Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Контакты
  Задать вопрос юристу    Юридический практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Юридические статьи    Законодательство    Ответственность  
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? Какова ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?

Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Статья 24. Виды юридических лиц


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Юридическими лицами являются:
государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;
учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом);
государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;
колхозы, межколхозные и другие кооперативные и общественные организации и их объединения, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс;
государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации.
Указанные в настоящей статье учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, действуют от имени соответственно Союза ССР или РСФСР.

1. Основы и ГК узаконили сложившееся на практике еще до их издания признание юридическими лицами всех состоящих на хозяйственном расчете государственных предприятий и иных государственных организаций, имеющих закрепленные за ними в оперативное управление (ч. 2 ст. 94) основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.
2. В п. 1 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии оно охарактеризовано как основное звено народного хозяйства. Ныне в связи с развитием производственных объединений таким эвеном все больше становится производственное объединение (см. п. 4).
В указанном Положении сказано, что предприятие, используя закрепленное в его оперативное управление или пользование государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива под руководством вышестоящего органа производственно-хозяйственную деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом (п. 2).
Положение о производственном предприятии распространено не только на промышленные, но и на строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР было поручено установить особенности применения Положения к предприятиям указанных отраслей народного хозяйства (п. 3).
В последующие годы во исполнение этих требований Советами Министров республик, министерствами и ведомствами СССР были изданы акты, установившие особенности применения Положения о производственном предприятии к строительным, сельскохозяйственным предприятиям, предприятиям транспорта и связи (см., например, Положение о государственных сельскохозяйственных предприятиях. — Экономическая газета, 1966, № 33; а также Положение о строительных предприятиях, о проектных, изыскательских, проектно-изыскательских организациях, выполняющих работы для капитального строительства. — Законодательство о капитальном строительстве, вып. 2. М., 1969, с. 113—115; вып. 3, с. 328; Положение о предприятии с учетом особенностей железнодорожного транспорта применяется к железным дорогам, отделениям железных дорог, к основным линейным предприятиям, состоящим на хозрасчете и имеющим самостоятельный баланс. — Экономическая газета, 1966, № 6).
Положение о предприятии с учетом особенностей морского транспорта применяется и к государственным морским пароходствам (Сборник нормативных актов по морскому транспорту. М., Транспорт, 1968, с. 12—13). Постепенно по мере накопления опыта применения Положения о предприятии оно (Положение) было распространено и на другие различные отрасли хозяйственной деятельности, включая и сферу оптового и розничного торгового оборота. Основное условие такого распространения и применения Положения о предприятии к разнообразным организациям с учетом их особенностей — это наличие закрепленного за ними в оперативное управление имущества, самостоятельного баланса, деятельность на основе хозяйственного расчета, признание их юридическими лицами.
Положение о предприятии распространено и на организации, осуществляющие деятельность, имеющую своей целью воспроизведение и распространение, показ, а иногда и создание научных, художественных (в области различных видов искусства), литературных и иных культурных ценностей, учебных знаний и т. д., методами, основанными на принципах хозрасчета, т. е. путем возмещения затраченных средств и труда! соответствующими доходами, превышающими расходы (см., например, постановление Совета Министров СССР от 21 июня 1968 г. „О переводе государственных издательств на новую систему планирования и экономического стимулирования". — СП СССР, 1968, № 12, ст. 77; постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1976 г. о распространении Положения о предприятии на государственные киностудии системы Государственного комитета по кинематографии (Госкино СССР). — СП СССР, 1976,1 № 25, ст. 129).
3. Юридическими лицами являются и подсобные предприятия, образуемые при государственных бюджетных учреждениях (см. п. 6), действующие на хозяйственном чете (п. 1 Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1926 г. „О подсобных предприятиях при государственных учреждениях". — СУ РСФСР, 1926, № 31, ст. 237, с последующими изменениями и дополнениями). Основная цель подсобных предприятий — производство хозяйственных операций для содействия тому государственному учреждению, в ведении которого данное подсобное предприятие состоит. Учреждение, при котором подсобное предприятие состоит, за долги последнего не отвечает. Законодательство РСФСР определяет круг ведомств, которым предоставлено право организации подсобных предприятий при учреждениях этих ведомств. Организовывать подсобные предприятия могут исполнительные комитеты Советов народных депутатов.
За некоторыми изъятиями, установленными, в частности, в отношении источников образования уставного фонда подсобных предприятий, на подсобные предприятия „распространяются соответствующие узаконения о состоящих на хозяйственнрм расчете государственных предприятиях соответствующей отрасли народного хозяйства", т. е. (для настоящего времени) Положение о предприятии.
4. В связи с необходимостью в условиях научно-технической революции концентрации технических и иных средств и усилий для дальнейшей интенсификации социалистического производства и повышения его эффективности в настоящее время все большее и решающее значение приобретают производственные объединения (комбинаты), в состав которых входят производственные единицы — фабрики, заводы, научно-исследовательские, проектно-конструкторские и иные организации. Производственные объединения ныне становятся основным (первичным) звеном промышленности.
В ближайшие годы должно быть завершено формирование производственных объединений в качестве основного хозрасчетного звена промышленности (п. 1 Положения о производственном объединении; п. 46 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. „Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". — СП СССР, 1979, № 18, ст. 118). Данная в Положении о производственном объединении его характеристика аналогична приведенной выше характеристике производственного предприятия (см. п. 24).
