Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Статья 368. Договор подряда на капитальное строительство
Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
По договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять законченные строительством объекты и оплатить их.
Обеспечение строительства технологическим, энергетическим, электротехническим и общезаводским оборудованием и аппаратурой возлагается на заказчика, кроме случаев, предусмотренных специальными постановлениями. Специальными постановлениями на заказчика может быть возложено обеспечение строительства материалами.
1. Статьи 368—372 содержат лишь те нормы, которые закреплены в ст. ст. 67—71 Основ, поскольку правовое регулирование отношений по капитальному строительству отнесено к компетенции Союза ССР. Союзные республики решают вопросы, которые переданы им законодательством СССР (см. комментарий к ст. 372).
2. Договор подряда на капитальное строительство оформляет отношения социалистических организаций по поводу строительства новых и реконструкции существующих объектов производственного, жилищного, коммунального и культурно-бытового назначения. В основе этого договора лежит обязательный для обеих сторон плановый акт. Капитальный ремонт, имея общее с реконструкцией, отличается по порядку планирования и источникам финансирования, и согласно п. 20 Инструктивного письма Госарбитража СССР от 20 июня 1970 г. Правила о договорах подряда к договорам на капитальный ремонт не применяются.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. „Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" установлено, что основной формой государственного планирования капитального строительства должен быть пятилетний план. Задания пятилетнего плана по капитальному строительству конкретизируются и уточняются в годовых планах, которые доводятся министерствами (ведомствами) и союзными республиками до каждой стройки и строительно-монтажной организации и являются для них рабочими планами. При этом признано необходимым разрабатывать и утверждать в составе пятилетних планов перечни вновь начинаемых строительством предприятий и сооружений, а также перечни действующих предприятий, намечаемых к реконструкции и расширению, с указанием основных технико-экономических показателей.
Обязанность заказчика направить подрядчику документацию для заключения договора возникает при следующих предпосылках: а) включение строительства в титульные списки (перечни) строек; б) наличие утвержденной проектно-сметной документации; в) включение стройки в план работ строительной организации; г) включение соответствующих капитальных вложений в план финансирования.
3. Титульные списки строек являются одним из основных разделов плана капитального строительства. Титульный список — это поименный перечень строящихся (реконструируемых) объектов с указанием места строительства, его сметной стоимости, проектируемой мощности, основных фондов, объема строительно-монтажных работ, сроков начала и окончания строительства.
Титульные списки строек представляются и утверждаются в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 643 „О порядке планирования централизованных капитальных вложений и утверждения титульных списков строек" (СП СССР, 1967, № 17, ст. 119. Последующие изменения. — СП СССР, 1970, № 19, ст. 150; 1971, № 3, ст. 19), Положением о производственном объединении (п. 86) и Положением о предприятии (п. 50). Такие списки должны отвечать требованиям, предусмотренным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389.
Эти требования заключаются в том, что титульные списки строек, разработанные на основе проектов и смет, с распределением заданий по вводу в действие мощностей, основных фондов, капитальных вложений и строительно-монтажных работ по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства, должны являться неизменными плановыми документами на весь период строительства. На основе титульных списков заключаются договоры подряда на капитальное строительство, выделяются фонды на материально-технические ресурсы, осуществляется финансирование и предоставляются кредиты банка.
На основе титульных списков, утвержденных компетентными государственными органами, должны разрабатываться и утверждаться внутрипостроечные титульные списки. Они конкретизируют задания титульного списка на планируемый год и составляются ежегодно. Внутрипостроечные титульные списки определяют перечень и объем работ, выполняемых в данном году по каждому объекту, сроки начала строительства, а также затраты, которые должны быть произведены в планируемом году. Таким образом, внутрипостроечный титульный список — это оперативный документ, содержание которого определяется с учетом годовых плановых заданий и итогов предшествующего года; он утверждается заказчиком по согласованию с подрядчиком.
4. Для включения стройки в титульный список она должна быть обеспечена проектно-сметной документацией. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1981 г. „О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела" (СП СССР, 1981, № 14, ст. 84) в целях сокращения сроков разработки и объемов проектно-сметной документации устанавливает, что проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется: в одну стадию — рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов; в две стадии — проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.
