Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Суд и прокуратура США
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Современная стадия развития капиталистического общества характеризуется дальнейшей ломкой буржуазно-демократических устоев. Кровавые расправы с демонстрантами, массовые репрессии без следствия и суда, использование наемных убийц для устранения прогрессивных лидеров — все это находит самое широкое применение в странах империализма.
Борясь за сохранение своей диктатуры, буржуазия использует не только открыто террористические методы, но и прибегает к услугам судебно-прокурорских органов. Правящие круги учитывают при этом, что буржуазная юстиция, действуя в рамках процессуального ритуала, создает видимость соблюдения правопорядка. Но какими бы внешне демократическими атрибутами ни обставлялась деятельность буржуазного суда, он, как отмечал В. И. Ленин, лишь изображает собою защиту порядка, а на самом деле был и остается «слепым, тонким орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка».
Судоустройство США. Особенность судебной системы Соединенных Штатов Америки заключается в том, что она включает в себя федеральные (общегосударственные) суды и суды штатов, представляющие как бы две параллельно действующие судебные системы. На долю федеральных судов приходится немногим более 5 процентов всех дел, рассматриваемых в стране. Им подсудны уголовные дела о государственной измене, заговоре и подрывной деятельности, направленных против центральной власти, дела об убийстве президента или вице-президента (с 1965 г.), о преступлениях, совершенных должностными лицами федеральных учреждений и др. Федеральным судам подсудны гражданские иски, предъявляемые от имени США, споры, вытекающие из договоров о морских перевозках или из авторского и патентного права США, споры между гражданами и органами различных штатов, а также между гражданами США и иностранцами.
Федеральную судебную систему составляют районные суды (всего их около 90), апелляционные суды (таких судов 11), Верховный суд США и некоторые специальные судебные органы.
Районные суды (от 1 до 4 в каждом из штатов) включают обычно несколько судей и возглавляются председателем суда. Районный суд выступает как суд первой инстанции по подавляющему большинству дел, входящих в юрисдикцию федеральных органов правосудия. Разбирательство дел производится либо судьей единолично, либо судьей совместно с жюри, состоящим из 12 присяжных заседателей. С участием присяжных заседателей рассматриваются обычно дела о преступлениях лиц, не признающих себя виновными. Функция присяжных в федеральном суде ограничивается, вынесением вердикта (решения) о наличии факта или события и о виновности подсудимого. Присяжные заседатели принимают также участие в уголовном судопроизводстве в составе так называемого большого жюри (от 16 до 23 человек), решающего вопрос о том, достаточно ли оснований для предания обвиняемого суду.
В компетенцию районных судов входят, помимо рассмотрения чисто судебных дел, издание так называемых запрещающих приказов (например, о запрещении забастовки) и проверка соответствия тех или иных правовых актов Конституции США.
Апелляционные суды действуют на территории закрепленного за ними округа. В их состав входят несколько (до девяти) членов суда, один из которых выполняет обязанности председателя. Апелляционные суды рассматривают в коллегиальном порядке (обычно три судьи) апелляционные жалобы на решения районных судов, жалобы на решения налогового суда и на постановления ряда административных органов, в том числе национального управления по трудовым отношениям, выступающего в качестве арбитра в трудовых конфликтах между предпринимателями и рабочими. Проверяя приказы национального управления по трудовым отношениям, апелляционные суды почти всегда санкционируют приказы, изданные в интересах монополий.
Высшим федеральным судебным органом является Верховный суд США. Он состоит из председателя и восьми членов суда. Верховный суд США не имеет структурного деления; все поступающие к нему материалы и дела предварительно изучаются каждым членом суда и решаются большинством голосов при условии, если в рассмотрении дела участвовало не менее шести членов суда.
Как суд первой инстанции Верховный суд выступает крайне редко, по одному-двум делам в год. Основная его функция — судебный надзор по делам, решенным апелляционными судами. Для того, чтобы Верховный суд принял к своему рассмотрению дело и вынес по нему мотивированное решение, заинтересованной стороне необходимо получить от Верховного суда особое на то разрешение, доказав, что это дело значительной важности и касается принципиальных вопросов права. В большинстве случаев суд отказывает в пересмотре дел по мотивам их малозначительности.
