|
Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Структура органов управления в области юстиции
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Министерство юстиции СССР возглавляет Министр. Министр имеет четырех заместителей. Распределение обязанностей между заместителями производится Министром юстиции СССР.
В Министерстве юстцции СССР образована коллегия в составе Министра (председатель) и заместителей Министра, а также других руководящих работников министерства. Заместители Министра юстиции СССР назначаются и состав коллегии утверждается Советом Министров СССР по представлению Министра юстиции СССР.
Коллегия Министерства юстиции СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности министерства, заслушивает доклады министров юстиции союзных и автономных республик, начальников отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов, руководителей органов записи актов гражданского состояния, нотариата, адвокатуры, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и других подведомственных ему учреждений и организаций. Коллегия заслушивает также доклады председателей Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских, районных народных судов и военных трибуналов по вопросам организации работы судов. Коллегия рассматривает отчеты управлений и отделов Министерства, вопросы проверки исполнения, подбора и воспитания кадров, обсуждаег разрабатываемые Министерством проекты важнейших законодательных актов и постановлений Правительства СССР, заключения по проектам нормативных актов, вопросы систематизации законодательства, проекты важнейших приказов и инструкций.
Министерство юстиции СССР созывает в установленном порядке совещания актива с участием общественных организаций, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады о мероприятиях по выполнению решений партии и правительства, важнейшие проблемы организации деятельности судов, совершенствования законодательства и укрепления законности, а также обсуждаются, на основе развития критики и самокритики, вопросы, связанные с улучшением деятельности министерства и подведомственных ему учреждений и организаций.
Постановлением Совета Министров СССР от 27 ноября 1970 г. утверждена структура центрального аппарата министерства в составе следующих основных подразделений:
Управление общих судов; Управление военных трибуналов; Управление систематизации законодательства и подготовки законопроектов;
Управление правовой работы в народном хозяйстве; Отдел кадров;
Отдел по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания;
Отдел адвокатуры;
Отдел судебно-экспертных учреждений;
Отдел нотариата и загсов;
Отдел судебной статистики;
Отдел внешних сношений и др.
При Министерстве юстиции СССР состоят:
Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства;
Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз;
Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции.
Министерство юстиции СССР имеет свои печатные органы: журнал «Хозяйство и право» (издается совместно с Государственным арбитражем при Совете Министров СССР); научно-популярный журнал «Человек и закон» и «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР».
Министерство юстиции CCCР руководит порученной ему отраслью государственного управления, как правило, через министерства юстиции союзных республик и управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.
Компетенция и полномочия Министерства юстиции СССР предопределили важнейшие задачи и функции министерств юстиции союзных и автономных республик, которые в основных чертах совпадают с задачами и функциями Министерства юстиции СССР. После утверждения Положения о Министерстве юстиции СССР и в целях дальнейшей конкретизации деятельности министерств юстиции союзных и автономных республик разработаны и утверждены положения о министерствах юстиции во всех союзных и автономных республиках. К примеру, 21 июня 1972 г. Совет Министров Российской Федерации утвердил Положение о Министерстве юстиции РСФСР.
Министерство юстиции РСФСР является союзно-республиканским министерством и в своей деятельности подчиняется как Совету Министров РСФСР, так и Министерству юстиции СССР. Одним из главных направлений деятельности Министерства юстиции РСФСР является организационное руководство судами. В этом отношении оно наделено широкими полномочиями. Министерство определяет наиболее рациональную дислокацию судов, их структуру и штаты. Через свои местные органы оно осуществляет подбор и представление наиболее достойных кандидатов для избрания их в качестве народных судей и народных заседателей, ставит вопросы о досрочном отзыве судей, вносит представления об утверждении председателей народных судов. Министерству предоставлены необходимые права, позволяющие обеспечить действенность и эффективность судебного управления путем систематических проверок организации работы Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов и районных (городских) народных судов, изучения и распространения положительного опыта, обобщения судебной практики, организации работы по ведению судебной статистики и т. д.
Другим важным направлением деятельности Министерства является работа по совершенствованию республиканского законодательства, в частности, составление и издание собрания действующего законодательства РСФСР, издание кодексов. Методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве — одна из основных задач Министерства юстиции РСФСР. Министерство изучает и обобщает практику постановки правовой работы; распространяет положительный опыт; принимает меры к повышению квалификации работников правовой службы.