Разработка проектов осуществляется непосредственно на основе соответствующих материалов с необходимыми расчетами, выполненными в составе схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам. Проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений утверждаются обычно министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам) и Советами Министров союзных республик. По некоторым, наиболее крупным, предприятиям и сооружениям проекты утверждаются Советом Министров СССР. Заказчик обязан не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, передать подрядчику рабочие чертежи и сметы на объем работ, подлежащий выполнению в планируемом году.
5. К числу плановых предпосылок договора подряда на капитальное строительство относится также план работ подрядной организации. Планы строительно-монтажных работ, выполняемых подрядным способом, по министерствам и ведомствам СССР, союзным республикам утверждаются Госпланом СССР (постановление Совета Министров СССР от 23 апреля 1965 г. „О порядке планирования строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ". — СП СССР, 1965, № 11, ст. 82).
Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и их министерства распределяют доведенные до них задания по выполнению строительно-монтажных работ между своими подрядными организациями, устанавливая им планы строительно-монтажных работ. В соответствии с этими планами строительно-монтажные организации включают строительство определенных объектов в свои планы производственно-хозяйственной деятельности (стройфинпланы). В случае несоответствия утвержденных заказчику титульных списков и планов строительных работ, а также при недостаточности лимитов финансирования заказчик и подрядчик должны через свои вышестоящие органы принять меры для согласования установленных им плановых заданий.
6. Финансирование, кредитование и расчеты при капитальном строительстве осуществляются через Стройбанк СССР. Согласно Уставу Стройбанк СССР осуществляет финансирование строительства во всех отраслях народного хозяйства, за исключением сельского хозяйства. Средства, предназначенные для капитальных вложений, имеют строго целевое назначение и обособлены от оборотных средств. Финансирование осуществляется в пределах устанавливаемых лимитов капитальных вложений. Контроль за правильным использованием капитальных вложений, выполнением планов капитального строительства, соблюдением сметной стоимости строительства, финансовой дисциплины и т. ц. осуществляет Стройбанк СССР и его отделения.
Различают централизованные и нецентрализованные источники финансирования капитальных вложений. К централизованным источникам финансирования капитальных вложений относят бюджетные ассигнования. Наряду с этими средствами привлекаются для капитальных вложений и дополнительные источники в виде части прибыли, амортизационных отчислений, средств от мобилизации внутренних ресурсов, а также суммы, образовавшиеся от реализации выбывшего из эксплуатации имущества.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 643 „О порядке планирования централизованных капитальных вложений и утверждения титульных списков строек" установлен перечень объектов, для которых централизованные капитальные вложения выделяются в народнохозяйственном плане министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, республиканским министерствам (ведомствам) и исполкомам местных Советов народных депутатов. Руководителям министерств и ведомств СССР предоставлено право объединять в порядке долевого участия капитальные вложения, выделенные на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство (постановление Совета Министров СССР от 27 мая 1965 г. „О предоставлении руководителям государственных комитетов, министерств и ведомств СССР права объединять капитальные вложения, выделяемые на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство". — СП СССР, 1965, № 13, ст. 99; об этом см. также постановление Совета Министров СССР от 19 марта 1970 г. „О порядке планирования и финансирования строительства объектов общих для группы предприятий". — СП СССР, 1970, № 5, ст. 36).
К нецентрализованным источникам финансирования капитальных вложений наряду с другими относятся средства самого предприятия. Для финансирования капитальных вложений направляются средства из фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также из фонда развития производства предприятий. Предусматривается также повышение удельного веса банковского кредита б строительстве и реконструкции основных фондов. Если затраты на строительство предприятий могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода предприятия в эксплуатацию, капитальные вложения должны осуществляться за счет банковского кредита и собственных средств промышленности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 (п. 37) признано необходимым осуществлять постепенный переход в отдельных отраслях к строительству предприятий (сооружений) за счет кредита, предоставляемого Стройбанком СССР подрядным строительно-монтажным организациям в размере полной стоимости строительства предприятия (сооружения), определенной сметой, принятой генеральным подрядчиком, со сдачей готовых предприятий (сооружений) заказчику „под ключ". С переходом на порядок расчетов за полностью законченные строительством объекты прекращается выдача заказчиками авансов подрядным организациям на затраты по незавершенному производству строительно-монтажных работ. Указанные затраты подрядных организаций (по сметной стоимости работ) до планового срока сдачи законченных строительством предприятий, пусковых комплексов, очередей и объектов покрываются за счет кредитов банков с использованием для этой цели средств, высвобождающихся у заказчиков в связи с переходом на расчеты без промежуточных платежей. По истечении планового срока сдачи предприятий, пусковых комплексов, очередей и объектов кредитование продолжается со взиманием за пользование ссудой повышенных процентов.