Производственные единицы, входящие в состав производственного объединения (комбината), юридическими лицами не являются и на них не распространяется действие Положения о предприятиях. Производственная единица создается вышестоящим по отношению к объединению органом по представлению генерального директора (директора) объединения. Положение о производственной единице утверждается директором объединения. Производственная единица действует в рамках закрепленной за ней компетенции на началах хозрасчета, но это хозрасчет, осуществляемый в рамках производственного объединения, т. е. внутрикомбинатский хозрасчет.
Однако объем прав производственной единицы шире прав цеха предприятия. Так, производственная единица в соответствии с Положением о ней, утвержденным генеральным директором объединения, вправе заключать от имени объединения хозяйственные договоры (по определенному генеральным директором перечню), ответственность по которым несет объединение (п. 11 Положения об объединениях; п. 1 инструктивного письма Госарбитража СССР от 27 декабря 1976 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением органами арбитража Положения о производственных и научно-производственных объединениях"). Эти договоры от имени объединения подписываются руководителем (начальником, директором) производственной единицы.
Наряду с этим, в отличие от цеха предприятия или иного его структурного подразделения, производственная единица, расположенная вне места нахождения производственного объединения, имеет текущий счет в учреждениях Госбанка СССР. Производственной единице может быть открыт там же и счет финансирования капитальных вложений в Стройбанке СССР. Более того, с разрешения генерального директора, согласованного с Госбанком, текущий счет для производственной единицы может быть открыт и в месте нахождения объединения (п. 11).
На текущие счета производственных единиц могут зачисляться средства, перечисляемые производственным объединением этим единицам для выплаты заработной платы и приравненных к ней платежей, для оплаты счетов местных поставщиков за непроизводственные материалы и услуги, текущих хозяйственных расходов, средства части фонда материального поощрения, а также фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, выделяемые объединением производственной единице в необходимых случаях — для финансирования капитального строительства, и некоторые другие средства. На текущие счета производственных единиц могут зачисляться платежи за квартирную плату, путевки в санатории и некоторые другие платежи, но не платежи по расчетам с поставщиками и покупателями по основной деятельности объединения (Бюллетень нормативных актов, 1977, № 5, с. 14; 1974, № 1, с. 14, 17; 1974, № 10, с. 28-30).
Диалогичным Положению о производственном объединении являются изданные об объединениях в различных отраслях народного хозяйства иные положения. Таково, например, Положение о научно-производственном объединении, утвержденное Советом Министров СССР 30 декабря 1975 г. (СП СССР, 1976, № 2, ст. 13). Это объединение является единым научно-производственным и хозяйственным комплексом, в состав которого входят научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, заводы (фабрики), пусконаладочные, шефмонтажные и другие структурные единицы в зависимости от задач, поставленных перед объединением.
Перечисленные выше организации, входящие в состав научно-производственного объединения, именуются в Положении не производственными, а структурными единицами. Правовое положение структурной единицы аналогично правовому положению производственной единицы производственного объединения. Аналогичным с точки зрения характеристики правового положения объединения и входящих в него производственных единиц является производственное строительно-монтажное объединение (см. Положение о нем, утвержденное Госстроем СССР 6 ноября 1979 г. — Бюллетень нормативных актов, 1980, № 5, с. 3—35).
В состав производственного объединения могут входить подчиненные ему самостоятельные предприятия, являющиеся юридическими лицами. Последние в своей деятельности руководствуются Положением о предприятии.
Производственным объединением, включающим в себя не только производственные единицы, но имеющим в своем подчинении другие действующие на полном хозрасчете самостоятельные предприятия, признанные юридическими лицами, являются морские пароходства. Таким самостоятельным предприятием — юридическим лицом, например, является морской торговый порт (ст. 61 КТМ).
По образцу производственного объединения ныне организована и деятельность всесоюзных хозрасчетных внешнеторговых объединений, входящих в систему Министерства внешней торговли. Внешнеторговое объединение представляет собой действующий на хозрасчете единый хозяйственный комплекс — юридическое лицо, в состав которого входят специализированные фирмы и другие организации. Фирмы юридическими лицами не являются, действуют на основе Типового положения о фирме и имеют право заключать по поручению объединения и от его имени сделки по внешней торговле и выдавать заказы-наряды поставщикам товаров для экспорта, а также подтверждать принятие к исполнению поручений на импорт товаров (пп. 1, 3, 5, 6 Положения о всесоюзном хозрасчетном внешнеторговом объединении, входящем в систему Министерства внешней торговли, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г.-СП СССР, 1978, № 13, ст. 91).
5. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, в состав которых входят являющиеся юридическими лицами промышленные предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации и иные предприятия и организации, представляют собой единый производственно-хозяйственный комплекс. В промышленные объединения могут входить и производственные объединения. Промышленное объединение действует на основе хозяйственного расчета, но юридическим лицом не является. Хозрасчет промышленного объединения — это совокупное выражение хозрасчета входящих в состав объединения предприятий и иных организаций, юридических лиц, обеспеченное организационной, плановорегулирующей деятельностью управления объединением, а также использованием централизованных имущественных фондов в интересах всего объединения и входящих в его состав самостоятельных предприятий.
