Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Прием на работу и увольнение с работы несовершеннолетних трудящихся
"Юридический справочник для населения"
Под ред. В. Ф. Чигира, А. М. Хвостова
Изд-во «Беларусь», Минск, 1978 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Законодательством о труде установлена минимальная возрастная граница поступления на работу— 16 лет. И только в исключительных случаях могут быть приняты на работу лица, достигшие 15 лет (ст. 173 КЗоТ БССР). Лица моложе указанного возраста не могут быть приняты на работу в качестве рабочих и служащих и на производственное обучение.
Трудовое совершеннолетие определено в законе с учетом наступления физической и умственной зрелости подрастающего поколения, установленного обязательного уровня общеобразовательной подготовки, а также в целях охраны здоровья и создания благоприятных условий для всестороннего развития молодежи.
Прием на работу подростков зависит от их возраста. Особые правила установлены ст. 173 КЗоТ БССР для приема на работу лиц в возрасте от 15 до 16 лет. Помимо соглашения сторон необходимо согласование этого вопроса с ФЗМК профсоюза. Цель такого согласования — выяснить необходимость и целесообразность трудоустройства подростка, предупредить поступление его на работу, противопоказанную по состоянию здоровья и противоречащую другим интересам подростка, определить меры по созданию ему наиболее благоприятных условий для трудовой деятельности и всестороннего развития.
Принимая участие в решении вопроса о приеме на работу, ФЗМК выясняет причины, по которым подросток прервал обучение, характер его будущей работы, ее соответствие состоянию здоровья, трудовой рекомендации врачей, способностям, знаниям и личным интересам подростка; целесообразные для данного лица формы производственного обучения и общеобразовательной подготовки и т. д.
С учетом всех этих обстоятельств ФЗМК может санкционировать прием подростка на работу или отказать в приеме. Такой отказ не исключает возможности приема подростка на другое предприятие.
Поступая на работу или на производственное обучение, молодые рабочие и служащие заключают с предприятием (учреждением, организацией) трудовой договор или договор об обучении (ученический). Условия трудового договора должны строго соответствовать законодательству. Если какое-либо условие противоречит установленным правилам (например, ухудшает положение рабочих и служащих по сравнению с законодательством), оно на основании ст. 5 КЗоТ БССР признается недействительным. Если несовершеннолетние поступают на временную работу (на срок не более 2 или 4 месяцев), нужно иметь в виду, что за отдельными исключениями на временных работников распространяются многие нормы трудового законодательства (о продолжительности рабочего времени, оплате труда и др.). При заключении трудового договора с целью проверки соответствия рабочего или служащего поручаемой работе на основании ст. 21 КЗоТ БССР может быть установлено испытание. Причем условие об испытании должно быть указано в приказе или распоряжении о приеме на работу.
Одной из существенных гарантий трудоустройства молодых рабочих и служащих является запрещение устанавливать испытание при приеме на работу юношей и девушек, не достигших 18 лет, молодых рабочих, приступивших к работе по окончании профессионально-технических учебных заведений, и молодых специалистов, направленных на работу по окончании высших и средних специальных учебных заведений.
Принимая молодых рабочих и служащих, администрация совместно с ФЗМК берет на себя обязанности по созданию благоприятных условий для их трудовой деятельности, совмещению ее с учебой, обеспечению безопасности труда, осуществлению мероприятий по профессиональной подготовке, по культурно-бытовому обслуживанию, спортивно-оздоровительной работе и т. д.
Руководители цехов и производственных участков обязаны детально ознакомить вновь поступающих молодых рабочих с правилами внутреннего трудового распорядка, провести с ними инструктаж по технике безопасности и обеспечить соблюдение других норм по охране труда.
Постановлением Президиума ВЦСПС и бюро ЦК ВЛКСМ от 24 ноября 1965 г. рекомендуется направлять молодежь на работу, как правило, в коллективы передовых цехов и бригад, помогать молодежи в выборе и овладении профессией, уделять особое внимание ее идейно-политическому воспитанию.
Законодательство о труде содержит также дополнительные гарантии по обеспечению устойчивости трудовых отношений молодых рабочих и служащих с предприятиями. Правила расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию одинаковы для взрослых трудящихся и для подростков. Однако порядок увольнения с работы несовершеннолетних по собственному желанию имеет существенную особенность, заключающуюся в том, что Положениями о комиссиях по делам несовершеннолетних предусмотрена обязанность администрации при подаче подростком заявления об освобождении от работы сообщать об этом в комиссию с тем, чтобы она в установленный законом срок могла разобраться в действительных причинах увольнения и принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе либо к его трудоустройству на другом предприятии.
Особые правила установлены для увольнения с работы молодых рабочих (выпускников ПТУ), молодых специалистов (выпускников техникумов и вузов), для которых установлены сроки обязательной отработки, и других молодых рабочих и служащих, заключивших срочный трудовой договор.
В период срока отработки или срока действия договора эти категории трудящихся имеют право требовать прекращения трудового правоотношения лишь в отдельных случаях, определенных законом.
К причинам, по которым может быть досрочно расторгнут с ними договор по их требованию, относятся: болезнь или инвалидность, препятствующие выполнению работы, нарушение администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора и другие уважительные причины (ст. 32 КЗоТ БССР). К последним следует отнести такие причины, которые признаны уважительными в законодательстве, как поступление на учебу (к примеру, молодого рабочего — в техникум системы профтехобразования), перевод мужа или жены в другую местность, перевод по месту жительства родителей в связи с достижением ими престарелого возраста или инвалидности, изменение места жительства беременной женщиной или матерью, имеющей ребенка в возрасте до 1 года, избрание на выборную работу в партийные, комсомольские, профсоюзные организации.
При наличии указанных причин администрация обязана удовлетворить требование работника о досрочном расторжении трудового договора, а если она этого не делает, то спор рассматривается на общих основаниях комиссиями по трудовым спорам, ФЗМК профсоюза и судами.
При увольнении по собственному желанию по уважительной причине молодых специалистов согласие на расторжение трудового договора с выпускником высшего или среднего специального учебного заведения должно дать министерство, которому подчиняется предприятие, откуда увольняется молодой специалист.
Дополнительными гарантиями, обеспечивающими охрану прав несовершеннолетних трудящихся при увольнении их с работы по инициативе администрации и стабильность заключенных с ними трудовых договоров, являются расширение круга органов, рассматривающих вопрос об увольнении, ограничение применения оснований увольнения и обязательное трудоустройство подростков независимо от причин увольнения.
С принятием Основ законодательства о труде и республиканских Кодексов о труде в нормативном порядке предусмотрено ограничение в применении некоторых оснований увольнения подростков по требованию администрации. В соответствии со ст. 185 КЗоТ БССР увольнение несовершеннолетних по таким основаниям, как ликвидация предприятия, сокращение численности или штата работников (п. 1 ст. 33 КЗоТ), обнаружившееся несоответствие рабочего или служащего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы (п. 2 ст. 33 КЗоТ), и восстановление на работе рабочего или служащего, ранее выполнявшего эту работу (п. 6 ст. 33 КЗоТ), допускается только в исключительных случаях.
Поскольку одной из важнейших обязанностей администрации и общественных организаций предприятий является создание подросткам необходимых условий для приобретения знаний, опыта и навыков по профессии и закрепление их на работе, подростки, как правило, не подлежат увольнению при сокращении численности или штата работников.
В случае же увольнения по этому основанию суды должны проверить, не скрывается ли за таким увольнением желание администрации избавиться от работника, которому она обязана предоставлять дополнительные льготы и создавать условия для совмещения работы с обучением.
Не должна служить основанием для увольнения несовершеннолетних по п. 2 ст. 33 КЗоТ БССР недостаточная квалификация, так как чаще всего она обусловлена отсутствием опыта и навыков в связи с непродолжительным трудовым стажем работы.
Увольнение с работы лиц, не достигших 18 лет, за систематическое нарушение трудовой дисциплины, за прогулы (в том числе появление на работе в нетрезвом состоянии) не имеет каких-либо особенностей. Вместе с тем суды обычно при определении правильности и целесообразности увольнения в таких случаях выясняют и учитывают ряд обстоятельств: причину, вызвавшую проступок, обстоятельства, при которых он был совершен, условия труда и быта уволенного, тяжесть проступка, предшествующее поведение работника и возможность воздействия на него воспитательных мер.
