Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Контакты
  Юридический инстаграм    Практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Статьи    Законодательство    История    Ответственность    Сайт юриста
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?



Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Статья 296. Предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся, государственных, кооперативных и общественных организаций


Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций.
В домах государственных, кооперативных и общественных организаций предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся о предоставлении жилых помещений для заселения.
Пользование жилым помещением в домах местных Советов депутатов трудящихся и в домах государственных, кооперативных и общественных организации оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
На основании решений о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения.
Ордер, выданный с нарушением порядка, установленного в настоящей статье, может быть признан судом недействительным (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1966 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1966, №48, ст. 1276).
Статья 24 Основ:
Жилые помещения предоставляются гражданам:
в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов -исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов;
в домах ведомственного жилищного фонда - по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительном комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, — по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлений жилых помещений для заселения;
в домах общественного жилищного фонда — по совместному решению органа соответствующей организации и местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также жилые помещения,освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений, организаций, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций.
Указанный порядок заселения применяется независимо от времени передачи или окончания строительства жилого дома.
Статья 25 Основ:
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается законодательством союзных республик. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в случаях представления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушения прав граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений.

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями из государственного или общественного жилищного фонда в соответствии с нормами административного права, регулирующими учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и условия такого обеспечения при наличии предусмотренных этими нормами юридических фактов, содержащих критерии нуждаемости в жилье.
Они признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Важные принципы обеспечения граждан жилыми помещениями из общественных фондов потребления установлены Основами (ст. ст. 18—25).
Впредь до приведения республиканского законодательства в соответствие с Основами продолжают действовать Правила учета граждан, нуждающихся в жилье, и предоставления жилых помещений, утвержденные Советами Министров АССР, край (обл) исполкомами, Мосгорисполкомом и Ленгорисполкомом на основе соответствующих примерных Правил, разработанных Министерством коммунального хозяйства РСФСР (Законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве, т. 1, с. 477—485).
Гражданам предоставляются жилые помещения и по гражданско-правовым основаниям (собственникам сносимых жилых домов, нанимателям, проживающим в сносимых жилых домах) (см. комментарий к ст. 332), в домах в случаях угрозы обвала дома (см. комментарий к ст. 33 7), перепланировки и переоборудования квартиры (см. комментарий к ст. 319), выселения при прекращении трудовых отношений с предоставлением другого жилого помещения (см. комментарий к ст. ст. 334, 339, 340) и по другим основаниям (см. комментарий к ст. 335).
Требование гражданина о предоставлении другого жилого помещения, основанное на гражданско-правовом обязательстве, подлежит судебной защите (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. № 3 с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 27 июня 1975 г. № 5).
2. В ч. 1 ст. 296 воспроизведена ранее установленная ст. 56 Основ гражданского законодательства процедура предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного фондов, кроме домов колхозов, органов Министерства обороны СССР и зданий (помещений) специального назначения.
В ст. 24 Основ сохранена процедура предоставления гражданам жилых помещений в домах местных Советов и ведомственного жилищного фонда, специально предусмотрена процедура предоставления жилых помещений в домах общественного жилищного фонда, в том числе и в домах колхозов, а также жилых помещений, правом предоставления которых наделены государственные предприятия, учреждения и организации, передавшие ведомственный фонд в ведение местных Советов либо передавшие им или иным организациям как единым заказчикам по жилищному строительству в порядке долевого участия государственные капитальные вложения на это строительство.
Как и до принятия Основ жилая площадь, выделенная министерствами (ведомствами) и исполкомами местных Советов органам Министерства обороны СССР для обеспечения офицеров и других кадровых военнослужащих, так и находящаяся на балансе учреждений Министерства обороны СССР, заселяется по распоряжению квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны СССР.