Выступая по отношению к входящим в состав Объединения предприятиям и организациям в качестве вышестоящего органа, управление объединения в целях повышения эффективности производства централизует полностью или частично выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций (научно-исследовательских, проектно-конструкторских и иных работ). В этом своем качестве управление объединения действует на началах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, имеет права и несет обязанности, связанные с его хозяйственно-оперативной деятельностью, является юридическим лицом, выступающим в гражданском обороте как равноправный по отношению к другим юридическим лицам (как входящим, так и не входящим в объединение) субъект гражданского права (пп. 5 и 6 Положения о промышленных объединениях).
В основном аналогичным Положению о промышленных объединениях является Положение о тресте совхозов, утвержденное Советом Министров СССР 20 октября 1975 г. (СП СССР, 1975, № 21, ст. 145).
Некоторыми особенностями отличается Положение о производственном объединении в сельском хозяйстве, утвержденное постановлением Совета Министров СССР 7 декабря 1978 г. (СП СССР, 1979, № 3, ст. 15).
Это объединение является производственно-хозяйственным комплексом, в состав которого могут входить совхозы, т. е. государственные предприятия, колхозы, межхозяйственные предприятия (организации), предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, автотранспортные и другие государственные и кооперативные предприятия и организации. Все эти организации сохраняют хозяйственную самостоятельность и являются юридическими лицами. Но само объединение — также юридическое лицо. Оно использует закрепленное в его оперативное управление имущество в связи с полной или частичной централизацией отдельных производственно-хозяйственных функций. Следовательно, объединение практически занимает то же положение, что и управление промышленным объединением, осуществляющее оперативно-хозяйственную деятельность и поэтому действующее в качестве юридического лица.
В этом убеждает и указание на то, что объединение имеет самостоятельный баланс.
Согласно Общему положению о всесоюзном и республиканском объединениях в сельском хозяйстве, утвержденному Советом Министров СССР 22 мая 1980 г. (СП СССР, 1980, № 15, ст. 98), объединение охватывает, кроме сельскохозяйственных предприятий и их объединений, включая агропромышленные, научно-производственные объединения, тресты совхозов, широкий круг связанных с их деятельностью организаций (по переработке сельскохозяйственной продукции, ее заготовкам, организаций сбытовых, снабженческих, автотранспортных и т. д.).
С согласия этих самостоятельных (являющихся юридическими лицами) организаций Управление объединения, централизуя полностью или частично выполнение некоторых производственно-хозяйственных функций, действует по отношению к этим организациям как самостоятельное юридическое лицо, будучи одновременно вышестоящим по отношению к ним планово-регулирующим органом (пп. 1, 7, 8 названного Общего положения). Колхозы, другие кооперативные предприятия и организации, а также межхозяйственные предприятия (организации) входят во всесоюзное или республиканское объединение в сельском хозяйстве только в составе производственных, научно-производственных и аграрно-промышленных объединений. Таким образом, в объединение входят и такие юридические лица, в состав которых, в свою очередь, входят иные юридические лица (колхозы, другие кооперативные и межхозяйственные организации).
6. К государственным учреждениям, состоящим на государственном бюджете и имеющим самостоятельную смету, являющимся юридическими лицами, относятся местные Советы народных депутатов — сельские, поселковые, районные, городские, областные (ст. 10 Закона РСФСР о поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР; ст. 12 Закона РСФСР о районном Совете народных депутатов РСФСР; ст. 12 Закона о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1979, №32, ст. ст. 787, 785, 786).
Необходимо иметь в виду, что имущественную основу юридической личности местного Совета как субъекта гражданского права составляет не все имущество, управление которым подведомственно ему как органу власти, а лишь то имущество, которое находится в его оперативном управлении, обеспечивающее нормальную деятельность его аппарата и его исполкома, как постоянно действующего органа. Юридическими лицами являются также отделы и управления местных Советов, ведающие различными отраслями хозяйственной и социально-культурной жизни соответствующей административно-территориальной единицы, органы государственного управления, в частности министерства и иные ведомства, оборонные учреждения, различные социально-культурные учреждения — средние школы, высшие и средние специальные учебные заведения, больницы и т. д.
Изъятие из общего правила о признании бюджетного учреждения юридическим лицом имеет место тогда, когда из текста Положения или иного акта видно, что самостоятельной сметы у учреждения нет, что руководитель не наделен правами самостоятельного распоряжения кредитами и действует в соответствии с ассигнованиями, выделяемыми организацией, которой подотчетно учреждение, от имени этой организации.
Помимо бюджетно-сметных ассигнований многие государственные учреждения имеют внебюджетные специальные средства. Это доходные средства бюджетного учреждения, которые на основании особых постановлений могут расходоваться этими учреждениями без проведения по доходной и расходной частям государственного или местного бюджета. Специальные средства образуются либо за счет доходов (отчислений), получаемых учреждением от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности (например, арендная плата за сдаваемое им в вечернее время или временно неиспользуемое помещение, квартирная плата, получаемая от жильцов закрепленного за учреждением жилого дома, доходы от эксплуатации транспортных средств, входная плата за посещение музея, доходы от научных изданий и т. д.), а также деятельности подсобных предприятий. Право иметь специальные средства предоставляется при условии, если отсутствует возможность организовать на началах хозрасчета реализацию продукции, выполнение работ или осуществление иной деятельности, а также если расходы, связанные с указанной деятельностью, полностью обеспечиваются получаемыми доходами (пп. 1, 2, 5 Положения о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. — СП СССР, 1980, № 20, ст. 117).
