Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Статья 102. Содержание права собственности профсоюзных и иных общественных организаций
Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Профсоюзные и иные общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Право распоряжения имуществом, составляющим собственность профсоюзных и иных общественных организаций, принадлежит исключительно самим собственникам.
1. О понятии „профсоюзные и иные общественные организации" см. комментарий к ст. 24.
2. В соответствии со ст. 10 Конституции СССР наряду с государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственностью, составляющей основу экономической системы СССР, имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач, также представляет собой одну из форм социалистической собственности. Эта форма социалистической собственности, как и кооперативно-колхозная собственность, охватывает имущество, которое принадлежит соответствующей общественной организации.
От колхозно-кооперативной собственности собственность профсоюзных и иных общественных организаций отличается более высоким уровнем обобществления. Имущество каждой общественной организации составляет единый фонд. Общественные организации, образующие систему {см. комментарий к ст. 24), имеют единый бюджет, утверждаемый вышестоящим органом системы, вышестоящие органы вправе перераспределять имущество нижестоящих, безвозмездно передавать имущество из одного звена системы другому и пр.
Особенность собственности профсоюзных и иных общественных организаций состоит в том, что имущество, принадлежащее этим организациям, предназначено для осуществления деятельности непроизводственного характера. Поэтому в случаях, когда профсоюзные и иные общественные организации занимаются хозяйственной деятельностью, она должна иметь для них подчиненное значение. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1933 г. запретило общественным организациям „заниматься производственной и коммерческой деятельностью, не вытекающей непосредственно из их основных задач и имеющей целью лишь получение средств" (СЗ СССР, 1933, №61, ст. 362).
3. Собственником имущества, принадлежащего профсоюзным и иным общественным организациям, является соответствующая организация в целом. Единство субъекта права собственности в рамках соответствующей общественной организации — отличительная черта не только унитарных (однозвенных) общественных организаций, но и организаций, составляющих систему (Профсоюзы СССР, Союз писателей СССР, Союз художников СССР, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, Всесоюзное общество „Знание" и др. — см. комментарий к ст. 24).
4. Собственность профсоюзных и иных общественных организаций отличается по источникам ее образования, которые, как правило, предусматриваются их уставами. Основные из них:
а) вступительные и членские взносы. Для некоторых общественных организаций они служат одним из главных источников образования имущества. Членские взносы, например, составляют более половины доходной части бюджета профсоюзов. У ряда общественных организаций удельный вес вступительных и членских взносов невелик. В некоторых общественных организациях уплата членских взносов вообще не предусмотрена (например, Всесоюзное общество „Знание");
б) доходы от культурно-просветительной, издательской, хозяйственной деятельности, которую осуществляют общественные организации и подведомственные им предприятия и учреждения в соответствии с целями и задачами их деятельности. Для отдельных общественных организаций именно этот источник является главным (например, в Союзе кинематографистов он составляет свыше 90% всех доходов Союза);
в) финансово-экономическая помощь со стороны государства. Государство постоянно оказывает помощь и создает условия для преумножения любой формы социалистической собственности,в том числе общественной. Так, государственные организации отчисляют ФЗМК профсоюзов 0,15% от фонда заработной платы на культурно-массовую и физкультурную работу (постановление Совета Министров СССР^ от 15 января 1959 г.
"О выделении денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу". — СП СССР, 1959, № 2, ст. 13). Соответствующие отчисления (0,3% от суммы экономии, полученной от внедрения в течение года изобретений и рационализаторских предложений) производят в пользу Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов все предприятия и хозяйственные организации (кроме колхозов) (постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1958 г. „О финансировании Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов". — СП СССР, 1958, № 9, ст. 79).
В 1960 году в собственность профсоюзов было передано все имущество курортных учреждений, санаториев и домов отдыха (постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1960 г. "О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха". —СП СССР, 1960, № 8, ст. 52). Государственные организации передают безвозмездно, с баланса на баланс, профсоюзным и другим общественным организациям культурно-просветительные учреждения и спортивные сооружения с принадлежащим им инвентарем и другим имуществом, а также культурно-бытовой и спортивный инвентарь, приобретенный за счет фонда предприятия, фонда ширпотреба, фонда социально-культурных мероприятий и сумм премий по социалистическому соревнованию, неиспользуемую технику, аппаратуру, оборудование и пр. (см. п. 28 Положения о правах ФЗМК);
г) добровольные взносы общественных организаций, государственных и кооперативных предприятий и учреждений, а также отдельных лиц, заинтересованных в деятельности соответствующего общества. Этот источник предусмотрен, например, Уставом общества „Знание", Уставом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и др. Если Уставами соответствующих общественных организаций этот источник средств не предусмотрен, получение таких средств также является правомерным.
Заключение договоров дарения и принятие завещанного имущества не может рассматриваться как деятельность, противоречащая уставным целям общественных организаций.
5. Все имущество профсоюзных и иных общественных организаций, образующих систему, распределяется между их отдельными звеньями — юридическими лицами, а также создаваемыми общественными организациями предприятиями и учреждениями. Именно эти юридические лица осуществляют владение, пользование и распоряжение закрепленной за ними частью имущества на праве оперативного управления. Таким образом, право оперативного управления имуществом (применительно к государственному фонду см. комментарий к ст. 94) широко используется и в рамках общественной собственности.
6. Конкретизируя ст. 92 (см. комментарий к ней), ч. 1 ст. 102 определяет пределы осуществления правомочий профсоюзных и иных общественных организаций по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. Эти общественные организации и их звенья владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в рамках их специальной правоспособности (см. комментарий к ст. 26), определяемой уставными целями и задачами этих организаций.
Кроме того, распространительно толкуя ч. 1 ст. 102, следует прийти к выводу, что для определения содержания правомочий профсоюзных и иных общественных организаций по владению, пользованию и распоряжению имуществом необходимо руководствоваться не только их Уставами (положениями), но и иными специальными актами, издаваемыми вышестоящими органами соответствующих общественных организаций.
Так, постановлением Президиума ВЦСПС от 6 февраля 1959 г. „О направлении денежных средств, отчисляемых хозяйственными органами профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу" конкретно предусмотрено, на какие именно мероприятия могут расходоваться эти средства. Инструкцией о порядке получения, учета и расходования членских взносов действительных членов научно-технических обществ, утвержденной постановлением Президиума ВСНТО от 18 июля 1963 г., конкретизирован порядок и направления расходования денежных средств общества.
7. Часть 2 ст. 102 специально закрепляет исключительное право собственника — профсоюзной и иной общественной организации распоряжаться принадлежащим ей имуществом. Это означает, что никто, кроме собственника и лиц, которым по воле собственника имущество передано в оперативное управление, не вправе распоряжаться этим имуществом.
Для общественных организаций, образующих систему, исключительное право собственника распоряжаться принадлежащим ему имуществом проявляется в том, что вышестоящие органы системы в пределах, установленных соответствующими нормативными актами, могут распоряжаться имуществом, находящимся в оперативном управлении нижестоящих звеньев системы. Недостача ценностей сверх нормы убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны общественными организациями.и их предприятиями только с разрешения вышестоящих организаций (если подлежащая списанию сумма составляет от 100 до 500 руб.) и соответствующих союзных и республиканских органов (если подлежащая списанию сумма превышает 500 руб.).
Недостачи и потери в пределах 100 руб. по каждому случаю могут быть списаны самими организациями и предприятиями с сообщением об этом вышестоящим органам (см. п. 3 7 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах).
|