Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Общая характеристика автотранспортных преступлений
Алексеев В. Б., Ароцкер Л. Е. и др. "Настольная книга судьи"
(рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции)
Изд-во "Юридическая литература", М., 1972 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
В соответствии с законодательством всех союзных республик к автотранспортным преступлениям относятся:
а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами» управляющими транспортными средствами (ст. 21ГУК РСФСР);
б) управление транспортными средствами в состоянии опьянения (ст. 2111 УК РСФСР);
в) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 2112 УК РСФСР); г) угон автомототранспортных средств (ст. 2122 УК РСФСР);
д) нарушение действующих на транспорте правил (ст. 213 УК РСФСР);
е) нарушение правил вождения при эксплуатации машин военнослужащими (ст. 252 УК РСФСР).
В судебно-следственной практике все происшествия с авто-мототранспортными и городскими электротранспортными средствами на улицах населенных пунктов, дорогах и вне их при перевозках пассажиров и грузов, связанные с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, именуются дорожно-транспортными происшествиями.
Нарушения на автотранспорте и городском электротранспорте являются распространенным видом административно и уголовно наказуемых правонарушений. Они имеют специфические черты и особенности, которые вызваны тем, что автотранспорт относится к источнику повышенной опасности (ст. 90 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). Для обеспечения безопасности движения и надлежащей эксплуатации транспорта деятельность (поведение) лиц, связанных или соприкасающихся с определенным его видом, должна подчиняться правилам (нормам).
Ответственность за автотранспортные преступления в судебном порядке должна определяться в зависимости от наступления предусмотренных законом последствий — гибели людей, причинения телесных повреждений различной тяжести или существенного материального ущерба, за исключением случаев угона автотранспорта или когда лицо, находящееся в нетрезвом состоянии и ранее привлекавшееся к административной ответственности за аналогичные правонарушения, управляет транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и вредные последствия при этом могут еще не наступить.
Уголовным, а также административным законодательством союзных республик устанавливается различная степень ответственности за автотранспортные правонарушения, хотя порядок движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта регулируется в стране единым актом — «Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».
Рассматриваемые преступления с точки зрения причин и условий, способствовавших наступлению вредных последствий, могут быть вызваны одновременными и совместными действиями нескольких лиц (и не только водителями транспорта), что и представляет сложность в установлении, разграничении и оценке этих факторов (причины и следствия), поскольку их значимость заранее установить не представляется возможным.
Аварийная обстановка, созданная кем-либо из участников движения (нарушение правил технической эксплуатации или правил движения потерпевшим и т. д.), нередко реализуется последующими действиями других лиц, что и приводит к последствиям, указанным в диспозиции ст. 211 УК РСФСР. Таким образом, совместное причинение вреда дает основание для квалификации действий виновных лиц как автотранспортного преступления.
(трамваи и троллейбусы грузовые и пассажирские), все виды тракторов, а также различные специальные самоходные машины (дорожные, сельскохозяйственные, строительные, уборочные и др.). Если трактор, например, использовался как транспортное средство и при этом были нарушены Правила безопасности движения, то действия водителя должны квалифицироваться по ст. 211 УК РСФСР (определение Судебной коллегии Верховного Суда РСФСР от 4 августа 1962 г. по делу Р. — «Бюллетень Верховного Суда РСФСР» 1962 г. № 11, стр. 8 и др.), но действия тракториста не могут быть квалифицированы по ст. 211, если несчастный случай с людьми произошел при выполнении на тракторе нетранспортных работ (постановление Президиум ма Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1965 г. по делу В. — «Бюллетень Верховного Суда РСФСР» 1965 г. № 7, стр. 6).
Однако поскольку автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, то к водителям предъявляются требования с точки зрения их внимательности, своевременности принятия и правильности решений при той или иной дорожной обстановке, а также учета случайных ошибок и неправильного поведения граждан, т. е. они «несут ответственность даже за такие нарушения правил движения, которые находятся в сравнительно отдаленной причинной связи с преступным результатом, наступившим непосредственно по вине потерпевшего», однако в тех случаях, когда не только водитель, но и другие участники движения пренебрегли мерами предосторожности, проявили невнимательность либо имелись иные неблагоприятные условия движения или эксплуатации транспорта, эти обстоятельства должны быть приняты во внимание при назначении меры наказания или освобождении водителя от уголовной ответственности.
Преступные нарушения Правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта и городского электротранспорта происходят внезапно. Они внезапны нередко как для самого правонарушителя — виновного лица, так и для свидетелей-очевидцев и иных лиц. Поэтому участники события обычно фиксируют в памяти обстоятельства, относящиеся к последствиям преступления (жертвы, разрушения и т. п.), и недостаточно четко могут запомнить и рассказать о событиях, которые предшествовали несчастному случаю или дорожно-транспортному происшествию. Случившееся травмирует психику участников события. Они не всегда могут дать правильные показания и оценить происшедшее, в связи с чем принимают необдуманные решения. Последнее относится к водителю, когда он ошибочно считает себя полностью виновным, скрывается с места происшествия и не может объяснить, почему не оказал помощь пострадавшему, и т. д. У потерпевших нередки случаи так называемой ретроградной амнезии (провалы памяти); они не могут вспомнить обстоятельства преступления. Это следует иметь в виду при допросах указанных лиц.
Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта и городского электротранспорта, как правило, характеризуются тем, что обстановка на месте происшествия не может быть сохранена в первоначальном виде длительное время. Следы на месте происшествия могут либо быстро исчезнуть или видоизмениться (под воздействием атмосферных осадков и т. д.), либо могут быть случайно или умышленно уничтожены свидетелями, пешеходами и самим виновным лицом, находящимся на месте происшествия. Поэтому получение полноценных данных при проведении оперативного осмотра всегда связано с некоторыми трудностями. Это следует иметь в виду при выезде суда на место происшествия с целью ознакомления с обстановкой преступления.
В процессе предварительного расследования и судебного рассмотрения дел данной категории для выяснения вопросов, предусмотренных ст. ст. 68, 303 УПК РСФСР, требуется наличие специальных познаний, в связи с чем по этим делам следует привлекать экспертов и специалистов по различным отраслям знаний, а в случае необходимости назначать комплексную или комиссионную экспертизу.
В процессе досудебной подготовки дела целесообразны комплексные консультации со специалистами по техническим воп-просам, выводы которых могут быть приняты во внимание судом при решении вопросов о причинной связи рассматриваемого деяния с его последствиями, о степени вины и ответственности подсудимого и т. п.
Вместе с тем не следует переоценивать значение мнения специалистов, как и доказательного значения заключения экспертов для выводов суда по делу. Они должны быть всесторонне критически оценены и сопоставлены со всеми другими, имеющимися в распоряжении суда доказательствами. При оценке заключений экспертов следует иметь в виду, что исходные данные, которые используются экспертом и лежат в основе его заключения, являются усредненными данными, полученными нередко эмпирическим путем (по коэффициенту сцепления колеса автомобиля с покрытием дороги, коэффициенту износа тормозной системы и т. д.), а не в конкретных условиях дорожной обстановки на месте происшествия, например путем следственного эксперимента.
К особенностям автотранспортных преступлений, которые следует иметь в виду при судебном рассмотрении дел данной категории, необходимо отнести то, что субъект преступления — водитель транспорта, пешеход или иное лицо — с субъективной стороны при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта по отношению к последствиям нарушения действует не умышленно, а только по неосторожности.
Нарушение Правил движения может быть совершено как с прямым и косвенным умыслом, так и по неосторожности. Исключение составляет угон автомотоэлектротранспортных средств, который является умышленным преступлением и совершается только с прямым умыслом как по отношению к факту, так и к последствиям угона, а также управление автомототранспортом в состоянии опьянения. Если же устанавливается факт умышленного причинения смерти, телесных повреждений или существенного материального ущерба путем использования автомототранспортных средств, то подобные деяния нельзя рассматривать как автотранспортные преступления и они должны быть квалифицированы по соответствующим статьям Уголовного кодекса как преступления против личности или социалистической либо личной собственности граждан.
Отнесение данных преступлений (за исключением угона и управления транспортными средствами в состоянии опьянения) к неосторожным преступлениям предполагает невозможность наступления последствий, указанных в ст. ст. 38, 44 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в случаях осуждения лица, совершившего автотранспортное преступление.
Необходимым элементом объективной стороны состава преступления является наличие причинной связи между допущенными лицом нарушениями Правил движения и наступившими последствиями.
Субъектом преступления может быть любое лицо (независимо от того, имеет ли оно права водителя или нет), достигшее 16-летнего возраста.
К уголовной ответственности может быть привлечен владелец, автотранспортного средства, когда он сам не управлял последним, но передал управление лицу: 1) находившемуся в состоянии опьянения; 2) лишенному водительских прав; 3) не имевшему водительских прав; 4) не имевшему прав на управление транспортом данного вида; 5) должностному лицу, от которого водитель зависим по службе.
При условии наступления во всех этих случаях вредных последствий, предусмотренных ст. 211 УК РСФСР, лицо, фактически управлявшее транспортным средством, привлекается к ответственности по этой статье, а водитель либо владелец транспортного средства — по ст. 2112 УК РСФСР.
Объективную возможность предотвращения вреда водителем следует оценивать исходя из анализа субъективного и объективного критериев: возможности максимально быстро осознать опасность ситуации, принять правильное решение и предотвратить вред и т. д., характера ожидаемой опасности, внезапности возникновения препятствия, физических и психических свойств личности водителя, его профессиональной подготовки.
Водитель, избирая режим движения, не может нести ответственность за вредные последствия, которые возникли в связи с тем, что он не предвидел возможности нарушения Правил другими участниками движения и тем самым не принял мер предосторожности, исключающих наступление вредных последствий. Верховный Суд СССР в постановлении от 18 декабря 1964 г. по делу К. прямо указал: «Водитель транспорта, движущийся с соблюдением Правил движения... не обязан исходить из возможности грубого нарушения Правил движения другими водителями». В отдельных случаях наездов, столкновений и других дорожно-транспортных происшествий возникает состояние крайней необходимости (например, водитель совершает маневр, чтобы спасти внезапно выбежавшего на дорогу ребенка, при этом допускает наезд на неподвижное препятствие и т. п. и разбивает машину), которое исключает его ответственность за нарушение Правил движения.
Не несет ответственности водитель и за наезд, происшедший по вине самого потерпевшего (пассажира, пешехода, иного участника движения). В случаях смешанной вины водителя и потерпевшего {а также и иных лиц) ее наличие должно быть доказано и учтено судом при назначении меры наказания.
При управлении транспортными средствами в состоянии опьянения (ст. 2111 УК РСФСР) к уголовной ответственности привлекается лицо, управлявшее транспортным средством в состоянии опьянения, если к нему ранее в течение года за аналогичное деяние применено административное взыскание в виде лишения прав водителя.
По этой же статье наступает ответственность в случаях управления автомашиной лицом, которое принимало различные наркотические средства. Для привлечения к уголовной ответственности не имеет значения степень опьянения и время, которое прошло с момента приема алкоголя (наркотика). Поэтому не исключается ответственность лица, когда алкоголь принимался в предшествующий выезду на автомобиле день, если в момент задержания лицо находилось хотя бы и в легкой степени опьянения. При рассмотрении данных дел суд должен иметь в виду следующее:
а) при возникновении сомнений в обоснованности привлечения лица к административной ответственности за первое нарушение истребовать материалы административного производства и проверить обстоятельства дела, относящиеся к этому нарушению, либо направить дело на доследование или отменить постановление о применении меры административного взыскания;
б) по данной статье УК могут быть квалифицированы действия не только водителя, но и иного лица, не имеющего прав водителя, однако лишь при условии, что оно ранее в судебном или административном порядке привлекалось к ответственности за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Если водитель был подвергнут взысканию в административном порядке не в виде лишения прав, либо срок действия лишения прав у него истек, либо к нему были применены меры общественного воздействия товарищеским судом, общественной организацией, коллективом трудящихся, он не может выступать в качестве субъекта рассматриваемого состава преступления.
При угоне автомототранспортных средств (ст. 212! УК РСФСР) в качестве угоняемого транспортного средства может фигурировать любое механическое транспортное средство, отнесенное к числу автомототранспортных и городских электротранспортных средств и самоходных машин (исключая велосипеды, гужевые повозки, моторные лодки и т. п.). Объективная сторона данного преступления выражается не только в овладении чужим транспортным средством, но и в использовании его для поездки. Если последняя не осуществлялась, то имеет место покушение на угон и деяние квалифицируется по ст.ст. 15 и 212 УК РСФСР. Оконченным преступление считается с момента начала движения автомототранспортного средства с места, на котором оно находилось. Для квалификации угона не имеет значения, было ли возвращено транспортное средство на то место, где оно стояло, или было где-то брошено. При квалификации угона как совершенного повторно не имеет значения, было ли лицо ранее осуждено за аналогичное преступление и является ли предшествующий случай оконченным преступлением или покушением на угон. При завладении автомобилем или иным транспортным средством, если допускалось насилие и были причинены телесные повреждения или наступила смерть лица, а также если эти последствия или существенный материальный ущерб наступили в результате нарушения правил движения и эксплуатации угнанного транспортного средства, виновное лицо отвечает по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности и по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 211 и 212» УК РСФСР.
Следует иметь в виду, что самовольное использование водителем транспортного средства (автомобиля, иной машины) не по назначению не может образовать состава угона, поскольку водитель рассматривается в этом случае как правомерный владелец автомобиля. Не образует состава ст. 212 УК РСФСР и самовольное использование транспорта членом семьи, родственником, знакомым без разрешения владельца машины, если они исходили из предположения, что имеют право пользоваться этим автомобилем и ранее неоднократно пользовались.
С субъективной стороны рассматриваемый состав преступления предусматривает только прямой умысел, который должен быть направлен на завладение и использование транспортного средства, ко обязательно без цели его хищения (т. е. должно иметь место временное позаимствование или пользование).
Субъектом может быть любое лицо. При совершении угона по предварительному сговору несколькими лицами действия лица, непосредственно совершившего угон и управлявшего транспортным средством, надлежит квалифицировать по ст. 2121 УК РСФСР. Остальные лица несут ответственность как соучастники преступления по ст.ст. 17 и. 212 г УК РСФСР.
При выпуске в эксплуатацию неисправных транспортных средств (ст. 2112 УК РСФСР) с объективной стороны важно установить: а) факт выпуска в рейс (в эксплуатацию) транспортного средства с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения; б) наличие вредных последствий, предусмотренных в ст. 211 УК РСФСР, к которым привела эксплуатация такого транспортного средства; в) причинную связь выпуска неисправных транспортных средств с данными вредными последствиями.
К грубым нарушениям правил эксплуатации транспортных средств, предусмотренных данной статьей, относятся: допуск к управлению лиц, не имеющих прав водителя или прав на управление данным транспортным средством, либо лишенных водительских прав, либо находящихся в состоянии алкогольного опьянения; грубое нарушение режима работы водителей; неосуществление контроля за техническим состоянием транспорта и нарушение иных предписаний, содержащихся в Правилах технической эксплуатации. Субъектами преступления могут быть как должностные, так и недолжностные лица. К ответственности могут быть привлечены лица, на которых возложены обязанности по надлежащему техническому состоянию или технической эксплуатации транспортных средств.
При нарушении действующих на транспорте правил (ст. 213 УК РСФСР) лицо привлекается к ответственности лишь при условии гибели людей или наступления иных тяжелых последствий (причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений, крупного материального ущерба предприятию, учреждению и т. д.). Субъектом может быть как частное лицо, так и должностное. В частности, по этой статье могут быть привлечены пешеходы, велосипедисты, погонщики и иные лица, нарушившие правила движения и создавшие на автомагистрали аварийную обстановку, при которой водитель автотранспорта причинил ущерб третьим лицам (например, телесные повреждения другому пешеходу). Однако ответственность пешехода наступает в том случае, если он мог и должен был предвидеть создание аварийной обстановки и наступление при этом вредных последствий.
Продолжение ...
Заявка на бесплатную консультацию
Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.
Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84
|