|
Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Статья 379. Погрузка и выгрузка грузов, перевозимых автомобильным транспортом
Астановский Г. Б. и др. "Комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР"
Издательство «Юридическая литература», 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Погрузка грузов на автомобиль производится силами и средствами отправителя, а их выгрузка - силами и средствами получателя, если иное не установлено соглашением автотранспортной организации с отправителем или, соответственно, с получателем.
Сроки погрузки и выгрузки грузов средствами отправителей и получателей определяются Уставом автомобильного транспорта РСФСР.
За простой средств автомобильного транспорта под погрузкой и выгрузкой сверх установленных сроков по вине отправителя или получателя, а также за простой по выше отправителя средств автомобильного транспорта в пути следования отправитель тан получатель уплачивает автотранспортной организации штраф в размере, установленном тарифами.
1. Обязанности по погрузке и выгрузке грузов на автомобильном транспорте, по общему правилу, распределяются следующим образом:
а) погрузка груза на автомобиль производится силами и средствами отправителя. Это означает, что погрузочные работы производятся с применением рабочей силы и механизмов грузоотправителя и за его счет.
Грузоотправитель может использовать принадлежащие ему механизмы и выполнить эти работы силами своих работников или поручить выполнение работ другой организации по договору. Однако и в этом случае оплата погрузочных работ производится за счет грузоотправителя.
При погрузке средствами грузоотправителя на него возлагается обязанность по открытию и закрытию бортов автомобилей и люков автоцистерн, установка и снятие шлангов, закрепление, укрытие и увязка грузов.
Необходимые для погрузки приспособления и вспомогательные материалы (козлы, стойки, проволока, щитовое ограждение и т. п.) предоставляются и устанавливаются грузоотправителем. Автотранспортная организация может предоставить ему брезент и веревки для укрытия и увязки груза, но за отдельную плату согласно тарифу.
При погрузке груза средствами отправителя шофер автотранспортной организации обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава.
Он обязан также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. По требованию шофера грузоотправитель обязан устранить все обнаруженные неисправности в укладке и креплении груза;
б) выгрузка производится силами и средствами получателя. Разгрузочные работы осуществляются грузополучателем — его рабочей силой и механизмами, либо по поручению грузополучателя другой организацией, но за его счет.
При выгрузке грузополучатель обеспечивает открытие и закрытие бортов автомобиля и люков автоцистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов, снятие креплений и покрытий, предоставление необходимых приспособлений для выгрузки и вспомогательных материалов.
2. Соглашением сторон может быть установлено иное распределение обязанностей по погрузке и выгрузке. Производство погрузочно-разгрузочных работ может быть возложено на автотранспортную организацию по соглашению с грузоотправителем или, соответственно, грузополучателем.
Конкретизация этого положения содержится в ст. 58 УАТ РСФСР, согласно которой автотранспортная организация может принять на себя погрузку и разгрузку тарных, штучных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприятиям торговли или общественного питания с небольшим грузооборотом, а также иных грузов при наличии у автотранспортной организации средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.
В этих случаях оплата погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с тарифами лежит на обязанности грузоотправителя и грузополучателя.
В соглашении о производстве погрузочно-разгрузочных работ автотранспортной организацией должны предусматриваться условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов, обязанность грузоотправителя производить предварительную подготовку груза (укладку на поддоны, в специальные контейнеры и т. п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, а также помещения для рабочих.
2. Иногда иное распределение этих обязанностей предусматривается законом. На грузовых автостанциях при междугородных перевозках погрузочно-разгрузочные работы производятся силами самих автостанций. Для выполнения возложенных на грузовые автостанции задач они должны иметь соответствующее оборудование (ст. ст. 25 и 26 УАТ РСФСР). Оплата этих работ производится грузоотправителями и грузополучателями на основании тарифов.