Распорядителем всех средств, выделяемых на финансирование капитальных вложений, является заказчик, которому в учреждении Стройбанка СССР открывается счет финансирования.
Предельная сумма средств, выделенная для выполнения в планируемом году программы капитальных работ, установлена в финансовом плане заказчика — лимите финансирования. Финансирование выделяется на каждый год, но если вследствие перевыполнения годового плана стройка нуждается в дополнительном финансировании, союзные министерства, ведомства и Советы Министров союзных республик должны обеспечить его за счет соответствующего уменьшения финансирования строек, не выполняющих план. Тем же органам предоставлено право в случае исчерпания сметного лимита по отдельным объектам давать разрешение на их финансирование за счет общего сметного лимита впредь до внесения необходимых уточнений в сметно-финансовые расчеты, но не более чем на два месяца (пп. 3, 27 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389 и пп. 8,9 Правил финансирования строительства).
Для подрядных организаций и строек, успешно выполняющих предусмотренные планом задания по строительству и хорошо организовавших свое финансовое хозяйство, учреждения Стройбанка СССР устанавливают финансовые и кредитные поощрения.
7. Сторонами договора подряда на капитальное строительство выступают социалистические организации, как государственные, так и кооперативные, в том числе колхозы. Договор подряда на капитальное строительство в колхозах имеет ряд особенностей (см. комментарий к ст. 372). В качестве заказчиков в договоре подряда могут выступать как функционирующие организации, так и вновь создаваемые дирекции строящихся предприятий. В случаях, когда социалистические подрядные организации выполняют по договорам строительные работы для граждан, а также при выполнении строительных работ гражданами имеет место не договор подряда на капитальное строительство, а договор подряда.
8. Указанные плановые предпосылки в совокупности обязывают стороны к заключению договора, но не к производству самих капитальных работ. Выполнение строительно-монтажных работ и их финансирование при отсутствии договора запрещено (п. 1 Правил о договорах подряда).
Подрядные договоры на строительство должны заключаться не позднее двух месяцев с момента утверждения народнохозяйственного плана на соответствующий год. Разработка проектов генерального договора, ежегодных дополнительных соглашений к нему, а также годового договора возложена на подрядчика. В связи с этим заказчик обязан передать подрядчику в 15-дневный срок со дня утверждения плана: титульный список, проектно-сметную документацию, акт об отводе земельного участка под строительство, внутрипостроечный титульный список на первый год строительства, и другие документы, необходимые для составления проектов генеральных и годовых подрядных договоров. Для составления проектов дополнительных к генеральному договору соглашений передаются внутрипостроечный титульный список на планируемый год, график передачи оборудования и материалов, обеспечение которыми возложено на заказчика, акты освидетельствования прочности отдельных частей зданий и сооружений, подлежащих реконструкции. В случае осуществления строительства двумя и более строительными организациями — генеральными подрядчиками соответствующая документация передается каждому генподрядчику в пределах порученного ему объема работ.
Срок представления указанной документации в соответствии с письмом от 17 августа 1973 г. № И-1-14 Госарбитража СССР исчисляется со дня принятия Верховным Советом СССР государственного плана экономического и социального развития СССР на соответствующий год (Систематизированный сборник указаний Госарбитража, с. 218). В месячный срок со дня получения указанной документации подрядчик обязан представить заказчику проект договора или дополнительного соглашения, который подписывается заказчиком и в 10-дневный срок со дня его получения возвращается подрядчику. При наличии возражений заказчик обязан составить протокол разногласий и направить его в тот же срок подрядчику вместе с подписанным договором или дополнительным соглашением к генеральному договору. В пределах 10 дней по получении подрядчиком проекта вместе с протоколом разногласий стороны должны урегулировать спорные вопросы. При недостижении согласия в тот же срок передать спор по внутрипостроечному титульному списку на разрешение министерств (ведомств), которым подчинены подрядчик и заказчик, а по другим вопросам — в Госарбитраж. Бели подрядчик в течение указанного срока не передаст оставшиеся разногласия на разрешение министерств (ведомств) или Госарбитража, предложения заказчика считаются принятыми. Министерства (ведомства) обязаны в 15-дневный срок после получения протокола разногласий разрешить спор и сообщить заказчику и подрядчику согласованное решение.