В порядке осуществления судебного надзора Верховный суд США проверяет конституционность актов, принятых законодательными и исполнительными органами федерации штатов. Практика Верховного суда в этом отношении свидетельствует о том, что он, как чуткий барометр, остро реагирует на малейшее изменение политической ситуации в стране. В 50-х годах, в период оголтелой травли прогрессивных элементов внутри страны, Верховным судом были признаны конституционными реакционнейшие законы Смита, Тафта — Хартли, Маккарена — Вуда и аналогичные антикоммунистические законы штатов. В последние годы под давлением мирового общественного мнения и демократических сил в стране Верховный суд объявил неконституционными законы, запрещающие совместное обучение в школах детей белых и негров, обязывающие Коммунистическую партию США регистрироваться в качестве «подрывной организации», разрешающие увольнение государственных служащих за их политические убеждения и т. п. Однако на деле подобные решения либо вовсе игнорируются местными властями, иш с огромным трудом пробивают себе путь в жизнь, оставаясь в большинстве случаев лишь решениями на бумаге, выполняющими чисто пропагандистское назначение.
Члены Верховного суда США, а также федеральные судьи апелляционных и районных судов назначаются пожизненно президентом Соединенных Штатов Америки «по совету и с согласия Сената». На практике президент использует предоставленное ему право назначения судей для того, чтобы провести в состав суда, особенно Верховного суда США, своих политических единомышленников, лично преданных ему людей, представляющих одну с ним партию.
На особом положении находятся военные суды (общие, специальные, суммарные). Они не являются постоянно действующими, а создаются каждый раз командованием в случае необходимости рассмотрения дела по первой инстанции. Дела в военном суде рассматриваются одним или несколькими офицерами, иногда с участием советника — военного юриста. Вышестоящей инстанцией для военных судов является не Верховный суд США, а военно-апелляционный суд при министерстве обороны.
Судебные органы штатов. Каждый штат США имеет свою собственную судебную систему, отличающуюся от других числом судебных звеньев, наименованием однотипных судов, их компетенцией и порядком комплектования. В целом же для судебных органов штатов, особенно для низового звена, характерны чрезвычайная дороговизна содержания многочисленного судебного аппарата, исключительный бюрократизм, процессуальный примитивизм и волокита в рассмотрении дел, тесная связь судей с местными политическими заправилами.
Более или менее типичной следует считать судебную систему штатов, состоящую из четырех звеньев. Низовым звеном являются мировые, полицейские суды (в некоторых штатах — суды магистратов или муниципальные суды). Как суды первой инстанции они имеют ограниченную подсудность, рассматривая в составе одного судьи дела о проступках (например, о нарушении правил движения автотранспорта), за которые может быть назначен штраф, а также гражданские споры с суммой иска до 200—300 долларов. В ряде штатов мировые судьи разбирают только гражданские дела, а полицейские суды — только уголовные.
Суды первой инстанции (суды графств, районные суды и т. п.) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, превышающих подсудность нижестоящих судов. В их состав входят один или несколько судей. Разбирательство дел производится судьей единолично или судьей (судьями) с участием присяжных заседателей.
Промежуточные апелляционные суды, лменуемые обычно высокими или окружными судами, проверяют на основе апелляционных жалоб правильность решений, вынесенных нижестоящими судами. Их решения могут быть обжалованы в высший суд штата.
Высший суд (верховный суд, верховный апелляционный суд, суд окончательной апелляции и т. п.) по своей организации и компетенции сходен с Верховным судом США. Основная его функция — пересмотр решений судов штата в апелляционном порядке. Кроме того, он проверяет конституционность законов штатов и издает различные судебные приказы. Решение высшего суда может быть обжаловано в Верховный суд США лишь в том случае, если оно затрагивает федеральные интересы.
Судьи в штатах либо назначаются (губернатором или органами местного самоуправления), либо избираются (населением или законодательным собранием), однако в любом случае обеспечивается подбор судебных работников, благонадежных с точки зрения местных властей и правящей в штате партии.
Прокуратура в США, как и в любой другой капиталистической стране, призвана охранять буржуазный правопорядок, обеспечивать карательную политику в интересах господствующего класса. Органы прокуратуры в США, как никакой иной орган юстиции, самым откровенным образом связаны с политическими заправилами и выступают в качестве их послушного орудия.