К расходной части специальных средств отнесены расходы на проведение тех мероприятий, которые направлены на поддержание и развитие доходных источников специальных средств (например, арендная и квартирная плата расходуется на содержание и ремонт зданий, доходы от научных изданий — на оплату расходов по их подготовке, печатанию, распространению и т. д.).
7. К числу юридических лиц — государственных организаций, финансируемых не из государственного бюджета, а из иных источников и имеющих самостоятельную смету и самостоятельный баланс, в настоящее время относится значительное число организаций.
В таком положении, например, находились в соответствии с изданным в 1970 г. Положением научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические: организации, частично состоявшие на госбюджете, а частично покрывавшие свои расходы за счет хозяйственных договоров, т. е. договоров на выполнение научно-исследовательских и научно-прикладных работ для различных предприятий, объединений, иных заинтересованных в этом организаций.
Общее положение о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях, утвержденное Госкомитетом по науке и технике СССР в 1970 году, распространено на организации, отнесенные к категории по оплате труда работников науки, включая указанные выше комплексные научные организации, „как бюджетные, так и хозяйственные, осуществляющие силами своих коллективов научную или научно-техническую деятельность в соответствии с установленными планами и пользующиеся правами юридического лица".
В дальнейшем значительное распространение получило финансирование организаций, ведущих работы, связанные с освоением новой техники за счет единого фонда развития науки и техники, образуемого из отчислений от плановой прибыли предприятий, научно-производственных и производственных объединений системы того или иного хозяйственного министерства. За счет этого единого фонда стали оплачиваться указанные работы, выполняемые по договорам организациями, предприятиями и объединениями других министерств и ведомств.
Вместе с тем, такие работы (кроме работ фундаментального, теоретического характера и поисковых научных исследований) выполняются соответствующими организациями данного министерства в основном по договорам с организациями-заказчиками и по заказам промышленных объединений и управлений этого же министерства (см., например, постановление Совета Министров СССР от 21 ноября 1978 г. - СП СССР, 1979, № 1, ст. 1).
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от12 июля 1979 г. о хозяйственном механизме предложено завершить перевод научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских организаций, опытных (экспериментальных) предприятий, научно-производственных и производственных объединений (предприятий) промышленных министерств на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров). Предложено также завершить работу по созданию единого фонда развития новой техники по финансированию указанной деятельности. Сохраняется для определенного круга работ финансирование из государственного бюджета.
Таким образом, перечисленные научные и научно-прикладные организации как юридические лица, находящиеся в составе промышленных объединений, с учетом некоторых особенностей правового положения их имущества приравнены к самостоятельным предприятиям.
8. К финансируемым не из государственного бюджета организациям надо отнести и те государственные органы хозяйственного управления, расходы на содержание которых начисляются на стоимость производимой подчиненными им предприятиями и объединениями продукции или на стоимость оказываемых ими работ и услуг. Для примера можно сослаться на п. 21 Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях. Размер расходов на содержание управления объединения определяется сметой. Предусмотренные сметой расходы покрываются за счет доходов, получаемых управлением объединения от централизованного осуществления производственно-хозяйственных функций, а также за счет отчислений предприятий и организаций, относимых на себестоимость производимой продукции.
9. Юридическими лицами, действующими на хозяйственном расчете, являются: Государственный банк СССР, Банк для внешней торговли, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Государственные трудовые сберегательные кассы.
Государственный банк — единый эмиссионный банк, банк кредитования народного хозяйства СССР и расчетный центр Союза ССР (см. пп. 1 и 5 Устава Государственного банка СССР. - СП СССР, 1981, № 3, ст. 12).
Банк для внешней торговли является акционерным обществом — он осуществляет кредитование внешней торговли СССР, валютные операции, расчеты па экспорту и импорту товаров и оказанию услуг, а также другие расчеты. Акции Внешторгбанка должны принадлежать советским государственным организациям, учреждениям и предприятиям, а также кооперативным организациям и могут быть только именными (см. пп. 1 и 2 Устава Внешторгбанка. — СП СССР, 1962, № 16, ст. 129). Стройбанк СССР производит финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений промышленности, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, а также осуществляет краткосрочное кредитование ряда хозяйственных операций, указанных в этом пункте Устава (п. 1 Устава Стройбанка СССР. — СП СССР, 1981, Отдел первый, № 30, ст. 176).
Государственные трудовые сберегательные кассы СССР являются единым общесоюзным кредитным учреждением. Сберкассы принимают вклады от населения, размещают государственные внутренние займы и осуществляют расчетно-кассовое обслуживание населения (пп. 1 и 2 Устава Государственных трудовых сберегательных касс СССР).
Юридическими лицами являются также: Главное управление государственного страхования при Министерстве финансов СССР и управления (главные управления) государственного страхования союзных республик, которым подчиняются управления государственного страхования в автономных республиках, краях, областях, городах республиканского подчинения и инспекции государственного страхования в районах и городах. Управление (Главное управление) государственного страхования союзной республики со всеми указанными выше органами на местах, будучи основным страховщиком как по обязательному, так и по добровольному страхованию, является единой организацией союзной республики (находится в ведении Министерства финансов республики) и единым юридическим лицом, действующим на началах хозяйственного расчета, осуществляемого в целом по союзной республике, и входит в состав союзно-республиканской системы органов государственного страхования СССР (пп. 1, 2, 3 Типового положения об органах государственного страхования в союзных республиках. - СП СССР, 1958, № 17, ст. 137; 1969, № 12, ст. 67; 1977, № 8, ст. 50; №21, ст. 131).
