Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Статья 376. Ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок
Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Перевозчик и отправитель несут имущественную ответственность за неподачу перевозочных средств, непредъявление к перевозке груза и за другие нарушения обязанностей, вытекающих из плана перевозок, а равно за такие же нарушения в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 373 настоящего Кодекса.
1. План перевозок порождает для его адресатов гражданско-правовые обязанности (см. ст. 373 и комментарий к ней), за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых они несут ответственность, условия наступления и пределы которой определяются транспортными уставами и кодексами.
Участники обязательства, возникающего из плана перевозок, — перевозчик и грузоотправитель, если им является предприятие, учреждение или иная организация. Поэтому только на них и распространяются правила об ответственности за невыполнение плана грузовых перевозок. Грузоотправителем признается та организация, для которой установлена плановая норма перевозок, независимо от того, сам ли отправитель планировал перевозки или же это планирование осуществлялось его вышестоящей или снабженческо-сбытовой организацией (п. 19 Инструктивного письма Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. № И-1-9 „О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге").
Ответственность за невыполнение плана перевозок является взаимной и выражается во взыскании штрафа, носящего характер исключительной неустойки (см. ст. 186 и комментарий к ней). Убытки могут быть взысканы лишь в случаях и в пределах, прямо предусмотренных транспортным законодательством (см., например, ст. ст. 155, 159 УЖД; ст. ст. 198, 204 УВВТ; ст. ст. 145, 150 УАТ; ст. 139 КТМ; ст. 94 ВК).
Имущественная ответственность за нарушение плана перевозок наступает независимо от вины и исключается лишь в случаях, прямо предусмотренных в транспортных уставах и кодексах (см. ст. ст. 145, 146 УЖД; ст. ст. 183, 184, 187 УВВТ; ст. 93 ВК; ст. 131 УАТ; ст. ст. 14, 15 Положения об ответственности, утвержденного СТО 3 июля 1934 г., ст. 11 Положения об ответственности, утвержденного СТО 29 сентября 1934 г., п. 10 „б" Положения об ответственности, утвержденного 1 июня 1965 г.).
2. Перевозчик несет имущественную ответственность за неподачу перевозочных средств. Количество и тип перевозочных средств, необходимых для осуществления перевозок, определяет транспортная организация, руководствуясь данными месячного плана, декадной или иной заявки грузоотправителя относительно объема и характера подлежащего перевозке груза. Исключение составляют случаи, когда под погрузку должно быть подано определенное судно (на морском транспорте).
В зависимости от установленного и согласованного сторонами порядка выполнения плана перевозок перевозочные средства должны подаваться под погрузку равномерно или неравномерно в течение определенного периода (декады, полумесяца — при железнодорожных, автомобильных и внутренневодных перевозках; месяца — при морских перевозках) либо в точно установленные сроки — дни (например, при перевозках по графику на морском и внутренневодном транспорте).
В первом случае план считается невыполненным, если в пределах установленного периода перевозочные средства вообще не подавались или поданы в меньшем против плановой нормы количестве.
Неподача перевозочных средств или подача их в меньшем, чем предусмотрено,. количестве в отдельные дни данного периода не считается нарушением плана и не влечет за собой имущественную ответственность при восполнении перевозчиком недоданных перевозочных средств в пределах этого же периода (см. пп. „г" и ,„д" ст. 146 УЖД; ч. 3 ст. 180 УВВТ; пп. 2 и 3 ст. 127 УАТ; п. „а" ст. 10 Положения об ответственности, утвержденного СТО 3 июля 1934 г.). Во втором случае, когда подача перевозочных средств приурочивается к определенным датам (числам, дням), невыполнением плана признается неподача перевозочных средств по истечении сроков, в пределах которых перевозчик отвечает лишь за опоздание в их подаче (например, на внутренневодном транспорте при работе по календарному графику судно считается неподанным, если задержка в подаче судов превышает 24 часа при ежедневном отправлении по графику и 72 часов в остальных случаях — ст. 181 УВВТ).