Весьма нередки случаи, когда американские прокуроры вступают в постыдную связь с преступным миром, всячески покровительствуя гангстерам и рэкетирам. Прокуратура снискала себе позорную славу органа, закрывающего глаза на ничем не прикрытую противозаконную, террористическую деятельность ку-клукс-клановцев, неофашистов и расистов и в то же время ревностно преследующего прогрессивные организации, борцов за мир, расовое равноправие и демократию. Основной функциональной обязанностью прокуратуры является возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и поддержание обвинения в суде.
Организационно прокуратура в США делится на федеральную прокуратуру и прокуратуру штатов, в оперативном отношении не связанных между собой.
Федеральная прокуратура призвана вести борьбу с нарушениями, преследуемыми федеральными законами. В ее состав входят окружные атторнеи (один на 2—3 штата) и генерал-атторней.
Окружные атторнеи назначаются на четыре года президентом США по совету и с согласия сената. Они являются представителями генерал-атторнея на территориях, составляющих их округ. Окружные атторнеи вместе со своими помощниками наряду с иными прокурорскими функциями ведут дела в местных федеральных судебных органах.
Генерал-атторней возглавляет федеральную прокуратуру. Он назначается на должность в том же порядке и на тот же срок, что и окружные атторнеи. Генерал-атторней лично или через своих помощников поддерживает от имени правительства США государственное обвинение и выполняет другие функции в Верховном суде США. Генерал-атторней выполняет обязанности юридического советника правительства, дает юридические заключения во всех тех случаях, когда это необходимо президенту или конгрессу. Свои заключения он дает и при решении вопросов о помиловании. Широту власти генерал-атторнея характеризует также то, что одновременно с выполнением прокурорских полномочий он возглавляет департамент (министерство) юстиции США, в задачу которого входят организационно-административное обеспечение разносторонних функций, возложенных на федеральную атторнейскую службу, надзор за Местами заключения (бюро тюрем), уголовный розыск и расследование преступлений (ФБР — Федеральное бюро расследований). Хотя департамент юстиции не выполняет функций судебного управления, передав их в 1939 г. административному оффису судов, однако тот факт, что департамент по-прежнему занимается изучением судебных кадров и контролирует отчетность судов, в том числе по финансовым вопросам, позволяет прокурорам оказывать желательное для них воздействие на судей и на принимаемые ими решения.
Органы прокуратуры штатов. Сопоставление систем органов прокуратуры каждого из штатов свидетельствует о существенных между ними различиях как в отношении структуры, так и с точки зрения наименований отдельных должностей и звеньев прокуратуры. Хотя обязанности прокуроров в основном совпадают (возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах), однако в некоторых штатах на них возлагается, кроме того, контроль за охраной лесов и состоянием дорог, административный надзор и некоторые другие функции.
Прокуратура в штатах строится обычно следующим образом. Местные атторнеи (графств, городов, сельских районов), как правило, пользуются полной самостоятельностью и вышестоящему прокурору не подчинены. Во главе прокуратуры штата стоит генерал-атторней, имеющий несколько помощников.
Прокуроры штатов назначаются или избираются на определенный срок (от 2 до 8 лет) населением либо органами власти или управления.
Адвокатура в США состоит из адвокатов (в 1970 г. их насчитывалось в стране 300 тысяч), часть которых занята ведением судебных дел, а остальные работают юридическими советниками и консультантами в государственных учреждениях, в крупнейших частных фирмах и концернах. Наиболее преуспевающие адвокаты содержат юридические конторы. Организационно адвокаты объединяются в ассоциации адвокатов, создаваемые в каждом штате. Ассоциации штатов образуют на федеральных началах Американскую ассоциацию адвокатов. Среди представителей адвокатуры США, как я любой другой буржуазной страны, встречаются прогрессивно настроенные юристы, которые ведут самоотверженную борьбу за идеалы мира и прогресса. Однако в целом американская адвокатура является верной служанкой монополистического капитала. В основе деятельности американских адвокатов лежат беспринципный карьеризм и погоня за крупными гонорарами. Ради этой цели они идут на все, не останавливаясь даже перед прямым служением интересам преступного мира.
Продолжение ...
|