Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Римские граждане
И. С. Перетерский. "Всеобщая история государства и права. Древний Рим"
Юридическое изд-во НКЮ СССР, М., 1945 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
40. Основные категории населения. Рим являлся рабовладельческим государством. Поэтому основным, даже с точки зрения римских юристов, делением людей является деление их на свободных и рабов. Свободные люди, в свою очередь, делились на римских граждан и на свободных, не являвшихся римскими гражданами. В последнюю категорию входили как сохранившие свободу жители завоеванных Римом областей, так и находившиеся под покровительством Рима иностранцы. Наконец, в последний период римского государства появляется новая категория несвободного населения — колоны. Каждая из этих категорий требует отдельного рассмотрения.
41. Римские граждане. Общая характеристика. Всей полнотой прав в области участия в народном собрании, занятия должностей, участия в войске, обращения к суду, обладания собственностью на основании римского права, установления брачных и семейных отношений и заключения сделок по римскому праву,— пользуются лишь римские граждане — dives romani.
Римское гражданство приобретается: а) рождением от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоявшей в браке, б) освобождением римским гражданином своего раба, в) усыновлением римским гражданином чужеземца, г) предоставлением римского гражданства целым общинам или отдельным лицам (последний способ — главным образом в период империи).
Римское гражданство утрачивается: а) если римский гражданин будет обращен в рабство (в частности — попадает в плен), б) если римский гражданин присуждается к тяжкому уголовному наказанию (связанному с изгнанием и воспрещением ему давать «воду и огонь»). В период империи потерю гражданства влекли за собой высылка и присуждение к бессрочным каторжным работам.
Римские граждане делились на: а) свободнорожденных (ingenui буквально «состоящих в роде» — in genii), б) отпущенных из рабства.
42. Нобилитет, iordo senatorius и ordo equester. После приобретения плебеями права занимать государственные должности стали выделяться, во второй половине республики, группы богачей (происходивших как из патрициев, так и из плебеев), являвшихся верхушкой класса рабовладельцев. Эти группы иногда называются сословиями.
а) В —IV ст. стало образовываться «благородное сословие» или «нобили» (nobilitas), включавшее в свой состав крупных землевладельцев (как прежних патрициев, так и богатых плебеев). За отдельными исключениями, из этого сословия выбирались магистраты, и, следовательно, комплектовался сенат. Тем самым нобилитет захватил в свои руки управление государством и назывался иногда «сенаторским сословием» (ordo senatorius). «Благородные» имели некоторые почетные права, например, право носить золотое кольцо, «право» выставлять на похоронах изображения предков и т. п. Для сенаторского сословия был впоследствии установлен имущественный ценз в миллион сестерций.
б) С —II ст. образовывается «всадническое сословие» (ordo equester). В него зачислялись граждане, обладавшие имуществом не менее как на 400.000 сестерций. Основой этого сословия являются ростовщики, торговцы, откупщики провинций и т. п. «В древнем Риме, начиная с последних лет республики, когда мануфактура стояла значительно ниже среднего уровня ее развития в античном мире, купеческий капитал, денежноторговый капитал и ростовщический капитал достиг высшего пункта развития — в пределах своих античных форм» (Маркс, Капитал, III, изд. 1932 г., 426). Всадники получили, наряду с сенаторским сословием, право участия в судебных комициях и имели ряд почетных прав, например, право носить золотое кольцо, особые места в театре и т. п.
Сенаторское и всадническое сословия являлись верхушкой класса рабовладельцев и противопоставляли себя всей остальной массе свободных. Закрепленные за этими сословиями права не дают представления о тех фактических привилегиях, которыми пользовались члены этих сословий в управлении государством. Но следует иметь в виду, что нобилитет и всадники, землевладельцы и ростовщики, осуществляя различные методы эксплоатации крестьянства и провинций, часто враждовали, и в очень острой форме, по важнейшим политическим вопросам, кроме, конечно, необходимости сохранения рабовладельческого строя.
43. Распространение права римского гражданства. В первые века существования Рима римское гражданство являлось привилегией коренных жителей Рима и чрезвычайно скупо предоставлялось чужакам. С римским гражданством связывался ряд преимуществ как в области участия в управлении государством, так и в области экономической (право пользования государственной землей, освобождение от налогов и т. п.).
Но по мере расширения римского государства, развития обмена и нивеллировки юридического положения всех частей империи сглаживаются фактически черты различия между гражданами и свободными негражданами, прежде всего в области имущественного оборота. «У греков и римлян неравенства людей играли гораздо большую роль, чем какое бы то ни было равенство... Во время римской империи все эти различия постепенно исчезли, за исключением различия между свободными и рабами; вместе с этим возникло, по крайней мере для свободных, то равенство частных лиц, на основе которого развилось римское право, наиболее совершенная, насколько мы знаем, форма права, покоящегося на частной собственности» (Маркс и Энгельс, XIV, 103—104).
С другой стороны, постоянные войны заставляли принимать меры к поддержанию и усилению римской армии, комплектуемой в период республики и принципата лишь из граждан. Еще в конце республики появляется новая категория — «римские граждане без права голосования» (cives sine suf fragio) — такое положение заняли жители некоторых завоеванных италийских общин.
В особенности ярко тенденция к расширению круга римских граждан выявилась в период империи. В 212 г. было издано императором Каракаллой постановление (constitutio Antoniniana), предоставившее права римского гражданства всему населению империи. В этом постановлении видно стремление укрепить положение империи. Но, по существу, постановление Каракаллы является одним из проявлений процесса, который характеризуется Энгельсом так: «По всем странам бассейна Средиземного моря в течение столетий проходил нивеллирующий наструг римского владычества... Исчезли все национальные различия, уже не существовало более галлов, иберов, лигуров, нориков,— все они превратились в римлян. Римское управление и римское право повсеместно разрушили древние родовые союзы, а вместе с ними и последние остатки местной и национальной самодеятельности. Новоиспеченное римское гражданство ничего не предлагало взамен; оно не выражало никакой национальности, а было лишь выражением отсутствия национальности» (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 124).
44. Образование сословий в период домината. В последний период жизни римского государства, являющийся завершающим звеном разложения рабовладельческого способа производства развивается сословная организация общества. Противопоставляются высшие сословия (honesiiores) и низшие сословия (humiliores). Появляется сословная правоспособность: лица, принадлежащие к низшим сословиям, были прикреплены к своим профессиям и не могли избирать других профессий. Сословность проявляется и в уголовном праве в виде повышенной ответственности членов низших сословий за ряд преступлений.
Появляются два высших сословия: а) сенаторское сословие — «светлейшие» (clarissimi) — крупные землевладельцы, по преимуществу занимающие высшие государственные должности; б) служилое сословие — наследственная бюрократия, занимающая второстепенные должности в государственном управлении (officiates).
Этой верхушке противопоставляются низшие сословия: а) провинциальная знать, в частности землевладельцы — decuriones или curiales, б) плебеи, делящиеся в свою очередь на мелких землевладельцев, купцов, ремесленников и крестьян.
Принадлежность к этим сословиям является принудительной и наследственной; с принадлежностью к определенному сословию связываются обязательные повинности и налоги. В силу этого члены низших сословий прикрепляются к месту своего жительства и рассматриваются, прежде всего, как «объекты» обложения.
Невыносимые налоги и поставки заставляют многих лиц, принадлежащих к городскому и сельскому населению (кроме, конечно, богачей), бежать с тех мест, где они жили, закрепощаться крупным землевладельцам, бросать свое имущество. «В последние годы римской империи провинциальные декурионы — не крестьяне, а земельные собственники — бросали свои дома, покидали свои земли, даже продавали себя в рабство, только бы избавиться от собственности, которая стала лишь официальным предлогом для беспощадного и безжалостного вымогательства» (Маркс и Энгельс, XXVII, 685).
Городские ремесленники объединяются в принудительные наследственные корпорации. Корпорации обязаны под круговой порукой выполнять тяжелые повинности в пользу государства. И, конечно, на этой почве росло недовольство существующими порядками.
Продолжение ...
|