Порядок предоставления служебных жилых помещений, жилой площади в общежитиях и в домах, предназначенных для переселения граждан на время капитального ремонта, ни ст. 24 Основ, ни настоящая статья не регулируют (см. комментарий к ст. 297).
Предусмотренный порядок предоставления жилых помещений применяется при предоставлении их по административно-правовым и гражданско-правовым основаниям и относится как к свободным жилым помещениям в наличном жилом фонде, так и к помещениям во вновь вводимых в эксплуатацию жилых домах, в том числе в домах, построенных при трудовом участии рабочих и служащих.
Жилищно-эксплуатационную организацию как наймодателя закон не наделил правом предоставлять жилые помещения гражданам.
Основы, как и прежнее законодательство, возлагают соответственно обязанность предоставления жилых помещений гражданам на исполкомы районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а равно на предприятия, учреждения и организации, на которые возложена обязанность осуществлять учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названные исполкомы наделены также контрольной функцией за правильностью распределения ведомственной жилой площади — решения государственных предприятий, учреждений и организаций в предусмотренных случаях подлежат утверждению исполкомом. Правом принимать решение о предоставлении жилого помещения наделен тот советский орган, в чьем непосредственном ведении находится жилищный фонд за некоторыми исключениями.
Вышестоящий местный совет не должен принимать решение относительно этого фонда. Согласно законам АССР о Советах Министров АССР, законам РСФСР о краевом, областном Совете народных депутатов и об автономных округах Советы Министров АССР, крайисполкомы, облисполкомы, исполкомы окружных Советов народных депутатов не наделены правом предоставлять жилые помещения (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 48, ст. ст. 1593, 1594) и поэтому общественные комиссии по жилищным вопросам при них не создаются.
В домах местного Совета жилые помещения предоставляются исключительно по решению, принятому коллегиально на заседании исполкомов по докладу общественной комиссии по жилищным вопросам, образованной Советом народных депутатов при исполкоме и состоящей из депутатов Совета, представителей общественных организаций, трудовых коллективов после предварительного рассмотрения ею указанных вопросов на своем заседании.
Решение комиссия выносит как совещательный орган исполкома. Исполком не вправе принимать решение о предоставлении жилых помещений без предварительного решения общественной комиссии равно как утверждать решение администрации и ФЗМК профсоюза о предоставлении жилого помещения в ведомственных домах. Должностные лица исполкомов не вправе единолично принимать решения о предоставлении жилья гражданам.
Решение о предоставлении жилого помещения рабочим и служащим, пенсионерам, оставившим работу на предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а также лицам, имеющим гражданско-правовое основание требовать предоставления им жилого помещения от предприятия, учреждения, организации, принимается совместно руководителем, а в случае его отсутствия — его заместителем (администрацией) и фабричным, заводским, местным комитетом (ФЗМК) профсоюза. Ни администрация, ни ФЗМК профсоюза односторонне не вправе принимать решение о предоставлении жилого помещения.
Если дом (жилое помещение) построен за счет централизованных источников финансирования жилищного строительства, совместное решение о предоставлении жилого помещения, выносимое администрацией и ФЗМК профсоюза, подлежит обязательному утверждению соответствующим исполкомом местного Совета. В случае несогласия исполкома с решением администрации и ФЗМК профсоюза о предоставлении указанной площади, это решение в части или в целом с замечаниями исполкома возвращается соответствующей организации на дополнительное рассмотрение.
Если жилая площадь выстроена за счет собственных средств предприятия (организации), т. е. за счет его поощрительных фондов и других его средств, которые в соответствии с постановлением Совета Министров СССР могут направляться на жилищное строительство (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. ст. 153, 155; 1966, № 23, ст. 207), жилые помещения предоставляются только по совместному решению администрации и ФЗМК профсоюза, которое предприятие или организация лишь сообщает исполкому для оформления ордеров на заселение.
Жилая площадь, построенная за счет средств предприятий и организаций, понимается под случаями, предусмотренными Советом Министров СССР и названными как в ст. 24 Основ, так и в ст. 296 ГК.