Главное управление государственного страхования СССР (Госстрах СССР) возглавляет систему государственного страхования СССР и, будучи центром руководства этой системы, также действует на хозяйственном расчете, однако круг его страховых операций ограничен страхованием пассажиров на транспорте и страхованием работников за счет средств предприятий союзного подчинения. Органы государственного страхования в союзных республиках не отвечают по обязательствам Госстраха СССР, а последние не отвечают по обязательствам органов государственного страхования в этих республиках (п. 6 названного Типового положения).
Юридическим лицом, действующим на хозрасчете, — страховщиком по операциям, связанным как с внешней торговлей (страхование внешнеторговых грузов), так и для проведения иных видов имущественного страхования (в частности, имущества иностранных юридических и физических лиц, находящегося за границей советского имущества), а также личного страхования и перестрахования является страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах) (ст. ст. 1, 2, 5, 7, 8 Устава Ингосстраха).
10. Примерный Устав колхоза в соответствии со ст. 11 Основ указывает, что колхоз „пользуется правами юридического лица" (ч. 2 ст. 61). Такая же формулировка содержится в п. 67 Примерного устава рыболовецкого колхоза, утвержденного Советом Министров СССР 4 мая 1972 г. (СП СССР, 1972, № 9, ст. 48).
Юридическими лицами являются и иные кооперативные организации — как те, которые не образуют кооперативной системы (например, жилищно-строительные, дачно-строительные кооперативы, артели старателей), так и те, которые такую систему на всесоюзном уровне или на уровне района, области, республики образуют (например, потребительские кооперативные организации — потребительское общество, районный, областной, республиканский союзы потребительских обществ. — п. 5 Примерного устава потребительского общества (кооператива), принятого десятым очередным съездом уполномоченных потребительских кооперативов СССР 14 ноября 1979 г.; п. 5 Примерного устава районного союза потребительских обществ (райпотребсоюза, принятого на втором собрании Совета Центросоюза 10 апреля 1980 г.; п. 6 Примерного устава областного, краевого, республиканского союзов потребительских обществ, также принятого указанным Советом 10 апреля 1980 г.).
Юридическими лицами являются также Центральный союз потребительских обществ СССР — Центросоюз (п. 6 Устава Центросоюза СССР, принятого на названном выше съезде уполномоченных 14 ноября 1979 г. — Сборник уставов организаций потребительской кооперации СССР. М., 1980) и союз рыболовецких колхозов — Рыбакколхозсоюз (п. 7 Примерного устава Союза рыболовецких колхозов (рыбакколхозсоюза), утвержденного Советом Министров РСФСР 28 ноября 1960 г. — СП РСФСР, 1960, № 40, ст. 202).
Значительное распространение получили кооперативы, образуемые гражданами с целью удовлетворения своих жилищных, бытовых и иных потребностей. Все эти кооперативы — юридические лица. Таковы жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) (п. 5 Примерного устава жилищно-строительного кооператива — СП РСФСР, 1965, № 23, ст. 144); дачно-строительные кооперативы (ДСК) (п. 5 Примерного устава, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР 24 сентября 1958 г. — СП РСФСР, 1958, № 13, ст. 154).
На тех же началах действуют кооперативы по строительству и эксплуатации гаражей — стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев (Примерный устав утвержден постановлением Совета Министров РСФСР 24 сентября 1960 г. — СП РСФСР, 1960, № 33, ст. 160) и кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для мотоциклов и мотороллеров индивидуальных владельцев (Примерный устав утвержден постановлением Совета Министров РСФСР 12 июля 1971 г. — СП РСФСР, 1971, № 13, ст. 100), кооперативы по строительству творческих мастерских для членов Союза художников СССР, организованные применительно к порядку и условиям, установленным для ЖСК и ДСК (Примерный устав утвержден постановлением Совета Министров РСФСР 4 декабря 1979 г. — СП РСФСР, 1980, № 3, ст. 19).
Юридическим лицом признается и садоводческое товариществр, основной задачей которого является создание коллективного сада и дальнейшее его развитие с целью дополнительного получения плодов, ягод и овощей, а также создание условий по улучшению проведения досуга, укреплению здоровья рабочих и служащих и приобщению к труду подростков (пп. 1 и 4 Типового устава садоводческого товарищества, утвержденного Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Министерством сельского хозяйства РСФСР 18 мая 1966 г. с изменениями, внесенными приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 3 июля 1978 г. в соответствии с постановлением секретариата ВЦСПС от 8 июня 1978 г. „О внесении изменений в Типовой устав садоводческого товарищества рабочих и служащих"); артель старателей — кооперативная организация, имеющая своей целью трудом своих членов добычу полезных ископаемых для сдачи их по договору государственному горнорудному предприятию (п. 13 Типового устава артели старателей. — СП СССР, 1975, № 9, ст. 47).
11. Имущество межколхозных организаций (строительных, по производству строительных материалов, по откорму скота, семеноводческих и многих иных) является общей собственностью колхозов, создавших на долевых началах эти организации (ст. 116 ГК, п. 11 Примерного Устава колхоза в ред. постановления от 10 июля 1980 г. — СП СССР, 1980, № 21, ст. 122).
Межколхозная организация — юридическое лицо: закрепленное за ней имущество состоит в общей собственности колхозов — участников межколхозной организации (ст. 117; Общее положение о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве. — СП СССР, 1977, № 13, ст. 80).
