Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Контакты
  Задать вопрос юристу    Юридический практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Юридические статьи    Законодательство    Ответственность  
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?

Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Судебное разбирательство


Алексеев В. Б., Ароцкер Л. Е. и др. "Настольная книга судьи"
(рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции)
Изд-во "Юридическая литература", М., 1972 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В процессе судебного рассмотрения дел данной категории возникает ряд тактических вопросов, которые разрешаются судом с учетом личности подсудимого, вида и характера (механизма) автотранспортного преступления, признания (или непризнания) своей вины подсудимым, его поведения на месте происшествия, наличия имеющихся в деле доказательств, качества проведенных отдельных действий при дознании и расследовании и других обстоятельств дела.
При проведении судебного следствия важно обратить внимание на следующие вопросы.
А. Уяснение дорожной обстановки в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия и правонарушения для оценки правомерности действий водителя транспортного средства. Сюда относится совокупность условий, при которых осуществляется движение транспортного средства в момент наезда, столкновения и т. п. дорожно-транспортного происшествия (характер дорожной магистрали, ширина проезжей части, количество полос движения, тип и состояние дорожного покрытия, уклон, радиус поворота и т. п., обзорность, освещенность, видимость, наличие помех справа,, дорожные знаки и средства регулирования движения, его интенсивность и плотность, наличие инженерных сооружений и средств, связанных с благоустройством дороги, и пр.).
Б. Механизм дорожно-транспортного происшествия, т. е. его динамика, где различается несколько стадий: начальная — опасная ситуация, предшествовавшая моменту происшествия на участке пути, до непосредственного места наезда, столкновения, опрокидывания и т. п., кульминационная стадия — аварийная обстановка, когда происшествие становится неизбежным и происходит наезд, столкновение и т. д., и конечная ситуация, т. е. та обстановка на месте происшествия, с которой сталкивается следователь при его осмотре.
В. Состояние транспортных средств — тормозной системы, рулевого управления, ходовой части (протекторов шин и. крепления колес), осветительных и сигнализационных приборов и т. д.
Г. Психофизиологическое состояние и личность участников движения, т. е. наличие медицинских, психофизиологических противопоказаний к управлению транспортным средством вообще (психические заболевания) или определенного вида (возрастные ограничения) или на данный момент времени (например состояние алкогольного опьянения), а также отсутствие прав на управление транспортом или навыков вождения транспорта вообще или данного вида.
Д. Причины дорожно-транспортного правонарушения и обстоятельства, которые способствовали наступлению вредных последствий, как факторы, связанные с личностью, дорогой и транспортным средством — источником повышенной опасности, послужившие возникновению преступления либо обусловившие определенную или особую тяжесть последствий для его участников.
Е. Последствия преступления и их тяжесть, размер материального ущерба.
Ж. Причинная связь между допущенными нарушениями Правил и наступившими вредными последствиями. При этом оценивается поведение всех участников движения, причастных к дорожно-транспортному происшествию (пешеходов, пассажиров и т. д.), а также лиц, ответственных за обеспечение безопасности движения и эксплуатации автотранспортных средств, для установления вины каждого в происшедшем событии.
3. Мероприятия профилактического характера, которые вытекают из материалов рассматриваемого дела либо не были ранее должным образом реализованы в предупредительной работе суда по аналогичным делам.
При оценке отдельных видов доказательств, в частности показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых, следует иметь в виду некоторые особенности, определяемые самим процессом формирования их показаний, о котором мы говорили (скоротечность события), а также заинтересованностью (незаинтересованностью) в исходе дела.
Следует учитывать, что автотранспортные преступления (при неумышленном характере вины подсудимого и совершенные им лишь по неосторожности — по отношению к последствиям преступления) происходят для очевидцев преступления и потерпевших внезапно, быстро, иногда даже мгновенно, поэтому они фиксируют свое внимание обычно на последствиях происшествия (жертвах, разрушениях и т. п.) и не всегда точно и с надлежащей полнотой могут сказать, что предшествовало дорожно-транспортному происшествию, почему оно произошло и т. д. К тому же их показания не отличаются большой точностью из-за отсутствия, как правило, специальных познаний в Правилах дорожного движения, автомобильной техники, организации движения транспорта и "пешеходов и т. п. Что касается подсудимого и потерпевшего, то их психика нередко травмирована случившимся, в связи с чем оценка собственного поведения не может быть критической.