До утверждения Положения о ФЗМК профсоюза в 1971 г. в таком порядке заселялись жилые помещения, построенные лишь за счет средств предприятий или организаций, на которые распространялось Положение о предприятии или переведенных на новые условия планирования и экономического стимулирования. Положением о ФЗМК профсоюза этот порядок был распространен на все предприятия, учреждения и организации, располагающие собственными средствами для жилищного строительства.
Исполком Совета народных депутатов не вправе вернуть предприятию или организации список рабочих и служащих на заселение жилых помещений, построенных за счет средств предприятий и организаций, на дополнительное рассмотрение, если не согласен с ним (постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. — СП РСФСР, 1963, № 10, ст. 64; 1967, № 15, ст. 77).
Указанные два порядка предоставления жилых помещений установлены не только для заселения ведомственных жилых домов, но и отдельных жилых помещений в домах местных Советов, переданных государственным предприятиям, учреждениям и организациям для обеспечения в первую очередь нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоящим у них на учете. Если у государственного предприятия, учреждения, организации нет нуждающихся в улучшении жилищных условий работников, эта площадь заселяется владельцем жилого дома.
Статья 24 Основ указывает во второй части на два таких случая: когда ведомственные дома переданы в ведение местных Советов (СП СССР, 1978, № 22, ст. 136) и когда жилые дома, зачисленные в фонд местных Советов, были построены исполкомом как единым заказчиком по жилищному строительству за счет как централизованных, так и нецентрализованных средств предприятия или учреждения и организации в порядке их долевого участия (СП СССР, 1978, № 6, ст. 36). При этом единым заказчиком по жилищному строительству с привлечением этих средств предприятий,-учреждений и организаций могут выступать не только местные Советы, но и хозяйственные организации. Следовательно, предприятия, учреждения и организации вправе заселить площадь, построенную на их средства, но находящуюся в ведомственном жилом доме других организаций. Указанный порядок заселения применяется независимо от сроков передачи или окончания строительства жилых домов.
Установленная в ч. 1 ст. 24 Основ процедура предоставления помещений применяется и к не предусмотренным этой статьей специально случаям заселения жилых помещений, полученных исполкомами местных Советов, подрядными строительными организациями от застройщиков во вновь построенных за счет государственных капитальных вложений домах (ст. 14 Основ), а также жилых помещений, полученных в порядке состоявшегося соглашения о передаче права одноразового заселения находящегося в ведении местного Совета или организации жилого помещения другому местному Совету или другой организации, в основном, на условиях взаимности (Комментарий арбитражной практики, вып. 13, 1980, с. 145—153). Последнее имеет место не только в государственном, но и в общественном фонде.
В отличие от ст. 296, приравнявшей порядок предоставления жилых помещений в домах кооперативных и общественных организаций к порядку предоставления жилья в ведомственных домах, построенных за счет нецентрализованных источников финансирования, ст. 24 Основ вводит особую процедуру предоставления жилых помещений в общественном жилищном фонде.
Жилые помещения в этом фонде предоставляются членам кооперативных и общественных организаций или работающим в таких организациях по найму — по совместному решению органа управления соответствующей организации (правления колхоза, правления союза потребительской организации и т. п.) и месткома профсоюза с последующим сообщением списка лиц, получивших жилые помещения, исполкому районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В таком же порядке заселяется площадь кооперативной или общественной организацией, если она выделена ей пропорционально переданным капитальным вложениям в порядке долевого участия в жилищном строительстве, в доме, построенном с привлечением средств предприятий, учреждений и организаций (ст. 15 Основ).
3. Статья 25 Основ и ч. 2 ст. 296 предусматривают выдачу гражданам на основе решения соответствующего исполкома или администрации и ФЗМК профсоюза о предоставлении жилой площади в доме государственного и общественного фонда ордера на занятие жилого помещения по договору найма (см. комментарий к ст. 299).