9. Подрядчик обязуется построить и сдать объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Выполняемые работы должны точно соответствовать рабочим чертежам и техническим условиям строительного производства. Допускаются только мелкие отступления, которые не меняют принципов принятого технического решения и не влияют на прочность деталей или сооружений. Однако такие отступления подрядчик обязан фиксировать в рабочих чертежах, один экземпляр которых по окончании строительства возвращается заказчику.
Подрядчик может также осуществлять мероприятия, удешевляющие строительство по сравнению со сметой: заменить материалы, изменить методы производства работ и т. д. Проведение этих мероприятий допускается, если они не снижают прочность и эксплуатационные качества сооружения. Для замены материалов, изменений конструкций и других технических решений требуется согласие заказчика, а когда изменяются проектные решения, согласие считается последовавшим, если со стороны заказчика не поступили возражения в пределах двух месяцев. При изменении подрядчиком методов производства работ, предусмотренных строительными нормами и правилами (СНиП), и замене их более совершенными согласия заказчика не требуется. Экономия, достигнутая в результате целесообразных действий, остается в распоряжении подрядчика и засчитывается в выполнение плана строительно-монтажных работ, а также задания по снижению себестоимости.
В процессе строительства может обнаружиться необходимость в работах, не учтенных сметой и рабочими чертежами, или выявиться ошибочность проектно-сметной документации, вызывающая увеличение или уменьшение сметной стоимости строительства. В этом случае подрядчик обязан сообщить заказчику, который в свою очередь должен в 15-дневный срок дать подрядчику необходимые указания, а когда это требуется, уточнить сметную стоимость строительства отдельных объектов за счет выделения на непредвиденные работы сумм или за счет изменения сметной стоимости строительства других объектов (п. 24 Правил финансирования строительства). Заказчик также вправе внести изменения в проектно-сметную документацию, при этом, однако, он обязан не позднее чем за 15 дней до начала работ обеспечить подрядчика измененной документацией. Подрядчик обязан сдать заказчику предусмотренный планом объект в установленный срок. Сроки строительства всего предприятия или сооружения, а также отдельных пусковых комплексов или очередей устанавливаются в титульных списках в соответствии с утвержденными Госстроем СССР нормами продолжительности строительства.
10. Обязанность подрядчика — обеспечить производство работ своими силами и средствами, т. е. своими рабочими, техническим надзором, материалами, механизмами. Для реализации этой обязанности подрядчик по плану наделяется необходимыми людскими и материальными ресурсами, в частности, ему выделяются фонды на требующиеся материалы. Отдельные виды работ подрядчик вправе поручить специализированным организациям (субподрядчикам). Субподрядчик обеспечивает выполнение порученных работ собственными материалами. Генподрядчик снабжает его лишь массовыми общестроительными материалами, а также материалами, фонды на которые выделяются заказчику.
11. Заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку. Он оформляет отвод земельного участка, получает разрешение на право застройки. Заказчик должен получать разрешение на производство работ в местах прохождения подземных коммуникаций, в зоне воздушных линий электропередачи и линий связи, в полосе отвода железных дорог и автомобильных дорог и т. д., на снос строений и сооружений, препятствующих строительству, на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения (п. 37 Правил о договорах подряда). Заказчик также освобождает строительную площадку от строений, оборудования, материалов и т. д. (п. 38 Правил о договорах подряда). Однако выполнение работ по вырубке и вывозке леса, а также пересадке деревьев для освобождения площадки строительства является обязанностью подрядчика (письмо Госстроя СССР, Госплана СССР, Стройбанка СССР и Госбанка СССР от 11 марта 1977 г. — Бюллетень нормативных актов, 1977, № 8, с. 4).
12. Обеспечение строительства материалами возлагается как на подрядчика, так и на заказчика. Снабжение строительства зависит от того, по какому договору ведутся работы: подрядному, субподрядному или прямому. В соответствии с п. 21 Правил о договорах подряда, подрядчик обеспечивает строительство всеми материалами, деталями и конструкциями, кроме материалов, снабжение которыми возложено на заказчика. Обеспечение строительства технологическим, энергетическим, электротехническим и общезаводским оборудованием и аппаратурой является обязанностью заказчика, кроме случаев, предусмотренных решениями правительства.
