|
Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Возникновение и развитие аппарата предварительного расследования в СССР
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
С победой Великой Октябрьской социалистической революции царский следственный аппарат постигла общая судьба — он был сломан.
Декретом о суде № 1 упразднялся институт судебных следователей. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей. По делам же, подсудным революционным трибуналам, предварительное расследование производилось следственными комиссиями при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Декретом о суде № 2 устанавливалось, что по уголовным делам, превышающим подсудность местного народного суда, предварительное расследование производится следственными комиссиями в составе трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Наряду с органами предварительного следствия создаются и новые органы дознания. 10 ноября 1917 г. Народный Комиссариат внутренних дел принимает постановление «О рабочей милиции», на основании которого она учреждалась всеми Советами рабочих и солдатских депутатов и находилась в их ведении.
Постановлением НКЮ РСФСР в июле 1918 г. утверждается инструкция, разделившая предварительное расследование на дознание, производимое милицией, и предварительное следствие, осуществляемое следственной комиссией или единолично народным судьей. Милиция, как орган дознания, вела розыск и задержание лиц, подозреваемых в преступлениях, обыски, осмотры, выемки и другие неотложные действия. Обязанности милиции, как органов дознания, были подробно регламентированы в УПК РСФСР 1923 г.: органы дознания производят неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно предварительное следствие, и полностью расследуют дела своей подследственности.
Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. внесло важные изменения в организацию предварительного следствия. Предварительное следствие по уголовным делам; рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей, вместо следственных комиссий возлагалось на единоличных следователей.
Народный Комиссар юстиции РСФСР Д. И. Курский в статье «Новое Положение о народном суде» писал, что коллегиальность следствия в форме следственных комиссий «была вполне уместна и неизбежна в период, когда еще не было подготовленных технически сил из среды пролетариата. При поголовном саботаже следственных органов со стороны следователей упраздненного суда... коллегиальность в организации следствия до известной степени помогала разобраться в сложных вопросах следствия и в то же время в лицб более способных, имевших подготовку членов комиссий формировала будущих самостоятельных следователей... Таким образом, безболезненно и постепенно разрешался вопрос о переходе к институту единоличных следователей...»
По УПК РСФСР 1923 г. надзор за дознанием в пределах следственного участка возлагался на следователя. Руководство этой деятельностью осуществлял прокурор, указания которого были обязательны для следователя и органов дознания.
По Положению о судоустройстве от 11 ноября 1922 г. органы предварительного следствия учреждались в следующем составе: народные следователи при следственных участках, старшие, следователи при губереских судах, следователи по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР и при отделе прокуратуры Народного Комиссариата юстиции. Распределение следственных участков и назначение народных следователей производилось определением губернского суда с утверждением губисполкома и НКЮ РСФСР; старшие следователи и следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись от должности теми органами, при которых они состояли. Подобная система следственных органов устанавливалась и в других союзных республиках.
После длительных дискуссий была признана целесообразность передачи следственного аппарата в подчинение прокуратуры, где он и находится с 1928 г.
В первые годы Советской власти функции предварительного расследования выполнялись также ВЧК. В Постановлении Совнаркома РСФСР от 20 декабря 1917 г. об учреждении ВЧК подчеркивалось, что «Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения контрреволюционных преступлений».
Созданное вместо ВЧК Объединенное Государственное Политическое Управление, а затем заменившее его Министерство государственной безопасности сохраняли следственные полномочия по делам об особо опасных государственных преступлениях, которые перешли в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
20 августа 1926 г. было издано Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, установившее, что в РККА органами предварительного следствия являются военные следователи прокуратуры.
6 апреля 1963 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Этим Указом в системе МВД учреждался самостоятельный следственный аппарат.
Таким образом, предварительное следствие сейчас производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел и органов государственной безопасности. Процессуальный режим всех следственных аппаратов един, у них общие цели, единые права и обязанности.
Продолжение ...
|
|
|