Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Становление правосудия
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Великая Октябрьская социалистическая революция, ознаменовавшая начало перехода от капитализма к социализму в мировом масштабе, дала толчок к победам социалистических революций в других странах.
Разгром Советским Союзом фашизма и милитаризма во второй мировой войне создал благоприятные условия для победы народных революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и Азии. Образовалась мировая система социализма.
«Образование мировой социалистической системы,— говорится в Тезисах ЦК КПСС, посвященных пятидесятилетию Великого Октября,— крупнейшее историческое событие после победы Великой Октябрьской социалистической революции».
Вместе с ликвидацией старого буржуазного государственного аппарата в этих странах были ликвидированы и такие основные его части, как суд и прокуратура.
Народно-демократические государства должны были создать свой демократический государственный аппарат — органы власти и управления, суд и прокуратуру.
Вполне естественно, что в силу единства природы общественного и государственного строя вновь возникших социалистических государств с Советским государством они опирались в создании органов правосудия и их совершенствовании на богатейший опыт Советского Союза.
Это нашло свое выражение прежде всего в том, что во всех социалистических странах старый, буржуазный суд и его аппарат, в полном соответствии с марксистско-ленинским учением и практикой Советского государства, был сломан и построена новая, подлинно демократическая судебная система.
Этим же объясняются близость и даже совпадение по существу задач правосудия в народно-демократических странах с задачами советского правосудия, хотя формулировки их разнятся между собой. Аналогичное можно сказать о принципах правосудия и о системе судебных учреждений.
В то же время в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве братских социалистических государств нашли свое отражение специфические для них исторические условия возникновения и развития, особенности правового быта и национальные традиции, поскольку они не противоречили началам социализма.
Здесь, во-первых, необходимо отметить иной, специфический путь организации правосудия в странах социалистического лагеря. За исключением Народной Республики Болгарии, где, как и у нас, эксплуататорский механизм «правосудия» был ликвидирован сразу, одним нормативным актом — Законом об организации народных судов от 30 сентября 1944 г., в других государствах действовавшая при предшествующих режимах судебная система была заменена новой путем ряда законов, изданных в течение нескольких лет после народно-демократических революций и направленных на коренные ее изменения на социалистических, подлинно демократических основах.
Так было, например, в Румынии, Чехословакии, Польше. В последней этот своеобразный процесс преобразования органов юстиции проходил особенно характерно. Так, в Польской Народной Республике Закон об устройстве общих судов от 6 февраля 1928 г. оставался в силе в основном до Закона 20 июля 1950 г. «Об изменении судоустройства общих судов», который закрепил задачи и принципы отправления правосудия в новой Польше.
В некоторых странах социалистического лагеря существовали школы и курсы переподготовки старых судебно-прокурорских кадров, где они изучали новые задачи, поставленные перед правосудием, действующее законодательство и практику его применения (Польша и др.), хотя прежде всего на должности судей и прокуроров подбирались новые лица, которые участвовали в борьбе с фашизмом, рекомендованные коммунистическими и рабочими партиями.
В ряде социалистических стран Европы и Азии сравнительно длительное время сохранялись судоустройственные и процессуальные принципы и правила старого правового строя, которые в Советском государстве были упразднены Декретом о суде № 1. Например, апелляция (в Чехословакии), несменяемость судей (в Польше).
В настоящее время в сложившемся правосудии стран социалистического лагеря имеются институты и нормы, которых не было и нет в Советском государстве, что не лишает их социалистической природы и подлинного демократизма, например, наличие конституционных судов в Югославии, возглавляемых Конституционным Судом Федеративной Республики Югославии. Конституция Югославии предусматривает также неизвестный конституциям иных социалистических государств юридический институт — общественный защитник самоуправленческих прав.
Во многих законах о суде социалистических стран в систему судов входят как государственные суды, так и общественные суды. Примером может служить Закон о судоустройстве Германской Демократической Республики, принятый Народной Палатой ГДР 27 сентября 1974 г., при этом Закон формулирует задачи районного народного суда по отношению к общественным судам (конфликтным и третейским комиссиям).
Аналогичное положение содержится в Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии. «Судебные функции в единой системе власти и самоуправления рабочего класса и всех трудящихся осуществляют общие суды — органы государственной власти и самоуправленческие суды»,— при этом далее следует ряд статей о самоуправленческих судах.
Тем самым общественные суды сближаются с государственными, что поднимает их авторитет и значимость в укреплении законности в стране.
В отдельных социалистических странах в законодательстве о судоустройстве гораздо детальнее, чем у нас, регламентируются взаимоотношения между органами правосудия и министерством юстиции. Примером может служить новый Закон о судоустройстве ГДР, который подробно разграничивает задачи руководства судами со стороны Верховного Суда и Министерства юстиции.
Все эти и иные характерные для отдельных стран социалистического лагеря нормы в области правосудия вполне закономерны. Л. И. Брежнев, констатируя значительные результаты в укреплении социалистического содружества, отметил, что «каждая нация вносит своеобразие в общее дело строительства новой жизни».
Продолжение ...
Заявка на бесплатную консультацию
Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.
Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84
|