У свидетелей, находящихся вне транспортного средства, в первый момент может произойти ложное восприятие происшедшего и неверное его осмысливание, запоминание и воспроизведение, поскольку органы чувств человека несовершенны по определению таких характеристик и параметров без специальных приборов, как скорость движения, расстояние до транспортного средства или препятствия, длина тормозного пути автомобиля, габариты транспортного средства и даже его окраска. Кроме того, полнота и правильность восприятия события преступления зависят от специальных познаний в вопросах эксплуатации автотехники и Правил дорожного движения. Кроме того, только необычность обстоятельств (крик человека, резкий скрип тормозов и т. п.) может привлечь внимание свидетеля, ибо к движению транспорта все привыкли и не обращают внимания на ситуации, грозящие несчастным случаем на дорожной магистрали (например, при нарушениях правил пешеходами, переходящими улицу в неположенном месте или на красный сигнал светофора, перед близко идущим транспортом). Таким образом, целенаправленное волевое восприятие событий у этой категории свидетелей, как правило, отсутствует.
Иное восприятие у категории свидетелей, которые либо не находились в зоне опасной ситуации при дорожно-транспортном происшествии, либо находились в зоне, но имеют специальные познания в рассматриваемых вопросах или могут по долгу службы или непроизвольно, но довольно четко и верно зафиксировать обстоятельства происшествия (находясь рядом с попавшим в аварию, посмотрели на спидометр, на часы и т. д.). К ним относятся водители встречного или попутного транспорта, сотрудники ОДН—ГАИ, наблюдавшие за дорожной обстановкой или регулировавшие движение, пассажиры автобусов, троллейбусов и т. п.
При оценке показаний свидетелей целесообразно, кроме основных вопросов, ставить и контрольные в определенной последовательности (например, при дорожно-транспортных правонарушениях, связанных с наездами транспорта на пешехода: 1) где находился допрашиваемый в момент наезда; 2) в связи с чем он обратил внимание на происшествие; 3) где и на каком расстоянии находился автомобиль и пострадавший; 4) в каком направлении они двигались и с какой скоростью и как она была им определена; 5) предпринимались ли меры по предотвращению наезда и какие именно; 6) что и где произошло на дорожной магистрали, каковы последствия; 7) что было предпринято участниками движения или что произошло после наезда; 8) какая была дорожная обстановка и условия движения; 9) причины происшествия е точки зрения допрашиваемого).
Наибольшую сложность представляет для суда оценка заключений экспертизы, проведенной по делу на предварительном следствии или в судебном следствии.
По рассматриваемой категории дел могут быть проведены разнообразные виды экспертиз.
Остановимся на более распространенном виде экспертиз по данной категории дел — дорожно-транспортной экспертизе. В компетенцию этой экспертизы входит широкий круг технических вопросов, которые нередко решаются с помощью комиссионной или комплексной экспертизы. В качестве объектов исследования могут быть: технические транспортные средства и их отдельные узлы и агрегаты, оборудование, дорога и дорожная обстановка и отдельные ее факторы, связанные с действиями водителя, других участников движения и иных лиц. Экспертиза проводится методом визуального наблюдения, экспериментов и использования контрольно-измерительной аппаратуры, теоретических расчетов.
Примерный перечень вопросов, разрешаемых этой экспертизой: а) определение технического состояния и характера неисправностей транспортного средства, причин и времени их возникновения; влияние технических причин на возникновение дорожно-транспортного происшествия; б) установление механизма дорожно-транспортного происшествия и выяснение технической возможности предотвращения происшествия путем маневра автомобиля; в) определение скорости движения транспортных средств, полного остановочного и тормозного пути при торможении, времени, за которое автомобиль преодолевает эти отрезки в момент торможения и остановки; г) установление причин заноса и опрокидывания транспортных средств и техническая оценка действий водителя с точки зрения правильности приемов управления автомобилем и требований безопасности движения и техники безопасности; д) исследование дороги, дорожных сооружений и дорожных ситуаций с точки зрения соответствия техническим требованиям нормативных актов (Правил движения, Правил эксплуатации дорог и т. д.).
