б) между сторонами, находящимися на территории разных автономных республик, краев, областей данной союзной республики, при сумме договора свыше 2 млн. рублей или цене иска свыше 20 тыс. рублей.
Государственному арбитражу СССР и госарбитражам союзных республик подведомственны также другие споры, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР.
Государственный арбитраж автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа разрешает все подведомственные органам Госарбитража споры, кроме отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР и госарбитражей союзных республик.
Госарбитраж СССР вправе принять к своему производству и разрешить любой спор, подведомственный органам Госарбитража, либо возбудить дело по своей инициативе, а Госарбитраж союзной республики имеет такое же право в пределах подведомственности споров органам Госарбитража данной союзной республики. Нижестоящие госарбитражи в пределах своей компетенций также вправе возбудить дело по своей инициативе.
Территориальная подведомственность споров определяется, как общее правило, местом нахождения стороны, оказывающей услуги (поставщик, подрядчик и т.д.),— по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении договора, и местом нахождения ответчика — по другим спорам.
3) Порядок рассмотрения дел в госарбитраже
Рассмотрение споров государственными арбитражами производится в порядке, установленном Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденными Советом Министров СССР 5 июня 1980 г.
Перед тем как обратиться с иском в арбитраж, заинтересованная сторона должна представить доказательства того, что она принимала необходимые меры для разрешения спорного вопроса непосредственно с ответной стороной. Этот порядок носит название претензионного. Беа соблюдения этого порядка арбитраж иски к своему производству не принимает. Кроме заинтересованных сторон, право на возбуждение дела в арбитраже принадлежит вышестоящим органам истцов.
Дела в арбитраже могут рассматриваться и по собственной инициативе Госарбитража.
Арбитражные заседания производятся в составе государственного арбитра и ответственных представителей спорящих сторон. В качестве ответственных представителей спорящих сторон могут выступать руководители предприятий, учреждений, организаций и их заместители. Руководители предприятий могут направлять в арбитражные заседания работников своих коллективов (например, юрисконсультов). Для участия в арбитражном заседании таким работникам выдается специальная доверенность.
Главной задачей заседания арбитража является решение спора путем соглашения сторон (арбитрирование). Если же ответственным представителям спорящих сторон не удается прийти к соглашению, то спор разрешается государственным арбитром.
Государственный арбитр также самостоятельно разрешает спор, если соглашение, к которому пришли стороны, нарушает социалистическую законность, финансовую, плановую и договорную дисциплину. В заседании государственного арбитража могут принимать участие представители общественности и хозяйственного актива. Государственный арбитраж докладывает органу, при котором он состоит, о наиболее серьезных нарушениях государственной дисциплины, законодательства о качестве и комплектности выпускаемой продукции, а также о фактах проявления местничества и о других нарушениях социалистической законности в хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.
Решение государственного арбитража должно быть законным, обоснованным и исчерпывающим. Только при этих условиях оно может выполнить свою роль в деле укрепления социалистической законности в хозяйственной деятельности учреждения, организации, предприятия.
Наряду с вынесением решения по существу спора, государственный арбитр обязан принять меры по устранению недостатков, которые им были обнаружены в хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и организации. При установлении фактов нарушения социалистической законности, требующих расследования, государственный арбитраж направляет материал соответствующим следственным органам.
4) Ведомственный арбитраж
Спори, возникающие между организациями, учреждениями и предприятиями, входящими в систему одного ведомства (министерство, главк и т. п.), разрешаются ведомственными арбитражами. Эти арбитражи образуются при руководителях ведомств и им подчинены. Ведомственные арбитражи действуют на основании положения об арбитраже, которое утверждается руководителем ведомства, при котором состоит арбитраж. Общесоюзного положения о ведомственных арбитражах не существует. Однако, утверждая положение о ведомственном арбитраже, руководитель ведомства должен проверить, не противоречит ли оно Закону о государственном арбитраже в СССР и положениям о госарбитражах, утвержденным постановлениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик.
В принципе порядок возбуждения дела и разрешения спора в ведомственном арбитраже аналогичен порядку разрешения споров в госарбитражах. Решения ведомственных арбитражей исполняются так же, как и решения государственного арбитража.
Надзор за законностью решений, вынесенных ведомственным арбитражем, осуществляет главный арбитр и руководитель ведомства.

Продолжение ...



Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты