Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и автономного округа
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
1) Организация и состав
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов сроком на пять лет.
В состав суда входят: председатель, заместители председателя (как правило, два), члены суда и народные заседатели. Количество подлежащих избранию членов суда и народных заседателей определяется при избрании краевым, областным, городским Советом народных депутатов, Советом народных депутатов автономной области и автономного округа исходя из объема работы того или иного суда и в зависимости от местных, условий: величины территории, численности населения и его национального состава, количества районов. Кандидатов состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа: председателя, заместителей председателя и членов суда — представляет Министерство юстиции РСФСР.
Список рекомендуемых для избрания: председателя, заместителей, членов суда, а также народных заседателей вносится на обсуждение сессии соответствующего Совета народных депутатов исполкомом Совета. Каждый депутат имеет право высказать свое мнение по поводу рекомендуемых и внести предложение об избрании того или иного лица, не значащегося в списке.
Выборы состава суда в целом производятся на сессии Совета народных депутатов по истечении полномочий предыдущего состава. Закон о судоустройстве подробно не регламентирует порядка выборов председателя суда, его заместителей и членов суда при выбытии кого-либо из них досрочно. В данном случае действует общее правило, установленное статьей 22 Закона о судоустройстве РСФСР; а именно: выборы новых председателя, заместителей председателя и членов суда на оставшийся срок полномочий производятся на очередной сессии соответствующего Совета народных депутатов.
Довыборы народных заседателей взамен выбывших Законом о судоустройстве не предусматриваются, так как при определении числа народных заседателей, подлежащих избранию, учитывается возможность выбытия некоторых из них в течение пятилетнего срока полномочий суда.
Кто может быть избран в состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа?
Каких-либо особых условий для избрания в состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа не установлено. Действует норма статьи 9 Закона о судоустройстве РСФСР: «Судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СCCP, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет».
Однако Советы народных депутатов, избирающие состав соответствующих судов, учитывают большие и ответственные полномочия краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов по осуществлению правосудия. Поэтому среди постоянного состава этих судов свыше 90 процентов лиц, имеющих высшее юридическое образование и солидный стаж юридической службы.
Советы народных депутатов при избрании судов, особенно автономных областей и автономных округов, учитывают конституционный принцип родного, национального языка судопроизводства (ст. 159 Конституции СССР) и избирают в состав судей и народных заседателей лиц из местной, коренной национальности, знающих язык, быт, нравы, обычаи местного населения.
2) Структура
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и автономного округа действует в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума суда.
Членов суда по коллегиям распределяет председатель суда, принимая во внимание количество поступающих дел, квалификацию того или иного судьи, его опыт, знания и интересы преимущественно в области уголовного или гражданского права.
Каждую коллегию возглавляет председатель коллегии, который по представлению председателя суда утверждается исполкомом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, исполкомом Совета народных депутатов автономной области, автономного округа; обычно председатель коллегии — заместитель председателя суда, на него возлагается организационное руководство работой коллегии.
Президиум суда состоит из председателя суда, который его и возглавляет, заместителей председателя и членов суда в количестве, определяемом исполнительным комитетом Совета народных депутатов края, области, города, автономной области, автономного округа.
Состав президиума утверждается исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя на весь срок полномочий суда — пять лет.
3) Компетенция
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и автбномного округа имеет следующую компетенцию:
а) является судом первой инстанции: рассматривает гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к его ведению;
б) является судом второй, кассационной инстанции: рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, не вступившие в законную силу;
в) является надзорной инстанцией: рассматривает дела по протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения районных (городских) народных судов и на постановления народных судей.
г) рассматривает по заключениям прокуроров о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по которым приговоры вынесены народным судом.
Подсудность этим судам гражданских дел определена в такой форме: они вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) народного суда, находящегося на территории соответствующего края, области, города, автономной области, автономного округа и принять к своему производству в качестве суда первой инстанции.
Практика установила категории дел, которые рассматриваются перечисленными судами по первой инстанции: иски об авторском праве на произведения науки, литературы или искусства; требования об опровержении порочащих честь и достоинство гражданина сведений, распространенных в печати; дела, решения по которым дважды отменялись в кассационном порядке; дела, имеющие большое общественное значение.
