Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Семья
И. С. Перетерский. "Всеобщая история государства и права. Древний Рим"
Юридическое изд-во НКЮ СССР, М., 1945 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
92. Familia. В наиболее древний период, о котором до нас дошли сведения, в Риме существовала уже промежуточная форма патриархальной семьи. Но эта семья — familia — не означала только родителей и детей: римская familia являлась более обширным союзом, и к ней относились все находившиеся под властью мужчины — главы семьи — paterfamilias. «Существенными является включение в состав семьи несвободных и отцовская власть; поэтому законченным типом этой формы семьи служит римская семья» (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 41).
Власть paterfamilias в принципе неограниченна в отношении всех входящих в состав семьи. Его права идут вплоть до убийства — potestas vitae necisque (Маркс «Энгельс, XVI, ч. I, 41).
И государство не только нe вмешивается во внутренне-семейные отношения, но гарантирует господство paterfamilias. Власть paterfamilias неограниченна и во времени: она прекращается лишь с его смертью. Но в древнейший период мы еще не можем видеть частной собственности главы семьи на все семейное имущество; здесь были еще черты семейной собственности (даже в § 3 J. 3. I говорится, что по смерти родителя как бы продолжается собственность).
Familia состоит из: а) жены, б) детей с их потомством, в) свободных людей, взятых в кабалу (неоплатные должники, купленные у бедняков их дети), т. н. personae in mamcipio, г) рабов. Все они состоят под пожизненной властью домовладыки. Но если со смертью paterfamilias сыновья становились свободными, если кабальный мог (хотя бы и в редких случаях) выкупиться или отработать свой долг, то рабы и после смерти paterfamilias остаются в рабском состоянии и переходят в качестве наследства к детям.
Под влиянием развития рабовладения и усиления роли труда рабов распадается и древняя римская семья. Но этот процесс падает уже на вторую половину республиканского периода (128).
93. Брак. Римляне называли «правильным браком» (iustum matrimonium или iustae nuptiae) не всякий союз мужчины и женщины, но лишь такой, который удовлетворял указанным правом условиям; лишь в этом случае рожденные от брака дети являлись римскими гражданами.
Если брак заключается между лицами, подвластными главам их семей (а таков был обычный случай), то необходимым условием является соглашение между двумя paterfamilias; личное согласие вступающих в брак начало получать юридическое значение лишь в следующий период. Повидимому, заключению брака предшествовало предварительное соглашение глав семей о приданом или о выкупе; это предварительное соглашение облекалось в форму договора (sponsio), и неисполнение его влекло имущественные санкции.
Дальнейшими условиями заключения iustum matrimonium являлись:
а) наличие у каждого из брачующихся права заключать брак, признаваемый римским правом (ius conubii). Этим правом пользовались лишь римские граждане и иногда latini veteres. Перегрины пользовались ius conubii лишь в силу особого предоставления им этого права. Первоначально плебеи не могли вступать в браки с патрициями. Но в —445 г. плебеи добились отмены этого ограничения.
б) Достижение определенного возраста. Первоначально отец должен был удостоверить, что его сын или дочь достигли половой зрелости. Но довольно рано для девушек был установлен общий возраст в 12 л., установление же определенного брачного возраста для юношей (14 л.) было произведено лишь впоследствии.
в) Отсутствие родства
Особенность положения подвластных лиц (в частности сыновей) в Риме заключилась в том, что лишение сына правоспособности в семье не отражалось на его политической правоспособности. Сын мог входить в состав войска, участвовать в народном собрании и тем не менее в пределах семьи был подчинен своему отцу.
97. Усыновление, т. е. включение в семью в качестве подвластного, на положении сына, человека, не принадлежащего к данной семье. Различаются два случая усыновления:
а) усыновление лица, входящего в другую семью (adoptio); это совершалось путем символической продажи подвластного главой той семьи, к которой он принадлежал, главе той семьи, в которую он входил. Если покупался чужой сын, то для прекращения прежней отцовской власти нужно было трижды совершить акт отчуждения;
б) усыновление самостоятельного человека, в частности paterfamilias (adrogayo). Такое усыновление происходило при участии жрецов (вероятно, исследовавших дело) и производилось постановлением народного собрания (куриатной комиции); народ должен был дать свою санкцию на обращение самостоятельного paterfamilias в подвластное лицо.
Усыновление могло касаться и чужаков, т. е. лиц, не входящих в состав римского народа (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 101).
Возможность такого усыновления видна из того, что если даже раб мог быть отпущен на свободу и получить права римского гражданина, то тем более чужестранец мог быть поставлен в зависимое положение от римского paterfamilias.
Усыновленный входит в состав семъи усыновителя и занимает такое же положение, как другие дети.
98. Опека. Лицо, не имеющее paterfamilias, не во всех случаях является самостоятельным. Иногда оно отдается под надзор опекуна, который защищает его личность, управляет его имуществом, в интересах его и его наследников.
В частности, опека учреждалась: а) над женщинами по прекращении брака, б) над малолетними, отец которых умер или исчез. Кроме того, назначался попечитель над душевнобольными.
Paterfamilias мог указать в своем завещании, кого он назначает опекуном. Если нет завещания, то опекуном назначался обычно ближайший наследник опекаемого — член той же семьи или того же рода.
Продолжение ...
Заявка на бесплатную консультацию
Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.
Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84
|