Данная норма Правил о договорах подряда конкретизируется Положением о порядке обеспечения капитального строительства материалами, изделиями и оборудованием, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 сентября 1970 г. (СП СССР, 1970, № 18, ст. 141). Согласно Положению заказчик обязан обеспечить подрядчиков трубопроводами, осветительной арматурой, вентиляторами, калориферами, лифтами, кондиционерами воздуха, электрическими и газовыми плитами и т. д. Обеспечение субподрядных организаций массовыми общестроительными материалами возлагается на генерального подрядчика, кроме случаев, когда фонды на эти материалы выделены субподрядчиками. Капитальное строительство, осуществляемое по прямым договорам, обеспечивается заказчиками всеми видами материалов, изделий и оборудования. Порядок и сроки передачи заказчиком подрядчику материалов и оборудования определяются в особых условиях к договору.
Материалы оплачиваются подрядчиком, а затем включаются в стоимость строительно-монтажных работ, оплачиваемых заказчиком за счет сметы. Расчеты на материалы, передаваемые заказчиком подрядчику, производятся по утвержденным ценам с учетом расходов заказчика по заготовке, транспортировке и хранению материалов, но не выше сметных цен. При отсутствии на счетах подрядных организаций средств для оплаты материалов, передаваемых заказчиками подрядчикам, стоимость материалов утверждается банком по поручению заказчиков при оплате счетов подрядчиков за выполненные работы (п. 2 постановления Совета Министров СССР от 29 марта 1971 г. — СП СССР, 1971, № 7, ст. 58).
13. Заказчик обязан оплатить завершенный строительством объект. Правила финансирования строительства и пп. 53—58 Правил о договорах подряда регламентируют порядок оплаты строительно-монтажных работ. Заказчик обязан акцептовать счета подрядчика не позднее 72 час. после получения счета учреждением банка, финансирующим заказчика. Если по сумме счета между сторонами имеются разногласия, в бесспорной части он должен быть акцептован в тот же срок. Отказ от акцепта возможен только по основаниям, прямо предусмотренным в банковских инструкциях. Заказчиком и подрядчиком по согласованию с банком может быть установлен порядок оплаты счетов за выполненные работы с последующим акцептом.
В настоящее время оптимальным признан порядок расчетов за объект в целом или каждый самостоятельный этап работ. Строительно-монтажные работы по сданным в эксплуатацию предприятиям, очередям, пусковым комплексам и объектам, подготовленным к выпуску продукции или оказанию услуг, подлежат оплате:
а) по стройкам производственного назначения — на основании акта приемки в эксплуатацию, подписанного государственной комиссией;
б) по стройкам, сооружаемым на компенсационной основе, и по объектам жилищно-гражданского назначения — на основании акта приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, утвержденного в установленном порядке;
в) по стройкам, осуществляемым на базе комплектного импортного оборудования — на основании акта рабочей комиссии о приемке здания, сооружения, утвержденного министерством (ведомством) заказчиком.
Стоимость полностью законченных объектов или комплексов монтажных и иных специальных работ, выполняемых по прямым договорам с предприятиями (организациями) -застройщиками, оплачивается как товарная продукция.
Норматив на покрытие затрат по незавершенному производству строительно-монтажных работ в период между сроками регулирования кредита установлен в размере до 10% годового объема работ, выполняемых строительно-монтажными организациями собственными силами. Указанный норматив обеспечивается за счет собственных средств, имеющихся у строительно-монтажных организаций на эту цель, а в недостающей части — за счет кредита банка в пределах средств, высвобождающихся у заказчиков в связи с переходом на расчеты без промежуточных платежей.
14. Подрядчик обязан сдать, а заказчик принять законченный строительством объект. Генеральный подрядчик сдает заказчику работы, выполненные субподрядными организациями, в общем составе законченных строительством объектов. О предстоящей сдаче в эксплуатацию законченных строительством объектов подрядчик обязан письменно уведомить заказчика не позднее чем за 10 дней и подготовить необходимую для сдачи документацию. Законченный объект, строительство которого выполнено в соответствии с договором подряда, рабочими чертежами и техническими условиями, заказчик обязан своевременно принять.
При приемке объектов в эксплуатацию необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 г. „О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (СП СССР, 1981, № 7, ст. 43) и строительными нормами и правилами (СНиП, Ш-3-76, ч. 3, гл. 3), утвержденными Госстроем СССР 30 марта 1976 г. Согласно названному постановлению Совета Министров СССР объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям. Законченные строительством объекты, сдаваемые „под ключ", предъявляются к приемке государственным приёмочным комиссиям подрядчиком совместно с заказчиком.
|