Вина и ответственность водителя в ДТП
Водитель полностью самостоятелен - сам выбирает маршрут, скорость движения, дистанцию, интервал, принимает другие решения, сочетая свои маневры с действиями других водителей и пешеходов. Но не все готовы к такой самостоятельности: один нерешителен, другой авантюристичен, за третьего всегда и все решала жена, четвертый — просто дурак, пятый — нахрапистый хам, шестой — хам замаскированный, седьмой — наркоман, восьмой — пьяница, девятый — хронически болен, а принимаемые лекарства угнетают реакцию.
Именно такие "ездуны" провоцируют множество происшествий, хотя никто не хочет совершать аварии, даже лихачи - одни надеются, что проскочат, другие — что им уступят дорогу.
Водитель, совершивший ДТП, несет ту меру ответственности, которая в данной ситуации является определяющей, применительно к конкретной дорожной обстановке. Но дорожная ситуация - есть вещь очень условная, складывающаяся зачастую из множества разных факторов, которые нужно учитывать как сотрудникам ГИБДД, так и водителю или адвокату. И, конечно же, если мы говорим про рассмотрение дела в судебных инстанциях, то тут должны учитываться абсолютно все значимые факторы и обстоятельства конкретного ДТП во всей их совокупности.
За часто встречающейся формулировкой "не справился с управлением" скрывается много ситуаций, в которых трезвый и квалифицированный водитель не смог справиться с ним, так как:
• не мог видеть скрытую опасность;
• не видел опасности из-за невнимательности;
• пренебрег вероятностью опасности;
• переоценил свое мастерство, зная об опасности;
• не предвидел опасности в силу недостаточного опыта;
Преступление водителя, приведшее к ДТП, может выражаться в:
• нарушении ПДД;
• движении на технически неисправном автотранспорте;
• управлении транспортным средством, на категорию которого не распространяются водительские права;
• управлении при заведомо известных медицинских противопоказаниях и фиктивной медицинской справке;
• управлении в болезненном состоянии;
• управлении после приема лекарств, влияющих на реакцию;
• управлении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
• передаче управления лицу, не имеющего водительских прав вообще либо права управления данным видом транспортного средства, либо нетрезвому.
Неосведомленность в особенностях вождения и использовании транспорта в различных условиях нередко приводит к ДТП.
Организации, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, обязаны обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения (водители-предприниматели и водители, не работающие по найму обязаны владеть перечисленными сведениями — о них издается достаточно литературы)
• об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
• о состоянии погодных условий;
• о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
• о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
• о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
• о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
• об особенностях перевозки детей;
• об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
• об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
• об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Сами по себе факты нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств могут не быть причинами ДТП. Признаком состава преступления является причинная связь между теми или иными нарушениями, допущенными участниками ДТП, дорожными, погодными условиями и наступившими последствиями.
Использование технически неисправного транспортного средства (выпуск на линию — для предприятия) создает угрозу безопасности движения.
Статья 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» может быть задействована при помощи автотехнической экспертизы.
|