Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Понятие «управление в области юстиции»
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Под управлением в области юстиции СССР понимается одна из отраслей государственной деятельности, осуществляемая в строгом соответствии с законом определенными государственными органами и состоящая в руководстве юридическими учреждениями путем проведения мер организационных, методических, материально-снабженческих и иных.
Главными задачами управления в области юстиции являются укрепление социалистической законности и правопорядка, всемерное совершенствование деятельности органов юстиции в целях наиболее эффективного выполнения директив съездов КПСС об усилении борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, устранения причин и условий, их порождающих, и организации правового воспитания граждан.
Объектами управления в области юстиции, иначе говоря, теми учреждениями, которые входят в сферу его деятельности, являются: суды, адвокатура, нотариальные конторы, судебно-экспертные учреждения. Органы управления в области юстиции вместе с тем осуществляют методическое руководство юридической службой в народном хозяйстве и учреждениями загса.
Долгое время эта отрасль государственной деятельности обнималась понятием «судебное управление», хотя оно не полностью охватывало все ее содержание. В настоящее время сфера функций управления в области юстиции, осуществляемая системой министерств юстиции, значительно расширилась: помимо перечисленных выше объектов, они руководят правовой пропагандой и правовым воспитанием граждан, осуществляют работу по кодификации и систематизации законодательства, а также международно-правовые связи и т. д.
Поэтому правомерно заменить понятие «судебное управление» понятием «управление в области юстиции», как более полно выражающим полномочия министерств юстиции.
Среди перечисленных объектов центральное место занимают суды. Существует определенная специфика управления судами. Она состоит в том, что органы управления в области юстиции должны строить и строят свою работу с учетом конституционных начал независимости судей и подчинения их только закону, а также с учетом всех других подлинно демократических принципов организации и деятельности советской судебной системы.
Исходя из этого, органы управления в области юстиции не имеют права вмешиваться в разрешение конкретных уголовных или гражданских дел судами, отменять или изменять приговоры, решения и определения судов, назначать судей (судьи у нас избираются), отзывать их с должности (право досрочного отзыва принадлежит избирателям или Советам, избравшим судей), накладывать на судей дисциплинарные взыскания (для этого установлен особый порядок, близкий к судебному) и т. д.
Ныне действующее законодательство, регулирующее полномочия управления в области юстиции, касаясь судов, указывает, что Министерство юстиции СССР осуществляет организационное руководство судами союзных республик и военными трибуналами (ст. 1 Положения о Министерстве юстиции СССР от 21 марта 1972 г.).
Что касается процессуального руководства судами — оно принадлежит вышестоящим судам; последние наделены правом рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном и надзорном порядке. Однако аппарат управления в области юстиции и суды должны работать в тесном контакте, помогать друг другу; особо это касается проверки работы судов, изучения и обобщения судебной практики.
Продолжение ...
|