Как Основы, так и ст. 296 ГК придают ордеру правовое значение документа на занятие жилого помещения. При этом Основы характеризуют ордер как единственное правовое основание для вселения в жилое помещение, когда вселению предшествует акт компетентного органа о предоставлении помещения.
Согласно ст. 25 Основ и ст. 296 занятие жилого помещения ордер од ержателем, владение им возможно без участия жилищно-эксплуатационной организации, а следовательно, и без заключения договора найма на определенное в ордере помещение.
Однако свое желание принять данное жилое помещение ордеродержатель должен определенно выразить эксплуатирующей организации с передачей ей ордера, а последняя, принимая ордер и передавая жилое помещение в пользование ордеродержателю на согласованных условиях (см. комментарий к ст. ст. 295, 299), заключает договор с ним во исполнение административного акта (ордера).
Жилищно-эксплуатационная организация не вправе не подчиниться ордеру, как распоряжению органа государственного управления, ей адресованному. Ордеродержатель, в отличие от эксплуатирующей организации, вправе не заключать договор на помещение, указанное в ордере, ордер к занятию помещения граждан не обязывает.
Например, ордеродержатель, для которого выявленные недостатки указанной в ордере квартиры имеют существенное значение, вправе отказаться от ордера и не заключать договор.
Отношения по передаче жилого помещения ордеродержателю являются гражданско-правовыми, хотя отказ эксплуатирующей организации от заключения договора с ним не обжалуется в судебном порядке, а жалоба рассматривается в порядке подчиненности вышестоящими или контрольными органами.
Ордер не является документом на пользование жилым помещением. Права и обязанности нанимателя у ордеродержателя возникают из договора найма (см. комментарий к ст. ст. 295 и 299).
Закон допускает случаи, когда не требуется принятие решения компетентным органом о предоставлении жилого помещения и выдача на него ордера (см. комментарий к ст. 299). Это имеет место при изменении уже существующего договора жилищного найма (ст. ст. 302, 312—316) в домах государственного и общественного фонда.
Например, передача нанимателю освободившейся смежной неизолированной комнаты от занимаемого им жилого помещения (ст. 316) производится без принятия компетентным органом решения о передаче его и, следовательно, выдачи ордера нанимателю. Передача же освободившейся изолированной комнаты, смежной с жилым помещением, занятым нанимателем, в его пользование осуществляется в порядке ст. ст. 24 и 25 Основ и ст. 296ГК.
IV. Должностные лица не вправе единолично решать вопросы выдачи гражданам ордеров оез наличия решения компетентных органов управления о предоставлении гражданам жилого помещения. Лица, занявшие жилые помещения без разрешения компетентных органов управления, должностных лиц, в чьем ведении находится жилой дом, рассматриваются как самоуправно занявшие жилое помещение (см. комментарий к ст. 33.8).
Как и прежде, ордер на жилое помещение выдается только исполкомом; предприятия, учреждения и организации лишены права выдавать ордера на заселение подведомственного фонда. Ордер исполкома выдается жилищными, жилищно-коммунальными органами тех звеньев Советов народных депутатов, которые принимали решения о предоставлении жилых помещений, и только на площадь в государственном и общественном жилищном фонде.
В отличие от ст. 296 ГК Основы предусматривают выдачу ордеров на жилую площадь в домах колхозов, а также устанавливают порядок, по которому на жилую площадь в обособленных военных городках также выдаются ордера, что регулируется специальным законодательством Союза ССР.
V. Оформление ордера - самостоятельный этап получения жилого помещения из общественных фондов потребления. При оформлении ордера возможна допроверка обстоятельств действительной нуждаемости граждан, которым предоставляется жилое помещение, могущих повлиять на принятое решение (несоответствие состава семьи по документам, представленным членами семьи, количеству лиц, указанных в решении исполкома, администрации и ФЗМК профсоюза).