Особые правила увольнения по инициативе администрации установлены также для призывников в ряды Советской Армии и Флота. В год призыва они не могут быть уволены администрацией с работы (кроме лиц, систематически нарушающих трудовую дисциплину). Дополнительной гарантией охраны прав несовершеннолетних является также установленный законодательством особый порядок расторжения с ними договора по инициативе администрации. Он заключается в том, что помимо соблюдения общего порядка увольнения (согласование увольнения с ФЗМК) они могут быть уволены только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. Увольнение подростков без согласования хотя бы с одним из этих органов является явным нарушением закона, и уволенный работник в таких случаях подлежит восстановлению на работе.
С учетом возрастающей роли комсомола в хозяйственном, культурном и государственном строительстве ЦК КПСС рекомендовал комсомольским организациям наряду с партийными, профсоюзными организациями и хозяйственными руководителями проявлять больше заботы о профессиональной подготовке юношей и девушек, об их производственном росте, о создании необходимых условий для творческого, высокопроизводительного труда.
Одной из форм такой работы является закрепленное в законодательном порядке (ст. 186 КЗоТ БССР) участие комсомольских организаций в рассмотрении вопросов труда и быта молодежи, в том числе и вопросов увольнения с работы. Это право комсомольских организаций на практике обычно реализуется посредством избрания представителя комитета ВЛКСМ в состав ФЗМК или путем обязательного приглашения представителя комсомольской организации на заседание профсоюзного комитета для рассмотрения соответствующих вопросов.
Установленное законодательством требование о трудоустройстве (переводе работника с его согласия на другую работу на том же или на другом предприятии) несовершеннолетних, подлежащих в исключительных случаях увольнению по пп. 1, 2, 6 ст. 33 КЗоТ БССР, также направлено на защиту прав и интересов этой категории трудящихся.
Если в указанных случаях меры по трудоустройству не принимались, увольнение считается незаконным, а уволенный работник подлежит восстановлению на прежнем месте работы.
Особый порядок увольнения с работы по инициативе администрации, направленный на закрепление молодежи на производстве, способствующий приобретению ею необходимых навыков в работе и повышению своей квалификации, установлен для молодых рабочих и молодых специалистов, окончивших соответствующие учебные заведения.
На молодых рабочих — выпускников ПТУ не распространяются общие нормы трудового законодательства об увольнении по сокращению штатов, в случае обнаружившегося несоответствия выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, за систематическое нарушение трудовой дисциплины и за прогул. Молодой рабочий — выпускник училища может быть уволен администрацией (при наличии согласия ФЗМК) лишь в случае его болезни или инвалидности, препятствующих дальнейшему продолжению работы.
Указанное ограничение обусловлено необходимостью использовать молодых рабочих по специальности, полученной в училище, и целесообразностью применения в отношении их широкого комплекса мер идейно-воспитательного характера.
Увольнение молодых специалистов по требованию администрации может быть произведено с учетом перечня общих оснований, установленных для всех рабочих и служащих. В отношении этой категории трудящейся молодежи каких-либо изъятий из общего перечня оснований законодательством не предусмотрено.
Следует все же иметь в виду, что, когда речь идет об увольнении молодых специалистов вследствие обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе (п. 2 ст. 33 КЗоТ), такое несоответствие может быть обусловлено лишь состоянием здоровья работника, а не отсутствием необходимого опыта и навыков в работе (должной квалификации), поскольку администрация должна создавать выпускникам высших и средних саециальных учебных заведений такие условия труда, которые способствовали бы совершенствованию их знаний, мастерства и опыта в работе, повышению ими своей производственной квалификации.
Основная же особенность расторжения трудового договора с молодыми специалистами заключается в необходимости для их увольнения двойной санкции: ФЗхМК профсоюза и соответствующего министерства (ведомства) или исполкома Совета народных депутатов (в зависимости от подчиненности предприятия).
Установление такого порядка увольнения этой категории трудящихся также служит дополнительной гарантией стабильности их трудовых правоотношений с предприятием и способствует созданию им необходимых условий труда.
Продолжение ...
|