На Министерство юстиции РСФСР возложены координация и методическое руководство работой государственных органов и общественных организаций по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения. Министерство осуществляет общее руководство адвокатурой РСФСРз пределах и порядке, установленных действующим законодательством, организует работу органов нотариата РСФСР, проверяет их деятельность и дает указания по ее улучшению.
Министерство юстиции РСФСР руководит работой научно-исследовательских криминалистических учреждений, призванных на основе новейших достижений науки и техники проводить для судов и следственных органов экспертизы по уголовным и гражданским делам. Министерство рассматривает и утверждает планы научной и экспериментальной работы этих учреждений, организует научные исследования в области судебных экспертиз.
Руководство работой с кадрами судебных органов и учреждений юстиции является одной из ведущих задач Министерства юстиции РСФСР. Министерство юстиции РСФСР участвует в разработке проектов государственных планов подготовки юридических кадров в РСФСР, планов распределения молодых специалистов, окончивших учебные заведения, а также непосредственного использования специалистов.
Структура центрального аппарата Министерства юстиции РСФСР, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 12 ноября 1970 г. № 640, в основном совпадает, со структурой Министерства юстиции СССР. Однако в Министерстве юстиции РСФСР не предусмотрено создание Управления военных трибуналов, Отдела внешних сношений, самостоятельных отделов судебной статистики и некоторых других подразделений, свойственных лишь Министерству юстиции СCCP.
При Министерстве юстиции РСФСР организованы и функционируют Республиканские курсы повышения квалификации работников юстиции и Центральный методический кабинет по новым гражданским обрядам. Министерство юстиции РСФСР совместно с Верховным Судом РСФСР издает журнал «Советская юстиция», который является одним из ведущих правовых периодических изданий в стране. При министерствах юстиции союзных республик из видных ученых и высококвалифицированных специалистов созданы; научно-консультативные советы, а также координационно-методические советы по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения из представителей министерств, ведомств и организаций.
Министерства юстиции союзных республик осуществляют руководство порученной им отраслью государственного управления, как правило, через министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых и областных Советов народных депутатов.
Министерство юстиции РСФСР разработало Примерное положение о Министерстве юстиции АССР, которое явилось правовым основанием для подготовки соответствующих положений в каждой автономной республике.
Положение о Министерстве юстиции Татарской АССР, например, утверждено Советом Министров ТАССР 8 мая 1973 г.
Министерство юстиции ТАССР в соответствии с Конституцией ТАССР в своей деятельности подчиняется как Совету Министров ТАССР, так и Министерству юстиции РСФСР.
Министерство юстиции ТАССР осуществляет организационное руководство районными (городскими) народными судами в ТАССР, проводит работу по систематизации и подготовляет предложения по совершенствованию законодательства ТАССР, осуществляет методическое руководство и координацию работы государственных органов и общественных организаций ТАССР по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения, руководство нотариатом, а также осуществляет общее руководство адвокатурой ТАССР.
Министерство юстиции ТАССР несет ответственность за состояние организации работы районных (городских) народных судов ТАССР, за деятельность учреждений юстиции.
К числу главных задач Министерства юстиции ТАССР относится всемерное укрепление социалистической законности, охрана прав и законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан, а также совершенствование, совместно с другими государственными органами, деятельности по борьбе с преступностью и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.
Министерство юстиции ТАССР свою деятельность в области укрепления социалистической законности и правопорядка осуществляет в тесном контакте и деловом сотрудничестве с Верховным Судом республики, органами прокуратуры, внутренних дел, а также общественными организациями, ведущими борьбу с правонарушениями.
В организационном отношении министерство юстиции автономной республики построено проще, чем министерство юстиции союзной республики. В аппарате нет таких структурных подразделений, как управления и отделы. Оперативные работники министерства (старшие консультанты и консультанты) имеют конкретные участки работы: народные суды, правовая работа в народном хозяйстве, правовая пропаганда и правовое воспитание, адвокатура и нотариат, справочно-кодификационная работа, работа с кадрами.
Министерство юстиции автономной республики возглавляет министр, у которого имеются заместители, отвечающие за определенные участки работы.
В министерствах юстиции автономных республик образованы коллегии; они действуют по такому же принципу, как и Коллегии вышестоящих министерств юстиции.
Применительно к структуре министерства юстиции автономной республики созданы и функционируют отделы юстиции исполкомов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Возглавляют отделы юстиции начальники отделов. Компетенция, задачи и методы работы отделов юстиции во многом совпадают с деятельностью министерств юстиции автономных республик.
Продолжение ...
|
|
|