При выдаче ордера обязательно довыяснение желания каждого лица, указываемого в ордере, получить данное жилое помещение, если это не было сделано до принятия решения. Этому отвечают прежде всего соответствующие письменные заявления членов семьи.
Судом учитываются и другие обстоятельства, которые бесспорно свидетельствуют, что эти лица выразили согласие освободить занимаемое помещение и переселиться в предоставленное жилое помещение (п. III постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. в ред. постановления от 27 июня 1975 г.). Член семьи нанимателя не подлежит переселению в другую квартиру, если он не выразил согласие освободить занимаемое жилое помещение (Сборник постановлений по гражданским делам Верховного Суда СССР, с. 67—69) (см. комментарий к ст. 330). При нарушении установленного порядка улучшения жилищных условий граждан: или несогласия кого-либо из членов семьи на получение жилого помещения выдача ордера задерживается до особых указаний исполкома (см. комментарий к ч. 1 настю. статьи)
Ордер — это разовое письменное распоряжение установленной формы о предоставлении жилого помещения и заменяющее выписку из решения об этом компетентного органа правления.
В ордере указываются: основание выдачи ордера, состав семьи лица, которому предоставляется жилое помещение, адрес и размеры предоставляемого помещения: отдельная или общая квартира, число комнат.
Срок действия ордера определяет период, в течение которого должен быть заключен договор найма между наймодателем и ордеродержателем. Форма ордера устанавливается законодательством РСФСР.
Впредь до приведения республиканского законодательства в соответствие с Основами, продолжает действовать форма ордера, установленная Примерными правилами. Предъявленный гражданином жилищно-эксплуатационной организации ордер хранится ею как документ строгой отчетности и гражданину не возвращается.
В течение пользования жилым помещением ордер не подлежит изменению либо замене в связи с изменением жилой площади, состава семьи, места работы лица, получившего ордер, ведомственной подчиненности наймодателя.
Фиксируя характеристику состава одной из сторон — ордеродержателя и только на момент заселения его семьи, не подвергаясь в последующем изменениям, ордер тем самым не отражает изменений в составе семьи нанимателя, состояния предмета договора на данный момент использования помещения.
4. Основы (чч. 1 и 2 ст. 23) устанавливают требования, предъявляемые к жилому помещению, предоставляемому гражданам как в порядке улучшения жилищных условий, так и в связи с выселением по предусмотренным законом основаниям. Это предмет ордера в отличие от предмета договора найма, сформулированного в ст. 300 ГК, совпадающие только у вновь вселяющихся.
Предмет ордера отличается от предмета договора повышенными требованиями к предоставляемому жилому помещению. Согласно Основам (ст. 23) „жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов". Требования, предъявляемые к предоставляемым помещениям, в РСФСР содержатся в местных Правилах учета граждан, нуждающихся в жилье, и распределения жилой площади (см. комментарий к ст. 331).
5. Ордер может быть признан в судебном порядке недействительным и аннулирован. В этом случае договор найма жилого помещения с ордеродержателем не заключается, а если он был заключен, то договор также признается недействительным.
Часть 4 ст. 25 Основ существенно расширяет круг административных оснований, по которым ордер может быть признан недействительным, по сравнению с ч. 3 ст. 296 ГК, где предусматривается признание ордера недействительным лишь в случаях, когда ордер выдан с нарушением установленной законом административной процедуры предоставления жилых помещений, предусмотренной этой статьей, т. е. без участия ФЗМК профсоюза, общественной комиссии по жилищным вопросам при исполкоме, без решения исполкома.
Иные, хотя и существенные, нарушения установленного порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилой площади, до принятия Основ не влекли признания ордера недействительным.
На недопустимость расширительного толкования нарушений порядка предоставления жилого помещения, установленного ст. 56 Основ гражданского законодательства (ст. 296) указывалось в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. в ред. постановления от 27 июня 1975 г.