Что касается уголовных дел, то их подсудность краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и автономных округов установлена в УПК РСФСР (ст. 36). Им подсудны, например, дела об измене Родине, террористических актах, диверсиях, вредительстве, бандитизме, нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекших тяжкие последствия, умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, выпуске недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, хищении государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, взяточничестве при отягчающих обстоятельствах к иных тяжких преступлениях.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам в качестве первой инстанции заседают в составе председателя суда, или председателя коллегии, или члена суда в качестве председательствующего и двух очередных народных заседателей.
В целях усиления воспитательного значения судопроизводства широко практикуется разбирательство дел, как уголовных, так и гражданских, в выездных заседаниях суда на фабриках, заводах, в клубах предприятий, совхозов и колхозов.
Вынесенные судебной коллегией по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа приговоры могут быть обжалованы в кассационном порядке осужденным, его защитником и законным представителем, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом и его представителем или опротестованы прокурором в Верховный Суд союзной республики. Срок на обжалование и опротестование — общий и единый для всех еудов: семь суток со дня провозглашения приговора, а для осужденных, содержащихся под стражей,— тот же срок со дня вручения им копии приговора. Решения, вынесенные судебной коллегией по гражданским делам, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и иными лицами, участвующими в деле, или опротестованы прокурором в Верховный Суд союзной республики. Срок на обжалование и опротестование — единый для всех судов: десять дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов выполняют функции второй, кассационной инстанции в отношении приговоров и решений районных (городских) народных судов, действующих на их территории. Дела рассматриваются коллегией в составе членов суда, из них один — председательствующий.
Народные заседатели при разбирательстве дел в кассационном порядке в состав судебных коллегий не входят, что обусловлено задачей кассационного разбирательства: проверить законность, обоснованность, справедливость вынесенного судом первой инстанции решения или приговора. Для этого нужны солидные юридические знания и опыт судебной работы; иначе говоря, в составе коллегии должны быть квалифицированные юристы.
Судебные коллегии, заседающие в качестве кассационной инстанции, заканчивают разбирательство дела вынесением, с соблюдением тайны совещательной комнаты, следующих определений: об оставлении в силе решения и?ш приговора; об отмене решения или приговора и направлении дела на новое рассмотрение; об оставлении в силе решения или приговора с внесением в него изменений: по уголовным делам — в сторону, благоприятствующую осужденному.
Вынесенные в кассационном порядке определения являются окончательными и могут быть опротестованы лишь в порядке судебного надзора уполномоченными на то лицами.
Таким образом, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов имеют двоякого рода полномочия: разбирательство дел по первой инстанции и разбирательство дел в кассационном порядке. Это может влечь специализацию судей внутри коллегии. В тех судах, где обширен объем работы и в коллегии насчитывается большое количество членов суда, образуются судебные составы, возглавляемые председателем — членом суда, главным образом, для разбирательства дел, поступивших по кассационным жалобам и протестам. За каждым составом закрепляется известное количество районных (городских) народных судов, а внутри судебного состава за каждым членом закрепляются определенные районы из обслуживаемых данным судебным составом в целом.
Такой порядок, именуемый распределением членов коллегии по зонам, помогает глубже, конкретнее изучать судебную практику районных (городских) народных судов, выявлять ошибки и помогать их исправлению.
В краевых, областных, городских судах, в судах автономных областей и автономных округов, так же как в районных (городских) народных судах и во всех иных, могут, в предусмотренных законом случаях, быть распорядительные заседания по уголовным делам в составе: председатель суда, или заместитель председателя, или член суда в качестве председательствующего и два народных заседателя.
Презлдиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа обладает, прежде всего, надзорными полномочиями. Он рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, на постановления народных судей о предании суду, а также на определения судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа, вынесенные по жалобам и протестам, т. е. на кассационные определения.
Протесты в президиум указанных судов могут вносить: Генеральный прокурор СССР и его заместители, Прокурор союзной республики и его заместители, Председатель Верховного Суда союзной республики и его заместители, председатели краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа, а также прокуроры краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом, круг лиц, которым предоставлено право протеста, достаточно широк; однако на практике протесты чаще всего приносят прокуроры краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, автономных областей и автономных округов или председатели соответствующих судов.
Президиум правомочен заседать при наличии не менее половины его состава; в заседаниях президиума обязательно участие прокурора края, области, города, автономной области, автономного округа. Решение президиума в форме постановления выносится по большинству голосов, подписывается председателем и немедленно входит в законную силу, Оно может быть пересмотрено лишь в надзорном порядке Верховным Судом союзной республики.
Президиум правомочен выносить такие постановления:
а) оставить протест без удовлетворения; приговор, решение, определение и постановление — без изменения;
б) отменить приговор или решение и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое рассмотрение судом первой или кассационной инстанции;
в) внести изменение в приговор в сторону, благоприятствующую осужденному, и в решение, если не требуется дополнительной проверки доказательств (ст. 378 УПК РСФСР и ст. 329 ГПК РСФСР).
До образования отделов юстиции исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов, отделов юстиции исполкомов Советов автономных областей и автономных округов суды этих территориальных единиц имели обширные полномочия в области организационного руководства районными (городскими) народными судами. В настоящее время эти полномочия от судов отошли. За президиумами сохранились функции организационного руководства судебными коллегиями и аппаратами суда.
Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа рассматривает также материалы изучения судебной практики и оказывает помощь народным судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с отделом юстиции исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Эта координация находит выражение, в частности, в том, что в проводимых работниками отдела юстиции соответствующего Совета народных депутатов проверках организации работы районных (городских) народных судов и в обсуждении их итогов участвуют члены краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов.
В краевых, областных, городских судах, судах автономных областей и автономных округов ведется большая работа по анализу, изучению деятельности коллегий и президиума в различных направлениях: разбирательство тех или иных категорий дел — уголовных и гражданских — по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке судебного надзора; качество и действенность частных определений, выносимых в целях предупреждения правонарушений и устранения причин и условий, их порождающих. В результате составляются обзоры, обсуждаемые, как правило, на президиуг ме суда и затем, по согласованию с начальником отдела юстиции соответствующего Совета народных депутатов, рассылаемые в районные (городские) народные суды как инструктивный материал.
В краевых, областных, городских судах, в судах автономных областей и автономных округов, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 мая 1976 г., образованы и действуют дисциплинарные коллегии.
Ранее принадлежавшие президиумам указанных судов дисциплинарные полномочия отошли к дисциплинарным коллегиям.
4) Общественно-массовая работа
Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа, его заместители и члецы суда ведут широкую и многообразную общественно-массовую работу. Здесь надо указать на отчеты на сессиях Совета народных депутатов или на заседаниях его исполкома, занятия с избранными народными заседателями, преподавание в университетах правовых знаний, в юридических вузах там, где они имеются (Саратов, Свердловск, Пермь, Барнаул и т. д.), на различных курсах повышения квалификации работников юстиции, выступления в печати, по радио, телевидению, чтение лекций по линии общества «Знание» и т. д.
Все эти и иные формы общественно-массовой работы краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов укрепляют связь суда с населением, с избравшими суд Советами, ставят деятельность суда под контроль трудящихся и их представительных органов, поднимают авторитет суда и значимость его государственной функции — осуществления правосудия.
5) Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области, автономного округа
Права и обязанности председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа Закон о судоустройстве РСФСР определяет исходя из того, что председатель суда — прежде всего судебный деятель (ст. 39).
Поэтому вначале называются его судебные полномочия, а именно: он председательствует в судебных заседаниях коллегий или назначает для этого своего заместителя, председателя судебной коллегии или члена суда; приносит в порядке, установленном законом, протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения районных (городских) народных судов, на постановления судебных коллегий, вынесенные по жалобам и протестам; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях.
Затем Закон о судоустройстве перечисляет права председателя суда, относящиеся преимущественно к судебному управлению: распределение членов суда по судебным коллегиям, организация работы по обобщению судебной практики, осуществление общего организационного руководства работой суда. В отсутствий председателя суда его права и обязанности осуществляет его заместитель.
Под руководством председателя супа или его заместителя находится аппарат краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа. Численность аппарата определяется объемом работы суда. Что касается его состава, то в него входят старшие консультанты и консультанты, состоящие при председателе суда и при председателях коллегий, а также сотрудники канцелярии суда: секретарь президиума и секретари коллегий, секретари судебных заседаний, архивариус, делопроизводители, машинистки, работники бухгалтерии нехозяйственной части.
Количественный состав аппарата краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа и номенклатура должностей утверждаются постановлением Совета Министров РСФСР по представлению Министра юстиции РСФСР.
Продолжение ...
Заявка на бесплатную консультацию
Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.
Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84
|