В положении, аналогичном положению межколхозных организаций, находятся государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации, ибо их имущество является общей собственностью государства и колхозов или иных кооперативных организаций (ст. 116 и ч. 2 ст. 117, п. 11 Примерного Устава колхоза).
Межхозяйственные (межколхозные, межсовхозные, государственно-колхозные и другие межхозяйственные) предприятия (организации) создаются для достижения разнообразных целей, связанных с сельскохозяйственным производством. Межхозяйственное предприятие (организация) осуществляет на началах оперативного управления права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом, принадлежащим на праве общей собственности колхозам, государственным, кооперативным и общественным предприятиям и организациям, и является юридическим лицом. Межхозяйственное предприятие (организация) не отвечает по обязательствам хозяйств-участников, а хозяйства-участники не несут ответственности по обязательствам межхозяйственного предприятия (организации), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР или союзной республики (пп. 1, 4 и 6 названного Общего положения).
12. Единого нормативного акта, определяющего одинаковые принципы формирования и деятельности общественных организаций, в частности однозначного решения вопроса о том, за кем именно признается юридическая личность — за организацией в целом или за ее структурным подразделением,— нет. Общественные организации весьма различны как с точки зрения целей, стоящих перед ними, так и по составу своего имущества и содержания их прав и обязанностей. Однако при анализе уставов общественных организаций можно обнаружить сходные положения, позволяющие найти некоторые общие решения, относящиеся к юридической личности общественных организаций. Общим для всех этих организаций является принцип добровольности членства, принцип материального участия в создании имущественной основы и принцип участия членов в управлении делами этих организаций.
а) Профессиональные союзы. Согласно Уставу профессиональных союзов СССР юридическими лицами являются не отдельные отраслевые профессиональные союзы, объединяющие рабочих и служащих по производственному признаку, хотя каждый из них имеет свой устав, отражающий особенности профсоюза, а профсоюзные комитеты предприятий, учреждений, городские, районные, дорожные, бассейновые, областные, краевые, республиканские и центральные комитеты профессиональных союзов, а также Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) и республиканские, краевые, областные советы профсоюзов (ст. ст. 59 и 60 Устава профессиональных союзов СССР, Гражданское законодательство, с. 248). За фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза (фабзавместкомом) права юридического лица признаны в законодательном порядке (п. 1 Положения о правах ФЗМК).
б) Добровольные общества. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самостоятельности, удовлетворению их многообразных интересов (ст. 51 Конституции СССР). К числу этих общественных организаций относятся добровольные общества и их союзы. Анализ уставов добровольных обществ показывает, что единого решения вопроса о фигуре юридического лица здесь нет. В большинстве уставов и положений об этих обществах признается, что юридическим лицом является само добровольное общество и союз обществ. Из этого исходит Положение о добровольных обществах и их союзах РСФСР (СУ РСФСР, 1932, №14, ст. 33).
Наряду с этим в уставах некоторых добровольных обществ содержатся указания о признании юридическими лицами и местных территориальных (областных, краевых, городских, районных) организаций или отделений тех обществ, деятельность которых осуществляется в республиканском или всесоюзном масштабе.
Например, согласно Уставу Всесоюзного общества „Знание" это общество, республиканские общества „Знание", а также краевые, областные, окружные, городские, районные организации общества, находящиеся на самостоятельном балансе, являются юридическими лицами. Городские и районные организации общества, не имеющие самостоятельного баланса, действуют в имущественном обороте на основании доверенности, выдаваемой вышестоящей организацией общества (ст. 63 Устава Всесоюзного общества „Знание", принятого IV съездом общества 4 июня 1964 г. М., 1964. См. также: ст. 4 Устава Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — СП РСФСР, 1973, № 8, ст. 29; ст. 4 Устава Всероссийского хорового общества. — СП РСФСР, 1973, № 7, ст. 24; ст. 4 Устава Всероссийского общества автомотолюбителей. — СП РСФСР, 1974, №5, ст. 27).
Вместе с тем уставы некоторых обществ признают юридическими лицами свои выборные, постоянно действующие органы. Так, в силу ст. 31 Устава Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов Центральный (Всесоюзный), республиканские, краевые, областные, дорожные, бассейновые, территориальные советы общества, а также советы первичных организаций, объединяющие не менее 300 членов общества, являются юридическими лицами!
Аналогично решен вопрос о фигуре юридического лица в уставах Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих, а также в Уставе Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ СССР: органы указанных обществ являются юридическими лицами.
В ряде уставов сказано, что орган (совет, правление, президиум и т. д.) „осуществляет права общества (союза) как юридического лица" (см., например, п. 11 Устава Союза спортивных обществ и организаций СССР, принятого 2-й Всесоюзной конференцией 29 мая 1964 г.; то же сказано и в п. 9 Устава обществ Красного Креста РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР 19 июля 1956 г.).
В первом из названных уставов речь идет о центральном совете союза обществ, во втором о президиуме Центрального комитета общества. Это — неточная формулировка, но и все же из нее можно сделать вывод о том, что юридическим лицом является общество (союз), но действует оно через определенный, предусмотренный уставом орган. Следует признать, что, поскольку общественная организация, являясь собственником принадлежащего ей имущества, управляет им через свои выборные органы непосредственно, она должна быть признана юридическим лицом, а не ее исполнительный постоянно действующий орган.
