Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Суд - орган власти. Коренное отличие советского суда от суда эксплуататорских государств
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
«Суд есть орган власти,— учил В. И. Ленин.— Это забывают иногда либералы. Марксисту грех забывать это». Краткая полемическая формула В. И. Ленина богата содержанием.
В ней, во-первых, утверждается, что суд входит в качестве орудия принуждения в общегосударственную систему, как ее неотъемлемая часть. Это исходное положение марксистско-ленинского учения о суде подчеркивается В. И. Лениным неоднократно. «...Суд есть государственное учреждение, деятельность суда есть одна из частей государственной деятельности».
Во-вторых, из этой формулы вытекает, что суд — классовый орган, ибо само государство — классовая организация: оно возникает там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые. «...Мы не признаем судов внеклассовых»,— подчеркивает В, И. Ленин.
В-третьих, суд в своей области и присущими ему методами осуществляет и не может не осуществлять общегосударственную политику. Это особо наглядно подтверждает современная практика буржуазной юстиции. В государствах, где устанавливаются реакционные или открыто фашистские режимы, немедленно начинают действовать военные суды, чинящие террористическую расправу с демократическими, революционными деятелями и организациями (Чили и др.).
В-четвертых, суд — историческая категория. При первобытно-общинном строе суда не было. Красочно писал об этом Фридрих Энгельс: «Без солдат, жандармов и полицейских, королей, наместников и префектов, без тюрем, без процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются,— родом или племенем, или отдельными родами между собой».
В развитом коммунистическом обществе, при условий победы и упрочения социализма на международной арене, отпадет надобность в судебных учреждениях, как в государстве в целом.
Коммунистическое общество будет представлять собой высокоорганизованное содружество людей труда. Сложатся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей.
В. И. Ленин подверг принципиальной критике «теоретические» изыскания российских ученых юристов — апологетов капитализма, у которых идеи внеисторичности суда, его надклассовости, независимости и аполитичности были выражены особенно ярко и последовательно.
Современные буржуазные теории о суде по существу исходят также из признания особой роли и места судебных учреждений, ставя их над классами и выводя из общего государственного механизма, хотя делается это более тонко и завуалированно. Суд трактуется как творец права, средство охраны солидарных интересов всех слоев общества, орудие мирного разрешения социальных конфликтов.
Однако суду присущи и некоторые существенные отличия от иных органов государства, так называемых административных (исполнительно-распорядительных), и органов власти, имеющих право издавать законы.
Суд выносит свои постановления именем государства; они имеют силу закона и поэтому обязательны для исполнения на территории всего государства всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В этом смысле можно говорить о полноте судебной власти.
Государственные учреждения, должностные лица и граждане законом обязываются содействовать суду в осуществлении его функций, выполняя обращенные к ним предписания суда в процессе разбирательства того или иного дела.
Для суда характерна строгая и детальная регламентация его деятельности, заключающаяся в специально изданных процессуальных, уголовных и гражданских, законах (кодексах).
Та или иная регламентация порядка разрешения дел имеется ив других органах государства. Но именно для судебной деятельности типична всесторонняя фиксация в законе ее порядка и безусловное соблюдение его предписаний.
Буржуазная доктрина учит, что судебно-процессуальная форма служит установлению истины; в действительности же она, в сочетании с внешним декорумом (величественные здания, торжественная церемония заседаний, специальное облачение судей — парики, мантии, мундиры, регалии и т. п.), преследует цель поддержать в народе миф об исключительной, чуть ли не божественной миссии судебных органов, устрашить, чтобы добиться безропотного повиновения их решениям, утвердить культ суда и его служителей.
В советском суде требование строжайшего соблюдения процессуальных норм имеет принципиально иное значение: оно является реальной и важнейшей гарантией законных прав и интересов всех участников судопроизводства и тем самым гарантией достижения целей социалистического правосудия и решения высокогуманных задач, стоящих перед советским судом.
Специфическая, присущая суду черта, отличающая его от административных органов, состоит в том, что сам он не может изменять и, тем более, отменять принятые им решения. Это право принадлежит только вышестоящему суду при наличии определенных законом оснований и в строго установленном порядке.
Принципиально отличается суд также от органов власти, обладающих нормотворческой компетенцией. Суд не издает законы или какие-либо подзаконные акты. Суд применяет законы; его деятельность носит ярко выраженный правоприменительный характер.
Государство определяет обязанность суда не творить закон, а исполнять его строго императивно: подчиняться закону.
Классическая формула отношения суда и закона гласит: судьи независимы и подчиняются только закону. В подлинно демократических государствах это требование имеет вполне реальное содержание, обеспечиваемое системой материальных и правовых гарантий.
Итак, всякий суд — орудие власти, один из рычагов общегосударственной системы. Советский суд - суд нового типа — имеет свои характерные черты и свойства, которые находят глубокое и всестороннее выражение в самой природе судебных учреждений, определяемой сущностью, природой социалистического государства.
Обрисуем важнейшие из них.
Советский суд возник и сформировался в ходе Великой Октябрьской социалистической революции, ликвидировавшей до основания старую эксплуататорскую, буржуазно-помещичью машину «правосудия»; он сложился как суд пролетарский — орган диктатуры пролетариата, стоящий на страже интересов рабочего класса, трудового крестьянства и их государства.
Государство диктатуры пролетариата в процессе исторического развития на новом, современном этапе превратилось в общенародное государство, в орган выражения интересов народа.
Отмечая этот исторический факт, товарищ Л. И. Брежнев в докладе «О проекте Конституции (Основного Закона) СССР и итогах его всенародного обсуждения» указал, что данному закономерному этапу развития государства и общества должны соответствовать задачи государственных органов и их структура, функции, порядок деятельности. Это полностью относится к природе, характеру и устройству органов правосудия.
Сегодня советский суд — все его звенья — в полном и прямом смысле народный суд: он выполняет выраженную в законе волю всего народа, хотя название «народ: ный суд» носит лишь первое звено судебной системы В СССР — районный (городской) народный суд.
Деятельность советского суда проходит под руководством и в тесном контакте с Советами народных депутатов — высшими и местными органами власти, что находит самое разнообразное проявление и обеспечивает единство общегосударственной политики органов власти, управления и правосудия.
1) Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик издают законы, регулирующие организацию судебной системы (Законы о судоустройстве) и порядок отправления правосудия (Законы о судопроизводстве).
2) Советы избирают судей, за исключением районных (городских) народных судов, избираемых непосредственно населением. Выборы производятся соответствующими Советами народных депутатов согласно установленному порядку Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР.
3) Советы утверждают составы президиумов судов там, где они образуются согласно закону (Верховные Суды союзных и автономных республик, краевые, областные суды, суды автономных областей и автономных округов), и председателей коллегий этих судов.
4) Верховный Совет СССР. и Верховные Советы союзных республик по принадлежности утверждают Положения, регулирующие дисциплинарную ответственность судей, а также разрешают вопросы о привлечении судей к уголовной ответственности и об их аресте.
5) Суды обязаны отчитываться в своей деятельности перед избравшими их Советами, которым принадлежит право отзыва судей, не оправдавших доверия, и по иным основаниям, определенным законом.
Советский суд организован и действует при самом широком и активном участии в нем трудящихся масс, которые таким путем учатся управлять государством, что особо ценил В. И. Ленин. Он требовал, чтобы все трудящееся население поголовно привлекалось к отправлению судейских обязанностей. Формы участия народа в суде постоянно множатся и совершенствуются. Одна из типических, характерных черт советского суда состоит в воспитательной, по преимуществу, направленности его деятельности.
Продолжение ...
|