Основы признают в качестве основания для аннулирования ордера все случаи нарушения установленных условий и порядка предоставления жилых помещений, т. е. нарушения, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередности в предоставлении жилых помещений, требований, предъявленных к предоставляемым помещениям (ст. ст. 18—25 Основ), не говоря уже о нарушениях самой процедуры предоставления жилья и выдачи ордера на жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда (ст. ст. 24, 25 Основ), аналогичных тем, какие имелись в виду ч. 3 ст. 296 ГК.
Получение жилой площади, связанное с злоупотреблениями должностных лиц, преступлением и другими неправомерными действиями при решении вопроса о предоставлении жилого помещения или совершением в этих целях таких же действий со стороны граждан (сообщение ложных сведений о нуждаемости в жилье), приведших к предоставлению жилого помещения, влечет за собой признание ордера недействительным, так как в этих случаях совершается обход действующего порядка предоставления жилых помещений.
Эти основания для аннулирования ордера хотя и не указаны в ст. 296 ГК, но следовали из ст. 5 ГК, по которой гражданские права не охраняются законом, когда они осуществляются в противоречии с их назначением, и были названы в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 27 июня 1975 г. Теперь они предусмотрены ч. 4 ст. 25 Основ.
Статья 296 ГК не называет гражданско-правовых оснований признания ордера недействительным. Статья 25 Основ к ним прежде всего относит случай нарушения прав граждан или предприятий, учреждений, организаций на предоставленное жилое помещение. Это основание всегда признавалось судебной практикой, как обусловленное задачей защиты нарушенных гражданских прав.
Ордер признается недействительным, когда его выдача нарушает уже существующие гражданские права других лиц: ордер выдан на помещение, находящееся в законном пользовании другого гражданина, или в ведении других организаций. На этом же основании аннулируется один из двух ошибочно выданных ордеров на одно и то же жилое помещение двум ордеродержателям.
Нарушены гражданские права и тех лиц, которые включены в ордер на жилое помещение без их согласия, а следовательно, включены в состав семьи нанимателя по новому договору найма, хотя эти лица не намерены прекращать прежние договорные отношения (см. ч. 3 комментария к наст. статье).
К гражданско-правовым основаниям признания ордера недействительным относятся также предоставление жилого помещения, не отвечающего требованиям, предъявляемым к предоставляемым жилым помещениям и к предмету договора найма (см. комментарий к ст. 300), и другие нарушения, которые могут повлечь по ГК признание сделок недействительными по общим основаниям (см. комментарий к ст. ст. 48—58, а также п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. в ред. постановления от 27 июня 1975 г.). Под сделкой в этом случае следует понимать заключенный договор найма, а не выданный ордер (об аннулировании ордера и договора см. комментарий к ст. 299).
Нарушения закона, в связи с которыми ордер признается недействительным, могут быть в сфере административного или гражданского права. Судебное рассмотрение в первом случае возможно тогда, когда это прямо предусмотрено законом (ст. ст. 25 и 231 ГПК РСФСР) — ч. 4 ст. 25 Основ и ч. 3 ст. 296 ГК. Защита гражданских прав осуществляется судом (см. комментарий к ст. 6).
Указанным постановлением Пленума Верховного Суда СССР обращено внимание судов на полный учет всех конкретных обстоятельств, связанных с предоставлением и пользованием жилым помещением, и, в частности, на возможность устранения нарушений, допущенных при предоставлении жилого помещения.
Например, если при предоставлении гражданину жилого помещения было вынесено решение исполкома без предварительного решения его общественной комиссии по жилищным вопросам, то рассмотрение и принятие комиссией соответствующего решения в период нахождения искового заявления в суде снимает необходимость рассматривать признание ордера недействительным.
На требования о признании ордера недействительным распространяется общий трехгодичный срок исковой давности. Последствия признания ордера недействительным предусмотрены ст. 335 и зависят от виновного или невиновного поведения лиц, получивших ордер (ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1981 г.) (см. комментарий к ст. 335).


Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты