Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Контакты
  Юридический инстаграм    Практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Статьи    Законодательство    История    Ответственность    Сайт юриста
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?



Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Эволюция государственной власти: Конгресс США


Я. М. Бельсон, К. Е. Ливанцев. "История государства и права США"
Изд-во Ленинградского университета, Л., 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Развитие высшего органа законодательной власти в Соединенных Штатах начиная с первых десятилетий XX в. несло на себе печать эволюции всех основных тенденций политической истории империализма, вскрытых марксистско-ленинской теорией. Общие принципы Конституции, касающиеся Конгресса и деятельности обеих его палат, — сената и палаты представителей, сохраняют силу. Вместе с тем структура, да и характер их деятельности претерпели с 1787 г. довольно существенные изменения. В состав сената согласно Конституции должны входить по 2 сенатора от каждого штата, следовательно, всего 26, но ныне их число возросло до 100.
Произошел также ряд перемен в государственном механизме, который характеризуется тенденцией к концентрации государственной власти, к усилению федеральных органов за счет прав штатов, усилению исполнительной ©ласти, бюрократизации и милитаризации государственного аппарата. Применительно к Конгрессу эта тенденция выражается в расширении его налоговых полномочий (об этом свидетельствует XVI-я поправка к Конституции, принятая в 1913 г.); в установлении более сильной финансовой зависимости штатов от федерации; большей активизации законодательной деятельности Конгресса в области гражданского, уголовного и трудового права.
Действующий в настоящее время принцип распределения сфер ведения между органами Конгресса был закреплен Актом о реорганизации легислатуры 1946 г., который подтвердил исторически сложившийся принцип организации постоянных законодательных комитетов по основным сферам политики. Необходимость решения политических проблем, таких скажем, как налогообложение, отношения с иностранными государствами или управление общественными землями, была определяющей для образования постоянных рабочих органов каждой палаты.
Согласно ныне действующим установлениям организационно Конгресс представляет собой довольно многоликий орган, основу которого составляют постоянные и временные комитеты палат. Комитеты — весьма активное звено Конгресса, в сферу их деятельности входит решение практически всех проблем, находящихся в его ведении. В палате представителей имеются следующие основные комитеты: по иностранным делам, по делам вооруженных сил, по вопросам правительственной деятельности, управлению федеральным округом Колумбия, публичных работ, правилам и администрации, внутренним делам и островным владениям, по делам судебной системы и т. д.
К настоящему времени в сенате и палате представителей создан целый ряд постоянных комитетов по вопросам науки. Учрежденный в 1968 г. комитет палаты представителей по науке и астронавтике обладает весьма широкими полномочиями, выходящими далеко за пределы чисто исследовательских проблем. Комитет держит в поле зрения не только все вопросы астронавтических исследований и разработок, но и осуществляет надзор над Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и над программами всех других ведомств, связанных с космическими проблемами. Комитет по аэронавтике и исследованию космического пространства сената дополняет деятельность соответствующего комитета палаты представителей, но только в отношении собственно космических проблем.
Фактически законодательствуют именно комитеты, ибо им принадлежит право окончательно решать участь рассматриваемых в Конгрессе биллей. Председатель комитета определяет повестку дня, порядок рассмотрения законопроектов; составляет доклад по законопроекту и нередко руководит дебатами в Конгрессе. Ему подчинены чиновники, обслуживающие членов комитета; он создает и распускает подкомитеты, а также определяет круг их обязанностей и прав, состав и бюджет; назначает членов согласительных комиссий; наконец, во многих случаях именно председатель комитета решает, кого именно из конгрессменов послать в чрезвычайно важные для личной популярности зарубежные поездки. Как пишут американские буржуазные исследователи, председатели комитетов находятся на положении «феодальных лордов в своих поместьях» в ряде вопросов. Председателей комитетов Конгресса считают более компетентными, чем даже лидеров партийных фракций. Это говорит об их возросших полномочиях.
Палата представителей в 1973 г., а сенат в 1975 г. постановили, что заседания комитетов должны проводиться публично. Закрытые заседания допускаются теперь лишь в порядке исключения и длятся не более двух недель.
Законодательный процесс подчинен регламенту, важнейшими источн-иками которого являются постоянные правила палат, обычаи и прецеденты, а также конституционные положения и законы, в частности акты о легислатуре 1946 и 1970 гг. Регламент Конгресса предусматривает следующий порядок рассмотрения дел в палате представителей: молитва, передача поступивших биллей тому или иному комитету, возложение дел перед спикером, включение в повестку дня неоконченных дел, рассмотрение поступивших из комитетов биллей.
В сложных, казуистических формах в Конгрессе осуществляется процедура голосования.
Партийный механизм Конгресса состоит из целой системы его собственных органов. В каждой палате имеются две партийные фракции. Одна из них объединяет всех членов палаты, принадлежащих республиканской партии, другая — демократической.
Партийные фракции избирают руководящих партийных деятелей в Конгрессе: председателя и секретаря фракции, партийного лидера, «кнутов», состав рулевого комитета. Они же выдвигают кандидатуры на замещение должностных постов в палатах: спикера палаты представителей, временного председателя сената, состав комитетов и т. д. Палатам остается лишь формально утвердить предложенные партиями назначения.
Приводимая ниже таблица поможет наглядно представить соотношение партийных сил в палатах Конгресса в первые 55 лет после второй мировой войны (см. табл. на с. 107). После выборов 1980 г. республиканцы впервые после 1954 г. завоевали в сенате большинство, они имели 55 своих представителей против 43 демократов. В палате представителей большинство сохранили демократы, они занимают 242 места; 192 места принадлежат республиканцам и 1 — независимому депутату.
Рассмотрим конституционную компетенцию Конгресса, ее формальные и фактические пределы.
Основные полномочия Конгресса включают и его контрольную функцию, которая позволяет его комиссиям проводить расследования, доводя их иногда до «перекрестного допроса» ответственных сотрудников правительственных ведомств. На данном этапе своей истории, как уже говорилось, Конгресс в основном занимается расследованием деятельности гражданских и военных федеральных ведомств и поступков отдельных конгрессменов. Однако предметом его пристального изучения стали также важнейшие общенациональные, социальные и экономические вопросы. Подобная тенденция продолжала неуклонно развиваться до 1930 г., когда Конгресс начал обращать все больше внимания на деятельность некоторых «подрывных» движений и связанных с ними лиц, представляющих якобы угрозу безопасности страны. Особый размах приобрели подобные расследования в начале 50-х годов, в период расцвета деятельности сенатора Дж. Маккарти. Бурные, широко рекламировавшиеся заседания расследователыюй комиссии, проходившие под его председательством, стали настолько оскорбительными и безобразными, что сенат счел необходимым принять резолюцию, выражавшую Дж. Маккарти порицание. Непосредственным для этого поводом послужило то, что, утративший чувство меры Дж. Маккарти обвинил в «коммунизме» вооруженные силы, тем самым задев верховного главнокомандующего, т. е. президента. Д. Эйзенхауэр расценил это как опасную для государства безответственность и оказал давление на сенат. В это же время Верховный суд США вынес довольно резкое порицание антиконституционной деятельности расследовательских комиссий Конгресса.
В конце 50-х годов подрывная деятельность как предмет расследований Конгресса быстро стала терять овое значение. Общественность начали беспокоить другие вопросы: неуклонное расширение сферы влияния правительства, рост внутриполитических, экономических и социальных проблем, постоянно возрастающая в своем значении внешнеполитическая деятельность.
Одной из характерных особенностей законодательного механизма США является в настоящее время его неуклонная и быстрая бюрократизация. Служебный аппарат Конгресса США по праву считается одним из важнейших центров власти на Капитолийском холме в Вашингтоне. Этот аппарат включает служащих, работающих в комиссиях и подкомиссиях, чиновников аппарата партийных фракций в Конгрессе, личных помощников законодателей.
Соотношение законодательной и исполнительной власти. Как указывалось, Конституция США была основана на принципе разделения властей и должна была, если следовать этой теории, предотвратить перевес одного из видов власти над другими. Однако конституционная практика вела к закреплению преобладания исполнительной власти над законодательной, к «президентской» системе правления.
В связи с развитием двухпартийной системы в «президентской» системе правления США наблюдается известная специфика. В Великобритании эта система обеспечивала огромные преимущества премьеру, который всегда мог рассчитывать на партийную дисциплину поддерживающего его парламентского большинства (даже при том условии, что премьер нуждается в поддержке парламента и может быть им низложен). В Соединенных Штатах сложился иной порядок. С одной стороны, ввиду более слабой партийной дисциплины президент не всегда мог надеяться на поддержку в палате представителей или в сенате со стороны своей партии. С другой стороны, он всегда был более независим в своих действиях по отношению к Конгрессу, чем премьер-министр Великобритании по отношению к парламенту. Конечно, могла сложиться ситуация, при которой большинство в Конгрессе имеет не та партия, которую представляет президент. В этих случаях власть президента может испытывать значительные затруднения, но даже в этом случае отсутствие подлинного единства в оппозиционной партии способно дать президенту возможность действовать самостоятельно. Главное заключается в том, какие круги монополистического капитала поддерживают главу государства.
Думается, что усиление президентского влияния в государственной деятельности, произошедшее во второй половине XX в., обусловлено не столько ослаблением роли Конгресса, сколько тем, что пределы и формы регулирования расширились новыми полномочиями во многих сферах общественного развития.
События первой половины 70-х годов вновь показали, что относительное возрастание влияния то президента, то Конгресса не означает радикального изменения их ролей в государственной деятельности, а также того, что значительно более результативным на практике оказывается их партнерское взаимодействие, а не сопернические трения. Конфликт между исполнительной и законодательной властями, зачастую раздуваемый буржуазной печатью под флагом борьбы против «культа сильной президентской власти», в действительности — лишь ловкая маскировка достаточно прочного союза, единодушия в решающих государственных акциях.
Уместно, пожалуй, вспомнить, что «отцы-основатели» учредили государственный механизм как механизм обособленных институтов или «ветвей», делящих между собой государственную власть и соперничающих друг с другом в борьбе за нее. На первых порах было еще недостаточно четко и ясно понятно, какой из этих институтов — законодательный или исполнительный — возьмет на себя лидирующую роль в формулировании и осуществлении государственно-политического курса. Соответствующие постановления Конституции оказались составленными таким образом, что открывалась возможность подвижного баланса в соотношении сил Конгресса и президента. Но хотя даже конституционно президент оказался обладателем широкого круга полномочий, и не только исполнительного характера, до неограниченной власти ему далеко. С момента принятия Конституции и до «Нового курса» Ф. Рузвельта политическая практика характеризовалась своего рода «переливами» в соотношении соперничающих сил. После резкого перемещения центра тяжести в механизме власти в пользу президента в годы четырех администраций Ф. Рузвельта опять наступил период «циклических переливов», о продолжении которого можно говорить и теперь.
Изо дня в день в США идет острая внутриклассовая борьба за влияние на Капитолий. И только учитывая две тенденции в отношении господствующего класса к представительным учреждениям (одна состоит в стремлении отстранить эти учреждения от решения главных вопросов государственной политики, а другая заключается в постоянном стремлении приспособить «народное представительство» к своим классовым интересам), можно понять роль и место Конгресса США в политической жизни страны.

Продолжение ...



Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты