Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Ответственность за отдельные виды правонарушений
"Юридический справочник для населения"
Под ред. В. Ф. Чигира, А. М. Хвостова
Изд-во «Беларусь», Минск, 1978 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Наиболее распространенными являются нарушения общественного порядка. Под административно-правовой охраной общественного порядка понимается установление органами государственной власти и управления правил (норм), регулирующих систему общественных отношений, складывающихся в общественных местах. Ими обеспечиваются безопасность и покой граждан, их честь и достоинство, личные и имущественные права, сохранность социалистического имущества, а также нормальная деятельность учреждений, предприятий и их должностных лиц.
Одним из средств, обеспечивающих общественный порядок, является установление административной ответственности за мелкое хулиганство — наиболее распространенное нарушение общественного порядка. Социалистическое государство с первых дней своего существования ведет беспощадную борьбу с хулиганством.
Мелкое хулиганство в законодательстве определяется как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.
Нецензурная брань — это неоднократное произношение нецензурных слов, злостное сквернословие, ругательство непристойными словами в общественных местах. Семья является маленькой ячейкой человеческого коллектива, а квартира в таких случаях—общественным местом. Поэтому нецензурная брань в семье, при родственниках, своих детях может квалифицироваться как мелкое хулиганство.
Под оскорбительным приставанием к гражданам понимаются такие действия граждан, которые выражаются в навязчивости (назойливости) и надоедливости, если ими стесняется чья-либо воля, нарушается спокойствие других лиц или унижается их честь и достоинство. Таяие действия всегда являются активными, например назойливое дерганье за одежду, за волосы, насильственное держание за руки, срыв головного убора, преграждение дороги, умышленное пускание дыма в лицо, навязчивое преследование, ограничивающее свободу поведения и унижающее достоинство.
Иными подобными действиями, квалифицируемыми как мелкое хулиганство, могут быть самые различные поступки, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан и выражающие явное неуважение к ним (обществу), например сквернословие по телефону, в письме; неприличные телодвижения; распевание непристойных песен, изображение неприличных надписей и рисунков на стенах, дверях, заборах; загрязнение из хулиганских побуждений мест общественного пользования; разбитие стеклопосуды в общественных местах; скандалы в семье, дебоши в коммунальной квартире; повреждение из хулиганских побуждений государственного, общественного или личного имущества (вырезание фамилий, имен на деревьях, скамейках, на сиденьях общественного транспорта и т. п.); появление в общественных местах в неприличном виде; отправление естественных надобностей вне мест, для этого отведенных; беспричинное создание паники в общественных местах; насильственное вторжение в общественное место вопреки запрещению лица, призванного следить за порядком; грубое нарушение очередей в магазинах, столовых, у касс, сопровождающееся оскорблением других граждан или проявлением явного неуважения к ним; умышленная, из озорства, быстрая езда на мотоциклах, автомобилях по лужам в общественных местах, без глушителей в ночное время; обманный вызов скорой помощи, врача, сотрудника милиции, пожарных; срывание сатирических листков, плакатов, газет; выбрасывание из квартир через окна, балконы твердых или пачкающих предметов в прохожих людей и т. п.
Однако не всегда совершение указанных действий образует мелкое хулиганство. Для наличия мелкого хулиганства необходимо, чтобы были совершены конкретные волевые действия, но не бездействия, которыми нарушались бы общественный порядок, спокойствие граждан и выражалось явное неуважение к обществу.
Общественный порядок предполагает определенные взаимоотношения людей, их поведение в обществе, действия и поступки. Но не все из них образуют общественный порядок, а лишь те, которые складываются преимущественно в общественных местах и характеризуются соблюдением общественной нравственности. Значит в первую очередь речь идет о соблюдении гражданами таких общепринятых правил общежития, как поддержание обстановки спокойствия, правил поведения на улицах, в парках, зрелищных учреждениях и других местах, где есть или могут быть люди, уважение чести и достоинства граждан.
Общественным местом может стать при определенных обстоятельствах и в определенное время любое место (квартира или нежилое помещение, лесная поляна или луг). Главное в этом — наличие окружающих, признак публичности, мотив совершаемых действий. Публичное восприятие может быть в момент совершения хулиганских действий или в момент их обнаружения. Между тем хулиганские действия могут совершаться и тайно, например ночные безадресные телефонные звонки, отправление естественных надобностей не в отведенных местах, уничтожение (повреждение) государственного или общественного имущества, нецензурные надписи на заборах, домах.
Явное неуважение к обществу выражается в пренебрежении к общепринятым правилам, нормам коммунистической морали, унижении человеческого достоинства, чести личности, противопоставлении своей личности коллективу, окружающим. Следует заметить, что действия граждан, грубо нарушающие общественный порядок, а также сопровождаемые побоями, причинением телесных повреждений, физических страданий, образуют уголовно наказуемое деяние, т. е. преступление.
На основании действующего законодательства к лицам, совершившим мелкое хулиганство, может быть применено одно из следующих административных взысканий:
предупреждение;
штраф от 10 до 50 руб.;
административный арест до 15 суток;
исправительные работы от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка.
Лица, совершившие мелкое хулиганство, задерживаются добровольными народными дружинниками или работниками милиции и содержатся под стражей до рассмотрения материалов, составленных об административном проступке. Постановление народного судьи или начальника органа милиции о применении меры административного воздействия является окончательным, т. е. оно не может быть обжаловано и рассматриваться повторно, и приводится в исполнение немедленно.
Нарушитель, подвергнутый штрафу, обязан уплатить его в течение 3 дней со дня привлечения к ответственности. В случае неуплаты в добровольном порядке в течение этого срока штраф подлежит взысканию с нарушителя в бесспорном порядке по месту его работы, учебы или с пенсии.
Лица, на которых наложено административное взыскание в виде ареста, содержатся под стражей. Перед водворением в камеру арестованные подвергаются личному обыску.
При отбывании наказания не разрешается курить, запрещается переписка, получение передач и посылок, а также покупка продуктов питания. Арестованные используются без оплаты труда на работе по уборке улиц, дворов, мест общественного пользования и на других физических работах. Питание арестованных осуществляется по нормам, установленным для осужденных, содержащихся на общем режиме в тюрьмах. За время нахождения под арестом не выплачивается заработная плата по месту постоянной работы, взыскивается стоимость питания и содержания. Постельные принадлежности арестованным не выдаются. При необходимости арестованные фотографируются и у них снимаются отпечатки пальцев. Горячая пища выдается через день. В день лишения горячей пищи им выдается только хлеб по норме, соль и кипяток. В тех случаях, когда арестованные уклоняются от отбывания ареста (например, самовольно уходят с места работы, осуществляют побег из места отбывания наказания, отказываются от работы) или злостно нарушают установленный режим, срок пребывания под стражей может быть продлен до 30 суток.
Начальнику органа милиции и народному судье предоставлено право вместо привлечения к административной ответственности направлять материал в общественную организацию, коллектив трудящихся или товарищеский суд для применения к нарушителю мер общественного воздействия. О мерах, принятых последними, должно быть в 10-дневный срок сообщено органу, от которого поступил материал. Во всех случаях применения административного взыскания должно быть доведено до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя.
Лиц, совершивших мелкое хулиганство, наряду с привлечением к административной ответственности или применением мер общественного воздействия, администрация предприятия, учреждения, организации по согласованию с ФЗМК профсоюза может только лишить полностью или частично премий на производстве, а также льготных путевок в дома отдыха и санатории, перенести очередность на получение жилплощади. Применение мер дисциплинарного воздействия является неправомерным.
За мелкое хулиганство могут быть привлечены к административной ответственности лица, которым до совершения проступка исполнилось 16 лет. При отсутствии самостоятельного заработка у совершивших мелкое хулиганство в возрасте от 16 до 18 лет штраф или стоимость содержания и питадаш за время нахождения под арестом взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих. За совершение мелкого хулиганства подростками в возрасте от 14 до 16 лет могут подвергаться штрафу от 10 до 30 руб. родители подростков или лица, их заменяющие. К несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить за мелкое хулиганство и иные меры воздействия. Административный арест к лицам в таком возрасте не применяется.
Граждане могут быть привлечены к административной ответственности за совершение действий, нарушающих общественный порядок, но не сопряженных с явным неуважением к обществу,— громкое пение песен, крик, шум, свист, езда на автомобилях (мотоциклах) ночью без глушителей, игра на музыкальных инструментах, громкое включение магнитофонов и других аппаратов на улицах, во дворах, подъездах, на лестничных клетках многоквартирных домов, общежитий, в коммунальных квартирах и городском общественном транспорте, если эти действия нарушают покой граждан, а также азартные игры (на деньги или иные материальные ценности), гаданье на рынках, улицах, во дворах, подъездах и на лестничных клетках домов, в парках, скверах, на площадях и в других общественных местах, выбрасывание предметов на спортивные площадки и беговые дорожки, торговля с рук на улицах, площадях, во дворах и других общественных местах. Указанные вопросы регулируются местными Советами. Поэтому в каждой области (районе) по-своему могут быть сформулированы правила общественного порядка, установлено время ограничения шума и т. д.
Для наступления ответственности за нарушение решений местных Советов об охране общественного порядка необходимо, чтобы был нарушен общественный порядок и действия, правило, носили неоднократный, систематический характер. Главным признаком, создающим основание для привлечения к ответственности, является нарушение общественного порядка.
«Систематичность» — это дополнительный признак, которого в зависимости от времени, места, характера проступка может и не быть.
Простое нарушение общественного порядка следует отличать от мелкого хулиганства, которое сопряжено не только с нарушением общественного порядка, но и с явным неуважением к обществу. Нарушение общественного порядка, квалифицируемого на основании решений местных Советов, не сопряжено с явным неуважением к обществу, т. е. здесь отсутствуют низменные побуждения.
За нарушение общественного порядка на основании решений местных Советов виновные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 руб. Органами, полномочными рассматривать такие дела, являются административные комиссии и сельские, поселковые Советы народных депутатов или их исполнительные комитеты.
Продолжение ...
|