При организации централизованного завоза и вывоза грузов автомобильным транспортом общего пользования на станциях железных дорог, в портах, на пристанях и в аэропортах погрузка грузов на автомобили и выгрузка их из автомобилей производится силами станции железной дороги, порта, пристани или аэропорта. Исключение составляют опасные и наливные грузы на станциях железных дорог, а также опасные грузы в портах, на пристанях и в аэропортах, погрузка и разгрузка которых производится соответственно грузоотправителями и грузополучателями (ст. 59 УAT РСФСР).
3. Сроки погрузки и выгрузки груза устанавливаются в нормативном порядке. Согласно ст. 54 УАТ РСФСР эти сроки, а также сроки выполнения дополнительных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой грузов, устанавливаются Правилами применения единых тарифов (см. комментарий к ст. 3 78), а при осуществлении погрузки и выгрузки станциями железных дорог, портами, пристанями и аэропортами — Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов (см. комментарий к ст. 375).
Сроки (нормы времени) на погрузку и разгрузку автомобилей установлены разд. IV Правил применения единых тарифов. Они зависят от способа производства погрузочно-разгрузочных работ (механизированный и немеханизированный) и грузоподъемности автомобилей (учитывается грузоподъемность, возможная для данного груза). При механизированном способе погрузки и выгрузки применяются т. н. основные нормы, которые установлены раздельно для грузов, перевозимых навалом (без счета мест), и прочих грузов.
При немеханизированном способе - к основным нормам прибавляются дополнительные. Специальные нормы установлены для автомобилей-самосвалов, занятых транспортировкой массовых навалочных грузов, для автомобилей-цистерн при наливе и сливе грузов самотеком и для автомобилей, перевозящих универсальные контейнеры. В ряде случаев основные нормы применяются с повышением (например, при погрузке и разгрузке фургонов).
Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под разгрузку — с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный и выгруженный груз (§ 16 разд. 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
4. Сокращение времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями — один из резервов повышения эффективности использования автомобилей. За простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой сверх установленных сроков по вине грузоотправителя или грузополучателя предусмотрена гражданско-правовая ответственность.
Согласно комментируемой статье она наступает также за простой, происшедший по вине грузоотправителя в пути следования (например, из-за отсутствия карантинного сертификата). Это положение дополнено ст. 141 УАТ РСФСР, которая предусматривает, что ответственность наступает и за простой автомобиля по вине грузоотправителя или грузополучателя в гараже автотранспортной организации (например, из-за неявки экспедитора грузоотправителя).
Ответственность за простой автомобилей установлена в виде штрафа, являющегося исключительной неустойкой, поскольку в этих случаях взыскивается только штраф, а взыскание убытков, причиненных задержкой автомобилей, исключается. Размер штрафа установлен п. 30 Единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом. Он зависит от продолжительности простоя и грузоподъемности автомобиля.
Согласно комментируемой статье и соответственно ст. 141 У AT ответственность за простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой, а также в других, указанных в этих статьях случаях наступает лишь при наличии вины грузоотправителей и грузополучателей.
В ст. 143 УАТ предусмотрено, что грузоотправитель и грузополучатель освобождаются от уплаты штрафа за простой автомобилей, если простой произошел по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т. п.) или аварии на предприятии грузоотправителя, в результате которых в соответствии с действующим законодательством запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы. Этот перечень не является исчерпывающим.
Ответственность за простой автомобилей основана на принципе вины, поэтому она исключается при наличии любых обстоятельств, свидетельствующих о невиновности грузоотправителей и грузополучателей, а не только тех, которые приведены в указанном перечне.
Согласно ст. 141 УАТ штраф за простой под погрузкой при первой ездке не взыскивается в случае опоздания подачи автомобиля в пункт погрузки против согласованного времени более чем на 30 мин. Поскольку данное правило является санкцией за нарушение, допущенное автотранспортной организацией, оно применяется независимо от вины грузоотправителя в простое автомобиля.
|
|
|