В обществах (союзах), объединяющих относительно небольшое число членов, юридическая личность общества как такового определяется именно этим обстоятельством. В таких обществах (союзах) нет распределения частей в оперативное управление за этими органами. Поэтому единообразное решение вопроса о юридической личности для всех общественных организаций, в частности и в особенности для профсоюзных организаций едва ли возможно.
в) Творческие союзы. Это — союзы: советских писателей, художников, композиторов, архитекторов, кинематографистов, журналистов. Особенность их в том, что для оказания материальной помощи в ее различных формах и защиты имущественных прав своих членов союзы создают специальные организации — „фонды", являющиеся согласно их уставам также общественными организациями и юридическими лицами. Здесь происходит обособление имущества для этих целей от иного имущества союза, и поэтому указанные (литературный, художественный, музыкальный и другие) „фонды" признаются юридическими лицами (см. п. 2 постановления СНК СССР от 28 июля 1934 г. „О литературном фонде Союза ССР". — СЗ СССР, 1934, № 39, ст. 311; см. также постановление СНК СССР от 4 февраля 1940 г. „Об образовании Художественного фонда Союза ССР". - СП СССР, 1940, № 3, ст. 98).
Все творческие союзы — юридические лица. Кроме того, большинство уставов творческих союзов признает юридическими лицами как соответствующие республиканские союзы, так и местные организации союзов. Юридическими лицами являются: республиканские (в союзных республиках) союзы архитекторов и организации Союза архитекторов в автономных республиках, областях, краях и городах (п. 40 разд. V Устава Союза архитекторов СССР, принятого пятым съездом архитекторов СССР 23 октября 1970 г.), республиканские союзы художников, краевые, областные и городские организации союзов художников (п. 55 Устава художников СССР, принятого первым съездом художников СССР, с изменениями и дополнениями Устава Третьим съездом 28 ноября 1968 г.); республиканские (союзных и автономных республик) союзы журналистов, а также краевые, областные, городские, если последние имеют более 500 членов, организации Союза журналистов (п. 23 Устава Союза журналистов СССР с изменениями Устава III съездом журналистов СССР в декабре 1971 г. М., 1972); республиканские, областные, краевые союзы композиторов (Разд. V Устава Союза композиторов СССР, утвержденного 20 декабря 1968 г.).
Устав союза композиторов признает юридическими лицами не только республиканские (союзных республик) союзы и отделения Союза в автономных республиках и в городах, где имеется не менее 30 постоянно работающих членов Союза, но и уполномоченных Союза в автономных республиках и в городах, при наличии в них менее 30 членов союза. — п. 1 разд. IV Устава Союза кинематографистов СССР, утвержденного Первым учредительским съездом кинематографистов 26 ноября 1965 г. Здесь, разумеется, юридическая ошибка: уполномоченный не может быть юридическим лицом — он представитель Союза. В Уставе Союза писателей нет указания о признании юридическими лицами республиканских союзов писателей и писательских организаций в областях, краях.
В уставах всех творческих союзов в основном одинаково определяются источники средств — имущественной базы их деятельности. Это — вступительные и членские взносы, доходы от хозяйственной деятельности предприятий и учреждении, подчиненных Союзу, ассигнования государственных и общественных организаций. Важным источником доходов творческих союзов являются средства, поступающие в их фонды.
Ни местные отделения, ни республиканские союзы не являются коллективными членами всесоюзных творческих союзов. Их членами являются соответствующие творческие работники, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым уставами к лицам (гражданам), претендующим на то, чтобы быть членами союза. Отсюда единое членство и единство права собственности творческого союза во всесоюзном масштабе. Поэтому имущество, которым владеют и распоряжаются республиканские союзы и местные организации союза, находится в их оперативном управлении. С этим связан режим сметного финансирования деятельности организаций творческих союзов, расходов, необходимых для выполнения стоящих перед этими организациями задач.
г) Юридическими лицами являются также и общественные организации, созданные по инициативе иных общественных организаций, учреждений, при поддержке широких кругов советской общественности в целях защиты и укрепления мира, защиты интересов женщин, молодежи, вовлечения их в решение задач, стоящих перед коммунистическим строительством, развития и содействия разнообразных прогрессивных массовых движений в различных отраслях жизни советского общества. Таковы Советский комитет защиты мира, Советский фонд мира, Комитет советских женщин, Комитет советских молодежных организаций, Союз обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Ассоциация содействия ООН в СССР и некоторые другие организации.
Характерная особенность этих организаций состоит в том, что в них, как правило, нет индивидуального членства. Членами таких организаций обычно являются коллективные образования. Уставами предусмотрены способы и формы участия граждан, заинтересованных в достижении целей, предусмотренных этими организациями в их деятельности.
13. Предприятия и учреждения колхозов, межколхозных и других кооперативных, а также общественных организаций, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс, являются юридическими лицами лишь в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР (абз. 4 п. 1 ст. 24).
Такие предприятия и учреждения осуществляют пользование, владение и распоряжение закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления. Это многочисленные предприятия и учреждения потребительской кооперации, профсоюзов, некоторых добровольных обществ, ставящих своей целью подготовку к полезной деятельности, обеспечение работой, создание необходимых условий для удовлетворения материальных и культурных потребностей своих членов (общества слепых и глухонемых). Речь идет об учебно-производственных и просто производственных предприятиях, различного рода заготовительных конторах (в системе потребительской кооперации), о школах, санаториях, домах отдыха, клубах, домах культуры, спортивных стадионах и т. д.
Значительное число предприятий и иных организаций, действующих на основании самостоятельных уставов или положений и являющихся юридическими лицами, деятельность которых соответствует целям и задачам, стоящим перед творческими союзами, учреждаются этими союзами в соответствии с их фондами. Например, Устав союза писателей СССР предоставляет Правлению Союза право создавать печатные органы и учреждения, подведомственные ему и действующие на основании самостоятельных уставов или положений (издательства, учебные заведения, клубы, библиотеки, читальни, бюро пропаганды художественной литературы, санатории и дома творчества, дома отдыха, лечебные учреждения, книжные лавки и т. д. и т. п.). В ведении Союза писателей, кроме Литературного фонда, находятся: издательство „Советский писатель", издательство „Литературная газета", Литературный институт им. Горького, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов (пп. 24 и 26 Устава Союза писателей СССР, утвержденного пятым съездом писателей СССР 2 июля 1971 г. М., 1971).
Обычно в типовых уставах или индивидуальных уставах общественных организаций содержатся указания на то, что они вправе учреждать определенные, соответствующие их профилю предприятия и учреждения. Разрешение на образование кооперативными и колхозными организациями предприятий и учреждений обычно содержится в одобренных компетентными государственными органами Типовых и примерных положениях или уставах этих организаций. Но, учитывая значимость некоторых учреждений и важность выполняемых ими функций, они признаются юридическими лицами в законодательном порядке. Указом от 30 октября 1981 г. ч. 2 ст. 11 Основ, содержащая тот же перечень юридических лиц, что и ст. 24 ГК, дополнена пятым абзацем следующего содержания: „другие организации в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР". Тем самым ст. 11 Основ приведена в соответствие со ст. 2 Основ, предусматривающей, что участниками гражданских правоотношений могут быть и иные, кроме граждан и социалистических организаций, организации (см. комментарий к ст. 2).
14. Государство не является юридическим лицом. Оно осуществляет свои суверенные права, опосредуемые различными отраслями права, вступает в разноотраслевые правовые отношения, связанные с государственной собственностью. Но это означает, что в некоторых случаях государство действует и как субъект гражданского права. Об этом сказано в последней части ст. 24 ГК.
Государство может стать субъектом тех или иных гражданских прав и обязанностей через посредство предусмотренных в ст. 24 учреждений и иных государственных организаций, состоящих на государственном бюджете, действующих в этом случае от имени Союза ССР или РСФСР. До настоящего времени продолжает действовать закон, уполномочивающий торгпредства заключать внешнеторговые сделки от имени СССР. Но теперь внешнеторговые сделки с иностранными фирмами, как правило, заключаются действующими от своего имени,состоящими на хозяйственном расчете внешнеторговыми объединениями. За их долги государство ответственности не несет, равно как и они не несут ответственности за долги государства.
Обычно во внутренних имущественных отношениях в СССР и РСФСР учреждениями, действующими от имени и в интересах государства, выступают органы министерства финансов. В таком качестве эти органы выступают при переходе к государству бесхозяйного имущества (ст. 143), находки (ст. 144), бесхозяйственно содержимого дома и культурных ценностей (ст. ст. 141—142); клада (ст. 148), конфискованного имущества (ст. 149), имущества, наследуемого государством вследствие отсутствия наследников по закону или завещанного наследодателем государству (ст. ст. 527, 534).
В собственность государства при определенных обстоятельствах переходит имущество, полученное сторонами или одной стороной по недействительной сделке (ст. ст. 49, 58), возмещение расходов, понесенных при лечении в больнице гражданина, здоровью которого причинен вред умышленными преступными действиями другого лица: эти расходы взыскиваются с причинителя вреда в доход государственного бюджета. Иск к причинителю вреда о возмещении расходов от имени государства предъявляет финансовый орган или прокурор (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 г. „О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий". — Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, № 27, ст. 348).
В доход государственного бюджета, т. е. в доход государства, в соответствии с действующим законодательством, зачисляется и часть денежных сумм, составляющих возмещение ущерба, причиненного незаконной охотой, незаконной добычей и уничтожением рыбы и других водных животных (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 июня 1977 г. „О практике применения судами законодательства об охране природы". См. также постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1977 г. „О порядке исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный рыбным и другим живым ресурсам в морских районах, прилегающих к побережью СССР" (СП СССР, 1977, № 23, ст. 143), в п. 1 которого установлено, что органы рыбоохраны имеют право предъявлять к нарушителям иски о возмещении ущерба в доход государства).
Органам системы министерства мелиорации и водного хозяйства СССР предоставлено право предъявлять иски ко всем организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству в нарушение водного законодательства (СП СССР, 1981, № 4, ст. 13). Суммы по возмещению ущерба, причиненного лесному хозяйству, обычно зачисляются в бюджет соответствующей союзной республики (п. 9 постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. „О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству". — СП СССР, 1968, № 16, ст. 111).
Государству в бюджет РСФСР выплачивается определенный процент той части авторского вознаграждения (гонорара) за публичное исполнение произведений литературы и искусства, которая превышает установленный законом лимит (постановление Совета Министров РСФСР от 22 апреля 1975 г. „О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства. — СП РСФСР, 1975, № 8, ст. 49). Однако, если произведение сохраняется в репертуаре театра пять лет, гонорар выплачивается автору полностью.

Заявка на бесплатную консультацию


Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты