Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Статья 99. Содержание права собственности колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений
Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам.
1. Колхозно-кооперативная собственность — одна из форм социалистической собственности. Она представляет менее высокий уровень обобществления, чем государственная собственность, являясь собственностью отдельных организаций, куда в качестве членов входит группа граждан, или собственностью объединений этих организаций, которые тоже строятся по принципу членства (см. комментарий к ст. 93 ГК).
Поэтому колхозно-кооперативная собственность не образует единого фонда, даже в рамках кооперации одного вида. Носителем права колхозно-кооперативной собственности является каждая отдельная кооперативная организация.
То же относится и к видам кооперации, где образуются объединения — кооперативная организация и объединение кооперативных организаций имеют самостоятельное право собственности на принадлежащее им имущество. Поэтому имущественные отношения между ними строятся на основе гражданско-правового договора, а не на административно-правовом акте, передача имущества происходит на возмездной основе и имеет своим последствием переход права собственности. Подобный характер взаимоотношений в кооперативной системе наиболее четко выражен в п. 18 Примерного устава райпотребсоюза, принятого 2-м собранием Совета Центросоюза 10 апреля 1980 г., который предусматривает право райпотребсоюза выдавать за счет своих средств ссуды входящим в его состав потребительским обществам и вышестоящим кооперативным организациям, а также получать от них ссуды.
Тот же принцип выражен и в п. 22 Примерного устава, устанавливающем, что члены райпотребсоюза (потребительские общества) не несут имущественной ответственности по его обязательствам. Аналогично содержание пп. 18 и 22 Примерного устава областного, краевого, республиканского союза потребительских обществ (потребсоюза).
Наличие самостоятельного права собственности у кооперативных организаций и их объединений одной системы получило выражение и в запрете вышестоящим органам изымать средства входящих в его состав организаций. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. (СЗ СССР, 1935, № 52, ст. 427) запретило Центросоюзу изымать средства обл(край) потребсоюзов, а последним — средства райпотребсоюзов (за исключением отчислений от прибылей в определенном размере).
2. Колхозно-кооперативная организация, являющаяся собственником имущества, осуществляет правомочия, закрепленные законом за собственником, — права владения, пользования и распоряжения. Эти правомочия осуществляются в пределах специальной правоспособности данной кооперативной организации, определяемой ее уставными задачами (ст. 12 Конституции СССР). Уставные задачи кооперативных организаций различаются в зависимости от их вида.
В настоящее время в СССР существуют следующие основные виды кооперативных организаций: сельскохозяйственная кооперация (колхозы); рыболовецкая кооперация; артели старателей; потребительская кооперация; жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражные кооперативы, кооперативы по строительству творческих мастерских художников. Задачи каждого вида кооперации определены уставом. Так, основная задача колхозов в соответствии с Примерным Уставом колхоза — сельскохозяйственное производство, и осуществление правомочий собственника должно быть направлено на достижение этой цели.
На характер специальной правоспособности организации, равно как и на перечень объектов, которые могут находиться в ее собственности, влияют специальные нормативные акты, расширяющие специальную правоспособность. Так, постановление Совета Министров СССР от 11 мая 1973 г. „О мерах по упорядочению деятельности подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве" (СП СССР, 1973, № 12, ст. 61) предусматривает дальнейшее развитие в колхозах подсобных предприятий и промыслов, главным образом по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья. Соответственно определяются и пределы осуществления правомочий собственника.
3. Закрепление правомочий собственника за кооперативными организациями означает, что никакие другие лица не вправе распоряжаться имуществом, состоящим в их собственности. Этот принцип закреплен в ряде нормативных актов не только в отношении вышестоящих звеньев кооперативной системы, но и в отношении государственных органов. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 16 января 1928 г. „Об ответственности за убытки, причиненные незаконным вмешательством органов власти в деятельность кооперативных организаций" (СУ РСФСР, 1928, № 11, ст. 101) запретило органам власти вмешиваться в оперативную деятельность кооперативных организаций, давать им указания о производстве расходов, не предусмотренных изданными в установленном порядке нормативными актами.
Оно установило имущественную ответственность этих органов за убытки, причиненные неправильными служебными действиями должностных лиц. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. (СЗ СССР, 1937, № 30, ст. 120) установлено, что изъятие имущества кооперативных организаций для указанных целей может производиться только по решению суда.
Передача имущества кооперативной организации другому собственнику, в том числе и государству, может производиться только по договоренности с этой организацией. При этом передача в собственность государства имущества кооперативных организаций требует, кроме того, разрешения компетентных государственных органов и центров кооперативных систем. Передача имущества кооперативных предприятий, объединений, организаций и учреждений целиком производится с разрешения Совета Министров СССР или союзной республики и по согласованию с центральными органами кооперативной организации.
Для передачи зданий и сооружений требуется решение министерства, государственного комитета или ведомства СССР, согласованное с центральными органами кооперативных организаций. В союзных республиках порядок передачи зданий и сооружений устанавливают Советы Министров союзных республик.
Преобразование колхозов в совхозы, имеющее последствием передачу кооперативного имущества в собственность государства, осуществляется только на строго добровольных начала, по желанию большинства колхозников — решение принимается на общем собрании колхоза большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов колхоза. Разрешительный порядок установлен и для этого случая — преобразование производится по представлению союзных республик с санкции Совета Министров СССР.
4. Передача кооперативного имущества в государственную собственность (равно как и государственного в кооперативную) производится, как правило, возмездно. В соответствии с Положением о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений (СП СССР, 1979, № 26, ст. 172) при передаче предприятий, объединений, организаций, учреждений все их имущество передается за плату, если специально не установлено иное. Тот же порядок действует при передаче отдельных зданий и сооружений (п. 8).
При передаче государственным органам имущество кооперативных предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения оплачиваются лишь в той части, которая была создана кооперативными организациями за счет собственных средств.
Оплата производится в пятилетний срок, если соглашением соответствующих государственных органов с центральными органами кооперативных организаций не установлен более короткий срок.
Товарно-материальные ценности, относящиеся к оборотным средствам, оплачиваются в месячный срок со дня их фактической передачи. Вся дебиторская и кредиторская задолженность остается у передающей организации (см. Инструкцию о порядке расчетов за передаваемые предприятия, объединения, организации, учреждения, здания и сооружения, утвержденную Министерством финансов СССР и Госпланом СССР 16 апреля 1980 г. — Бюллетень нормативных актов СССР, 1981, № 1).
Безвозмездная передача кооперативного имущества другому собственнику производится лишь в случаях, специально указанных в законодательстве СССР.
5. Законодательство определяет не только порядок отчуждения имущества кооперативных организаций, оно предусматривает и порядок совершения по поводу его некоторых других правовых действий. Так, постановление Совета Министров СССР от 7 января 1966 г. „О порядке списания с балансов колхозов зданий, сооружений, сельскохозяйственной техники, оборудования и другого имущества" (СП СССР, 1966, № 2, ст. 13) установило, что списание указанных объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и неподдающихся восстановлению, стоимостью до 1500 руб. за единицу произродится в порядке, определяемом общим собранием колхоза, а стоимостью свыше 1500 руб. за единицу — по решению общего собрания колхоза (собрания уполномоченных).
6. Право кооперативной собственности существует на имущество, в отношении которого собственник осуществляет правомочия непосредственно, равно как и в отношении имущества, переданного в оперативное управление специально созданных организаций, которые пользуются правами юридического лица. Создание таких организаций предусмотрено, например, п. 3 "б" Примерного устава потребсоюза.
При этом правление потребсоюза определяет степень хозяйственной самостоятельности таких организаций, т. е. наделяются ли они правами юридического лица. Организация, в оперативном управлении которой состоит кооперативное имущество, тоже осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения — в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества. Имущество не перестает быть кооперативной собственностью от того, что кооперативная организация-собственник не осуществляет непосредственно в отношении этого имущества правомочий владения, пользования и распоряжения, а оно передано в оперативное управление юридического лица, созданного кооперативной организацией. В этом отношении кооперативная собственность не отличается от государственной.
7. У кооперативных организаций существует еще один вид имущества, природа прав на которое законом прямо не определена. Речь идет о централизованных фондах того или иного вида кооперации, которые используются в интересах всех кооперативных организаций данного вида. Такие фонды создаются как кооперативными организациями, образующими объединения, так и кооперативными организациями, не имеющими объединений, иногда они образуются на уровне, на котором объединения не существуют.
Так, в соответствии с постановлением СНК СССР от 15 февраля 1932 г. „О фонде регулирования оборотных средств потребительской кооперации" в системе потребительской кооперации существует специальный фонд регулирования оборотных средств, находящийся в распоряжении Центросоюза. В его же распоряжении находится централизованный фонд финансирования капитальных вложений и капитального ремонта (аналогичные фонды имеются в распоряжении нижестоящих союзов потребкооперации).
В системе рыболовецкой кооперации, не имеющей объединений на уровне Союза ССР, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1964 г. „Об образовании централизованного фонда регулирования финансовой помощи рыболовецким колхозам" (СП СССР, 1964, № 16, ст. 112) образованы соответствующие фонды — на уровне области (края), находящиеся в распоряжении соответствующего рыбак ко лхозсоюза, а на уровне СССР — в распоряжении Министерства рыбного хозяйства СССР. Для системы колхозов, вовсе не создающих объединений, создан централизованный союзный фонд социального страхования колхозников.
Квалифицируя природу прав на эти фонды, следует учитывать, что носителем права собственности может быть только субъект права, а кооперативные организации, даже имеющие объединения вплоть до союзного уровня, не образуют единого субъекта права; каждая организация, каждое объединение являются субъектом права с особым кругом объектов, состоящих в его собственности. Кооперативная система в целом не субъект права.
Не может быть признан собственником орган, в распоряжении которого находятся централизованные фонды — иногда в качестве такого органа выступает даже не объединение тех кооперативных организаций, в интересах которых они используются, а государственная организация. Вряд ли можно признать эти фонды и общей собственностью организаций, в интересах которых они используются, ибо общая собственность предполагает совместную волю сособственников при осуществлении правомочий собственника, не существует и доли кооперативных организаций в этих фондах. Нельзя признать организацию, осуществляющую распоряжение фондом, наделенной и правом оперативного управления.
Эта организация не вправе пользоваться централизованным фондом в своих интересах; „распоряжение" им она осуществляет иногда не в гражданско-правовых формах, не путем включения средств фонда в экономический оборот, а как орган управления, наделяя средствами из этих фондов соответствующие кооперативные организации. Следовательно, рассматриваемая ситуация находится за рамками норм, предусмотренных ГК.
|