Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Участие в отправлении правосудия народных заседателей, представителей общественных организаций и трудовых коллективов
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Рядом и вместе с судьями, избираемыми советскими гражданами или их полномочными органами — Советами народных депутатов, в отправлении социалистического правосудия участвуют народные заседатели, а также представители общественных организаций и трудовых коллективов (ст. ст. 154 и 162 Конституции СССР 1977 г.).
Программа КПСС и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик предусматривают участие в отправлении правосудия народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. вводят участие, представителей общественности при рассмотрении гражданских дел (ст. 36).
1) Народные заседатели
Ешд Декрет о суде № 1, официально положивший начало советской судебной системе, установил участце народных заседателей в местных судах и в революционных трибуналах.
Раздел «В области судебной» партийной программы 1919 г. указывал, как на один из основных принципов советского судоустройства,— на привлечение к отправлению правосудия самых широких масс пролетариата и беднейшего крестьянства в лице постоянно сменяемых временных судей — заседателей.
Декрет о суде № 2 наделил народных заседателей правами постоянных судей при решении всех вопросов судебного разбирательства. В такой обрисовке институт народных заседателей был воспринят всем последующим советским законодательством.
Конституция СССР 1977 г. содержит формулу: «Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи» (ст. 154).
Последовательно проведено участие народных заседателей в распорядительных заседаниях суда. Если ранее народные заседатели участвовали только в распорядительных (подготовительных) заседаниях народных судов, то теперь они входят в состав распорядительных заседаний всех судов (ст. 224 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК других союзных республик).
Народные заседатели, согласно закону, не входят в состав суда, рассматривающего дело в кассационном или надзорном порядке.
Народными заседателями могут быть избраны граждане СССР, достигшие ко дню выборов 25-летнего возраста. Народными заседателями военных трибуналов могут быть лица, состоящие на действительной военной службе (Положение о военных трибуналах, ст. 6). Таким образом, Положение не указывает возраст, по достижении которого военнослужащий может быть избран в переменный состав военного трибунала, и не требует наличия определенного воинского звания. Это имеет принципиальное значение: максимально расширяется круг лиц, которые могут заседать в трибуналах в качестве народных заседателей, в том числе рядовой, сержант, прапорщик, т. е. представители широкой армейской общественности, что способствует укреплению связи трибунала с массой военнослужащих.
Как указывалось выше, во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользуются всеми правами судьи: все вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела и при вынесении приговора иди решения, решаются большинством голосов состава суда при полном равенстве голоса председательствующего с голосами народных заседателей (ст. 9 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР).
Народные заседатели своим социалистическим правосознанием, опытом, знанием людей и жизненных обстоятельств оказывают неоценимую помощь в решении порой сложных, трудных дел — как уголовных, так и гражданских.
Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием (ст. 32 Основ).
Для того, чтобы создать реальную возможность работы народных заседателей в суде, за народными заседателями из числа рабочих, служащих и колхозников на время исполнения их обязанностей сохраняется средняя заработная плата.
Народным заседателям, не являющимся рабочими, служащими или колхозниками, возмещаются расходы, связанные с исполнением их обязанностей в суде. Порядок и размеры вознаграждения устанавливаются законодательством союзных республик (ст. 33 Основ). В РСФСР этот порядок и размеры установлены Указом Президиума . Верховного Совета РСФСР от 13 октября 1961 , г. «О порядке возмещения народным заседателям расходов, связанных с исполнением их обязанностей в суде».
Аналогичные Указы (или постановления Советов Министров) приняты и в других союзных республиках.
Народные заседатели в советском суде — равноправные судьи; они наделены исключительно широкими полномочиями при разбирательстве как гражданских, так и уголовных дел. Для. того, чтобы использовать свои права в соответствии с законом, народные заседатели должны быть знакомы хотя бы с основами законодательства о правосудий.
В этих целях после каждых выборов в судах организуются регулярные занятия с народными заседателями. В существующей сейчас широкой сети университетов правовых знаний созданы специальные «факультеты народных заседателей». Практикуются при судах совещания народных заседателей по обмену опытом их работы. Деятельность лучших народных заседателей освещается в юридической печати.
Активное участие народных заседателей в судебном разбирательстве обеспечивается заблаговременным вызовом народных заседателей и ознакомлением их с теми делами, которые им предстоит рассматривать.
Существенную помощь в работе с народными заседателями оказывают повсеместно возникшие «советы народных заседателей». Они объединяют народных заседателей в пределах данного района или города, помогают опытом, в отчетах перед избирателями, берут на учет лиц, условно осуждённых и отданных на поруки, контролируют их поведение и т. п.
За последние годы по почину дередовых, наиболее активных народных заседателей во многих районных (городских) народных судах созданы «советы по профилактике», оказывающие существенную помощь судам в решении такой задачи, как предупреждение правонарушений, в том числе преступлений. «Советы по профилактике» ведут борьбу с пьянством, помогают судьям в организации правового просвещения граждан, особенно молодежи, контролируют выполнение частных определений судов об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона.
Таким образом, деятельность народных заседателей, направляемая общественной инициативой, вышла далеко за пределы их официальных полномочий, что надо рассматривать как весьма положительное явление.
В связи с обсуждением вопроса о путях дальнейшего развития и совершенствования демократических основ социалистического правосудия выдвигаются предложения о расширении прав народных заседателей: введении народных заседателей в состав судебных коллегий при рассмотрении приговоров и решений в кассационном порядке, о сокращении срока полномочий народных заседателей, об увеличении числа народных заседателей при рассмотрении наиболее сложных дел и иные.
2) Общественные обвинители и общественные защитники
Институты общественных обвинителей и общественных защитников были введены в советское судоустройство уже первыми декретами о суде. В частности, в Декрете о суде № 2 указывалось, что обвинение и защита в местных судах осуществляются общественными обвинителями и общественными защитниками, организованными в коллегии правозаступников при местных Советах.
Активная деятельность общественных обвинителей и общественных защитников отмечалась в двадцатых и в первой половине тридцатых годов.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (ст. 41), реализуя партийные директивы о повышении роли общественности в борьбе за соблюдение социалистической законности и советского правопорядка, говорят специально об институтах общественных обвинителей и общественных защитников. «Представители общественных организаций трудящихся могут быть по определению суда допущены к участию в судебном разбирательстве уголовных дел в качестве общественных обвинителей или защитников».
Было бы неправильно, однако, считать, что Основы уголовного судопроизводства 1958 г. лишь восстановили то положение, которое существовало с общественным обвинением и общественной защитой ранее.
Общественное обвинение и общественная защита в суде на современном этапе являются одним из проявлений процесса передачи некоторых функций государственных органов в ведение общественных организаций, присущего развитому социалистическому обществу.
Уголовно-процессуальные кодексы союзных республик наделяют общественных обвинителей и общественных защитников широкими полномочиями.
Статья 250 УПК РСФСР гласит, что общественный обвинитель вправе представлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств, заявлять перед судом ходатайства и отводы, участвовать в судебных прениях, излагать суду мнение о доказанности обвинения и общественной опасности подсудимого и им содеянного.
Общественный обвинитель может высказать соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого и по другим вопросам дела. Общественный обвинитель вправе отказаться от обвинения, если данные судебного следствия дают для этого основания.
Общественный защитник вправе представлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств, заявлять перед судом ходатайства и отводы, к участвовать в судебных прениях, излагая суду мнение о смягчающих вину или оправдывающих подсудимого обстоятельствах, а равно о возможности смягчения наказания и отдачи на поруки той общественной организации или коллективу трудящихся, от имени которых общественный защитник выступает. (Аналогичны соответствующие статьи УПК других союзных республик).
Следовательно, общественный обвинитель и общественный защитник являются участниками процесса, имеющими все возможности успешно реализовать в суде данное им поручение.
Кто имеет право выдвигать общественных обвинителей и общественных защитников?
После издания Основ уголовного судопроизводства считалось, что этим правом пользуются только общие собрания общественных организаций или коллективов трудящихся. Однако Верховный Суд СССР указал, что общественный защитник или общественный обвинитель может быть выдвинут общим собранием общественной организации либо, если это допускается законодательством союзной республики, ее выборным органом, общим собранием коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения (производственная единица объединения, цех и т. п.).
Вместе с тем следует признать предпочтительным, там, где это возможно, выдвижение общественных обвинителей и защитников на общих собраниях общественных организаций, так, как именно такой порядок в больщей мере отражает действительное мнение коллектива о преступлении и о лице, его совершившем.
В настоящее время до сорока процентов дел в судах рассматривается с участием общественных обвинителей, до двадцати — с участием общественных защитников, причём эти цифры обнаруживают тенденцию роста.
3) Участие представителей общественных организаций в судебном разбирательстве гражданских дел
Институт представителей общественности в отправлении правосудия по гражданским делам прочно вошел в судебную практику. Наиболее часто представители общественности участвуют при рассмотрении дел жилищных, трудовых, о разводах, алиментах, разделах имущества.
Они выделяются тем же порядком, что и общественные обвинители и защитники: или общими собраниями общественной организации и коллектива трудящихся, или их выборными органами. Их задача — изложить суду мнение уполномочивших их организаций или коллективов по поводу рассматриваемых судом дел, личности той или иной стороны, условий, способствовавших правонарушению, мер к их устранению.
Представители общественности наделены широкими полномочиями. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР они имеют право знакомиться с материалами дела, присутствовать на всех судебных заседаниях, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы участвующим в деле лицам, свидетелям и экспертам, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, участвовать в судебных прениях.
Также широко определены полномочия представителей общественности в Гражданско-процессуальных кодексах других республик (Украинской, Белорусской и др.).
Уже сегодня в некоторых районных (городских) народных судах свыше двадцати пяти процентов всех гражданских дел рассматривается при участии представителей общественности, что помогает вынесению правильных решений по существу и повышает воспитательное воздействие процесса. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г. «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности судебных коллегий по гражданским делам Верховных Судов союзных республик» дал указание в целях повышения роли судов в предупреждении гражданских правонарушений добиваться более широкого привлечения общественности к участию в разрешении судами гражданских правовых споров.
Продолжение ...
|