Качество экспертного заключения во многом зависит от достоверности исходных данных, от того, насколько научна методика примененного экспертом исследования, а также совершенна аппаратура. По каждому вопросу, поставленному перед экспертом, должно быть проведено исследование, а в акте экспертизы должна содержаться аналитическая часть. При расчетных методах исследований эксперты нередко прибегают к эмпирическим формулам и средним параметрам, характеризующим отдельные данные автомобиля, дороги, условия движения по ней. Если в акте экспертизы приведены редко встречающиеся эмпирические формулы либо обычно не применяющиеся в экспертной практике, следует требовать от эксперта изложения процесса их выведения и указания источника, откуда они позаимствованы. Числовые величины по отдельным параметрам, применяемые экспертом в формулах, также должны быть хотя бы кратко обоснованы и обязательно в них указано, из каких таблиц, графиков, полученных экспериментальным путем, и в каких условиях они взяты или из каких литературных источников они позаимствованы. При этом следует обратить внимание на год публикации этих данных (не являются ли они устаревшими).
Правильность взятых из материалов дела расчетных величин в формулах, которыми пользовался эксперт, нужно сверить с исходными данными, имеющимися в материалах дела (по времени, необходимому для оценки дорожной обстановки в данной ситуации, по коэффициенту сцепления колеса с дорогой, коэффициенту эксплуатационных условий торможения для данного автомобиля в конкретной дорожной обстановке, времени срабатывания тормозного привода, времени реакции водителя, скорости передвижения пешехода и т. п.).
При назначении подсудимым наказания суды должны исходить не только из общественной опасности преступного деяния и тяжести содеянного, но и социальной опасности личности подсудимого. Суд должен учитывать, в какой степени сам водитель (пешеход, иной участник движения) пострадал при дорожно-транспортном происшествии. Но нанесенный подсудимому материальный ущерб или причиненный его здоровью вред не может служить основанием, освобождающим его от уголовной ответственности.
Пленум Верховного Суда СССР в упомянутом постановлении от 6 октября 1970 г. «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» специально подчеркнул, что суды при назначении наказания не должны исходить только из наступивших последствий и с учетом указанных обстоятельств должны решать вопрос о применении или неприменении к виновному дополнительной меры наказания — лишения права управлять транспортными средствами.
Следует иметь в виду, что по рассматриваемой категории дел лишение прав, особенно для водителя-профессионала, перерастает из дополнительной меры наказания в основную. Если лицо длительное время не управляет транспортным средством, оно теряет приобретенные профессиональные навыки, а следовательно, и квалификацию шофера.
При оценке социальной опасности личности подсудимого следует учитывать, что злостными нарушениями безопасности движения являются: управление транспортом в состоянии опьянения, непрекращение противоправных действий при вмешательстве представителей власти или их неоднократное совершение, неоказание помощи пострадавшим, побег с места происшествия и несообщение о случившемся в ГАИ и т. д.
По этой категории дел работа по предупреждению правонарушений на автотранспорте может проводиться в следующих основных формах: а) вынесение частных (особых) определений в адрес должностных лиц и руководителей данной, а также вышестоящих организаций, ответственных за соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения и транспортной дисциплины; б) проведение выездных сессий суда по месту работы подсудимого и участие представителей общественности в судебных процессах по данной категории дел; в) установление контактов по устранению правонарушений на автотранспорте в своем районе с органами госавтоинспекций, прокуратуры, комиссией по транспорту местного Совета депутатов трудящихся, штабами добровольной народной дружины и специализированной автодружины, медицинскими и иными учреждениями, осуществляющими борьбу с дорожными происшествиями, автотранспортным травматизмом; г) обобщение судебной практики по данной категории дел и информация местных партийных и советских органов, вышестоящих ведомств, транспортных организаций о выявленных недостатках и необходимых мерах по их устранению, а также иные формы работы по предупреждению правонарушений на автотранспорте и городском электротранспорте.

Продолжение ...


Заявка на бесплатную консультацию


Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты