Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Верховный Суд РСФСР
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
1) Организация и состав
Исходя из конституционного статуса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР. На него возложен надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР. Верховному Суду РСФСР принадлежит право законодательной инициативы.
Избирается он Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет и состоит из Председателя, заместителей Председателя, членов суда и народных заседателей.
Количество подлежащих избранию членов Верховного Суда и народных заседателей определяется Верховным Советом РСФСР при избрании Верховного Суда.
Ныне действующий состав Верховного Суда РСФСР избран 27 декабря 1977 г. В него вошли: Председатель, четыре заместителя Председателя, семьдесят пять членов Верховного Суда РСФСР и семьдесят народных заседателей.
Законодательство не предъявляет каких-либо требований, кроме общих (быть гражданином СССР, обладать избирательным правом и достичь ко дню выборов 25 лет), для избрания в Верховный Суд РСФСР. Однако Верховный Совет РСФСР учитывает весьма ответственные полномочия Верховного Суда РСФСР по осуществлению правосудия, требующие от судей высокой политической и деловой квалификации, и поэтому в состав Верховного Суда РСФСР избираются лица, имеющие законченное высшее юридическое образование и стаж работы, как правило, в должностях председателей, заместителей председателя и членов Верховных Судов автономных республик, краевых и областных судов.
Так как РСФСР — многонациональное государство, то в составе Верховного Суда РСФСР имеются, наряду с русскими, татары, башкиры, чуваши и представители других национальностей, населяющих Российскую Федерацию. Широко представлены в постоянном составе Верховного Суда я среди народных заседателей женщины.
Многочисленный постоянный состав Верховного Суда РСФСР объясняется широкой сетью судебных учреждений, надзор над которыми непосредственно осуществляет Верховный Суд РСФСР; в нее входят: 16 Верховных Судов автономных республик, 6 краевых судов, 51 областной суд, 5 судов автономных областей, 5 судов автономных округов. Верховные Суды иных союзных республик, сфера деятельности которых уже, имеют меньший постоянный состав; например, Верховный Суд Казахской ССР — 30, включая Председателя и двух его заместителей; в Киргизской ССР — 24 с Председателем и двумя его заместителями.
2) Структура
Верховный Суд РСФСР имеет следующую структуру:
1) Пленум;
2) Президиум;
3) две коллегии: Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам.
Пленум Верховного Суда РСФСР состоит из Председателя, его заместителей и всех членов суда. Председательствует на Пленуме Председатель Верховного Суда. В заседаниях Пленума участие Прокурора РСФСР обязательно, участвует в них и Министр юстиции РСФСР. Заседания Пленума Верховного Суда РСФСР созываются не реже одного раза в три месяца и считаются полномочными при наличии не менее 2/3 его состава.
Постановления Пленума принимаются простым большинством голосов членов Верховного Суда РСФСР, участвующих в голосовании. Президиум Верховного Суда РСФСР состоит из Председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом Президиумом Верховного Совета РСФСР. Состав Президиума утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР.
Судебные коллегии Верховного Суда РСФСР возглавляются председателями коллегий, которые утверждаются, по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР, Президиумом Верховного Совета РСФСР. Членов Верховного Суда РСФСР распределяет по судебным коллегиям Пленум Верховного Суда РСФСР.
Коллегия по дисциплинарным делам утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР из числа членов Верховного Суда РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР в составе 5-7 членов сроком на 5 лет.
3) Компетенция
Судебные коллегии Верховного Суда РСФСР рассматривают отнесенные законом к их ведению гражданские и уголовные дела по первой инстанции.
Процессуальное законодательство РСФСР, регулирующее подсудность судам РСФСР, не содержит перечня дел — гражданских и уголовных,— специально подсудных Верховному Суду РСФСР, а определяет ее в общей форме.
Верховный Суд РСФСР вправе изъять гражданское дело из любого суда РСФСР и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 116 ГПК РСФСР).
Верховному Суду РСФСР подсудны уголовные дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к производству по собственной инициативе или по инициативе Прокурора РСФСР (ст. 38 УПК РСФСР). Аналогично определяется подсудность гражданских и уголовных дел Верховным Судам иных союзных республик: Украинской, Белорусской, Казахской и др. Исключение здесь составляет подсудность гражданских и уголовных дел Верховным Судам тех союзных республик, на территории которых не функционируют областные и им равные суды, а судебная система союзной республики состоит из районных (городских) народных судов и Верховного Суда республики (Эстонская ССР, Латвийская, Молдавская и др.). В этом случае Верховные Суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных районным (городским) народным судам, с сохранением права и эти дела, ввиду сложности или общественной значимости, принимать к своему производству.
В качестве суда первой инстанции судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РСФСР заседают в составе Председателя суда, или его заместителя, или члена суда в качестве председательствующего и двух народных заседателей. Выносимые ими приговоры и решения кассационному обжалованию и опротестованию не подлежат и могут быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.
В Верховном Суде РСФСР, так же как и в Верховных Судах других союзных республик, значительное число дел, особенно уголовных, рассматривается коллегиями по первой инстанции в выездных заседаниях в различных городах Российской Федерации. Широко практикуют коллегии Верховного Суда РСФСР вынесение в адрес руководителей предприятий, учреждений, организаций частных определений предупредительного, профилактического характера.
Подавляющее число уголовных дел, проходящих в Верховном Суде РСФСР по первой инстанции, предварительно рассматриваются в распорядительных заседаниях.
Судебные коллегии Верховного Суда РСФСР являются второй, кассационной инстанцией для нижестоящих судов, а именно: Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских (Москва, Ленинград) судов, судов автономных областей, автономных округов.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают по кассационным жалобам и протестам не вошедшие в законную силу приговоры, решения и определения, вынесенные этими судами. В качестве второй инстанции судебные коллегии по гражданским и уголовным делам заседают в составе председательствующего — Председателя, или заместителя Председателя, или члена Верховного Суда союзной республики и двух членов суда. Здесь не участвуют народные заседатели.
В результате рассмотрения дела коллегии выносят определения, которые немедленно входят в законную силу и могут быть отменены или изменены в порядке надзора.
Коллегии Верховного Суда РСФСР — гражданская и уголовная — обладают надзорными полномочиями. В качестве надзорных инстанций они рассматривают дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и определения, вынесенные всеми судами республики, если эти приговоры, решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РСФСР, дела по протестам на постановления президиумов Верховных Судов АССР, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, а также протесты на постановления судей этих судов о предании суду.
Правом вносить протесты в порядке надзора в коллегии Верховного Суда РСФСР пользуются следующие лица: Генеральный прокурор СССР, его заместители, Прокурор РСФСР, его заместители, Председатель Верховного Суда РСФСР и его заместители.
Как надзорные инстанции, коллегии Верховного Суда РСФСР заседают в том же составе, что и при разбирательстве ими дел в кассационном порядке, и выносят аналогичные определения, которые могут быть отменены или изменены в порядке надзора. Таким образом, судебные коллегии Верховного Суда РСФСР рассматривают дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядках. В связи с этим в коллегиях образуются соответствующие судебные составы, возглавляемые председателями.
Организационное руководство работой коллегий Верховного Суда РСФСР возлагается на председателей коллегий; в частности, они утверждают судебные составы, распределяют дела между членами коллегий, Председатели коллегий могут принять на себя пред-седательствование по любому делу, рассматриваемому коллегией как по первой инстанции, так и по второй, кассационной и в порядке надзора.
На председателей коллегий возложена обязанность представлять Пленуму Верховного Суда РСФСР отчеты о деятельности коллегий. Коллегия по дисциплинарным делам при Верховном Суде РСФСР рассматривает дисциплинарные проступки председателей, заместителей председателя судов автономных округов, автономных областей, областных, краевых, городских судов, Верховных Судов автономных республик, а также дела о дисциплинарных проступках членов Верховного Суда РСФСР.
Коллегия по дисциплинарным делам рассматривает также жалобы судей на решения дисциплинарных коллегий судов автономных округов, автономных областей» областных, краевых, городских судов и Верховных Судов автономных республик. Срок на обжалование — две недели со дня вынесения решения. По представлению лица, возбудившего дисциплинарное дело, а также Председателя Верховного Суда РСФСР или Министра юстиции РСФСР дисциплинарное дело может быть рассмотрено Коллегией по дисциплинарным делам при Верховном Суде РСФСР.
В результате рассмотрения дисциплинарного дела по жалобе или по представлению Коллегией по дисциплинарным делам при Верховном Суде РСФСР может быть вынесено следующее решение:
а) оставить решение нижестоящей коллегии по дисциплинарным делам без изменения, а жалобу или представление — без удовлетворения;
б) изменить решение;
в) отменить решение и прекратить дисциплинарное дело, либо направить дисциплинарное дело для нового рассмотрения в ту же коллегию по дисциплинарным делам, либо принять дисциплинарное дело к своему производству.
Президиум Верховного Суда РСФСР рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда РСФСР, на постановления судей Верховного Суда РСФСР о предании суду, а также, как и коллегии, рассматривает дела по заключениям соответствующих прокуроров о вновь открывшихся обстоятельствах.
Протесты в Президиум Верховного Суда РСФСР могут вносить: Генеральный прокурор СССР и его заместители, Прокурор РСФСР и его заместители, Председатель Верховного Суда РСФСР и его заместители. Правом принесения протестов в Президиум Верховного Суда РСФСР наделены также Председатель Верховного Суда СССР и его заместители, однако лишь в двух случаях: когда приговор, решение или постановление Верховного Суда РСФСР противоречит общесоюзному законодательству или нарушает интересы других союзных республик.
При рассмотрении судебных дел в Президиуме обязательно участие Прокурора РСФСР или его заместителя.
Решения Президиум принимает большинством голосов участвующих в заседании членов Президиума (не менее половины его состава), оформляются они постановлениями, немедленно входят в законную силу и могут быть изменены или отменены в порядке надзора. Президиум Верховного Суда РСФСР заслушивает сообщения и отчеты председателей судебных коллегий о работе коллегий, а также рассматривает вопросы о состоянии и деятельности аппарата суда.
В Верховном Суде РСФСР ведется большая, разносторонняя работа по изучению судебной практики; эти материалы, в форме обобщений, обзоров, могут рассматриваться на Президиуме Верховного Суда. Таким путем, как и разбирательством дел в кассационном и надзорном порядке, Верховный Суд РСФСР оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РСФСР.
Среди полномочий Пленума Верховного Суда РСФСР особо важное значение имеет дача судам РСФСР руководящих разъяснений по вопросам применения ими законодательства РСФСР при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Не случайно поэтому в перечне полномочий Пленума Верховного Суда РСФСР, оговоренных в Законе о судоустройстве РСФСР, это право Пленума поставлено на первое место (ст. 57).
Основанием для руководящих разъяснений служит изучение судебной практики, судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом РСФСР делам.
С представлениями о даче судам руководящих разъяснений в Пленум Верховного Суда РСФСР могут входить, помимо Председателя Верховного Суда РСФСР, Министр юстиции РСФСР и Прокурор РСФСР. Наделение их таким правом вполне объяснимо: в Министерстве юстиции РСФСР и Прокуратуре РСФСР сосредоточивается большой материал, характеризующий судебную политику и практику судов РСФСР как в целом, так и по отдельным категориям гражданских и уголовных дел.
Естественно, что может выясниться необходимость дать судам РСФСР руководящие разъяснения по применению тех или иных норм материального и процессуального законодательства РСФСР.
При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает сообщения председателей Верховных Судов автономных республик, краевых, областных и им равных судов о судебной практике по применению законодательства, а также Постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР.
Значение даваемых Пленумом Верховного Суда РСФСР руководящих разъяснений трудно переоценить: Пленум учит суды, как правильно, в соответствии с волей законодателя, понимать и применять закон. Следовательно, дача руководящих разъяснений судам — существенная и активная форма руководства отправлением правосудия и укрепления в деятельности судебных учреждений РСФСР начал единой социалистической Законности. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для всех судов Российской Федерации.
Оформляются руководящие разъяснения путем принятия Пленумом соответствующих постановлений.
К полномочиям Пленума Верховного Суда РСФСР относится осуществление имеющегося у Верховного Суда права законодательной инициативы; он входит в Президиум Верховного Совета РСФСР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов РСФСР.
Пленум Верховного Суда РСФСР заслушивает отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР о деятельности коллегий, а также вопросы о работе Президиума Верховного Суда РСФСР, принимая соответствующие постановления.
Таким путем Пленум Верховного Суда РСФСР руководит коллегиями и Президиумом Верховного Суда РСФСР, а через них — судебной деятельностью всей судебной системы РСФСР.
К полномочиям Пленума Верховного Суда РСФСР отнесено утверждение составов судебных коллегий Верховного Суда из числа членов Верховного Суда РСФСР, о чем ранее было сказано.
По сложившейся практике Пленум Верховного Суда РСФСР утверждает состав научно-консультативного совета при Верховном Суде РСФСР. Последний был образован в 1964 г. «в целях укрепления связи судебных органов Российской Федерации с научными юридическими учреждениями, более широкого привлечения научных работников к обсуждению вопросов, возникающих в судебной практике, и повышения теоретического уровня даваемых по ним разъяснений». В научно-консультативный совет, наряду с членами Верховного Суда РСФСР и другими руководящими юридическими работниками, входят ученые-юристы различных отраслей советского права.
Обзор полномочий Пленума Верховного Суда РСФСР показывает, что Пленум не является надзорной инстанцией, он не рассматривает протестов по конкретным гражданским и уголовным делам. Иначе решают этот вопрос другие союзные республики, например, Казахская, Грузинская.
Пленумы Верховных Судов этих республик имеют право рассматривать протесты Генерального прокурора СССР и его заместителей, прокуроров и председателей Верховных Судов Грузинской и Казахской республик на постановления Президиумов Верховных Судов Грузии и Казахстана.
Право приносить протесты в Пленумы Верховных Судов Казахской и Грузинской ССР на постановления их Президиумов принадлежит также Председателю Верховного Суда СССР и его заместителям, если постановления Президиума противоречат общесоюзному законодательству или нарушают интересы другой союзной республики.
Вынесенные Пленумом постановления могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.
4) Председатель Верховного Суда РСФСР
Определенные в Законе о судоустройстве РСФСР полномочия Председателя Верховного Суда РСФСР (ст. 58) можно подразделить на две группы: судебные и организационно-управленческие. К первым относится: председательствование на заседаниях Пленума и Президиума Верховного Суда; право председательствовать в судебных заседаниях коллегий; приносить в порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления всех судов РСФСР, а также на постановления судей о предании суду; право приостанавливать в порядке, установленном законом, исполнение решений, приговоров, определений и постановлений любого суда РСФСР, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РСФСР.
Организационно-управленческие полномочия Председателя состоят в следующем: назначение для председательствования в судебных заседаниях, коллегий своего заместителя, председателя судебной коллегии или члена суда; созыв Пленума и Президиума Верховного Суда РСФСР; внесение на рассмотрение Президиума и Пленума Верховного Суда РСФСР вопросов, требующих их разрешения; осуществление общего организационного руководства работой Верховного Суда РСФСР: организация работы по изучению судебной практики и оказанию помощи судам в правильном применении ими законодательства, руководство работой аппарата суда. В отсутствие Председателя Верховного Суда РСФСР его права и обязанности осуществляет заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР.
5) Аппарат Верховного Суда РСФСР
Структура аппарата Верховного Суда РСФСР утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР. Ныне действующая структура утверждена Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 августа 1976 г. В аппарате Верховного Суда РСФСР имеются следующие подразделения: канцелярия Верховного Суда (на правах отдела); секретариат Президиума Верховного Суда (на правах отдела); отдел обобщения судебной практики, отдел систематизации и кодификации законодательства; приемная Верховного Суда (на правах отдела); отдел жалоб; хозяйственно-финансовый отдел.
Верховный Суд РСФСР издает свой печатный орган: «Бюллетень Верховного Суда РСФСР». В нем публикуются все постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, наиболее принципиальные постановления Президиума Верховного Суда, определения судебных коллегий, вынесенные ими в надзорном порядке, обзоры судебной практики. «Бюллетень Верховного Суда РСФСР» систематически под рубрикой «В президиумах Верховных Судов АССР, краевых, областных судов» дает информацию о постановлениях президиумов этих судов по уголовным и гражданским делам и по процессуальным вопросам.
Продолжение ...
|