Неподанными считаются и те перевозочные средства, от использования которых грузоотправитель отказался ввиду непригодности их для перевозки данного груза (см. ст. ст. 46, 161 УЖД; ст. 181 УВВТ; ст. 44 УАТ; ст. 9 Положения об ответственности, утвержденного СТО 3 июля 1934 г.; п. 10 „а" Положения об ответственности, утвержденного 1 июня 1965 г.).
При неподаче перевозочных средств по вине транспортной организации последняя (помимо ответственности за невыполнение плана) обязана по требованию грузоотправителя восполнить недоданные перевозочные средства в следующем месяце данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены в первом месяце следующего квартала.
На внутренневодном и морском транспорте восполнение должно быть обеспечено в течение навигации (см. п. 18 постановления Совета Министров СССР от 27 октября 1967 г.). Порядок восполнения недогруза устанавливается соглашением сторон. При нарушении этого порядка перевозчик несет такую же ответственность, как и за невыполнение плана перевозок.
3. Грузоотправитель несет ответственность за непредъявление к перевозке груза. Такое нарушение плановой обязанности грузоотправителем может выразиться прежде всего в отказе от загрузки поданных перевозочных средств (например, ввиду отсутствия груза), либо в оставлении их незагруженными в пределах установленных норм простоя (см., например, ст. 141 УАТ), либо, наконец, в предъявлении груза в количестве, не обеспечивающем загрузку перевозочных средств по установленным нормам.
Если, однако, перевозки планируются в весовых и объемных показателях (например, в тоннах и вагонах), то при выполнении плановой нормы по весовым показателям (в тоннах) недогруз по объему (количеству) поданных перевозочных средств не признается нарушением плана перевозок (см., например, ст. 145 УЖД), Равным образом план перевозок не считается нарушенным при восполнении грузоотправителем в течение учетного периода допущенного им недогруза в отдельные дни этого же периода.
Как неиспользование поданных перевозочных средств рассматриваются случаи, когда грузоотправитель предъявляет к перевозке груз в состоянии, не соответствующем правилам перевозок, если в установленный срок груз не будет приведен отправителем в состояние, обеспечивающее его своевременную отправку (см. ч. 3 ст. 180 УВВТ; ст. 52 УАТ; ст. 127 Общих правил морской перевозки; ч. 3 ст. 95 ВК).
Аналогично квалифицируется предъявление к перевозке груза не того рода, который предусмотрен планом. Невыполнение грузоотправителем своей плановой обязанности может выразиться также в отказе от использования неподанных перевозочных средств. Такой отказ может быть либо прямо выражен отправителем, либо предполагается при неподаче им перевозчику в установленный срок заявки о порядке выполнения плана перевозок (см. ст. 3 73 и комментарий к ней). Отказ от использования неподанных перевозочных средств, заявленный отправителем в установленный срок, может привести к снижению его ответственности за невыполнение плана перевозок (см. ч. 3 ст. 145 УЖД).
К неиспользованию отправителем перевозочных средств приравнивается и неподача их перевозчиком ввиду отсутствия у отправителя груза или по другим предусмотренным законом причинам (например, занятости фронта погрузки на подъездных путях отправителя по вине последнего — см. § 8 Правил составления учетной карточки).
5. Другие нарушения обязанностей, вытекающих из плана перевозок, за которые перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, характеризуется ненадлежащим исполнением ими своих плановых обязанностей. К ним относятся случаи нарушения срока подачи перевозочных средств перевозчиком и сроков погрузки грузоотправителем, если погрузка производится его средствами (ответственность за такие нарушения установлена на всех видах транспорта, за исключением воздушного), а также недогруза отправителем перевозочных средств до технических норм или полной грузоподъемности (вместимости), либо их перегруза, повлекшего для перевозчика убытки (см. ст. 162 УЖД).
Таким же нарушением является и ненадлежащее оформление грузосопроводительных документов, в результате чего имел место простой перевозочных средств (например, неприложение к накладной качественного удостоверения или карантинного свидетельства, необходимых для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил — см. ст. 159 УЖД; ст. 199 УВВТ; ст. 147 УАТ).
4. См. также об ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 373.
|