Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Прокурорский надзор в СССР
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Прокурорский надзор в СССР — это деятельность единой централизованной системы оргднов, осуществляющих, высший надзор за точным и единообразным ш исполнением законов и- подчиняющихся только Генеральному прокурору СССР. Задача этой деятельности состоит в охране основ советского строя и правопорядка, личности, прав и законных интересов граждан, учреждений и организаций, в укреплении единой законности. Содержание данного определения базируется на теоретических основах советской прокуратуры, разработанных В. И. Лениным.
Руководящей идеей, обусловливающей построение прокуратуры на началах централизации и независимости, явилась выдвинутая и обоснованная В. И. Лениным идея единой законности в масштабе всей федерации Советских республик. Она нашла четкое нормативное выражение в Конституции СССР 1936 г. и изданном в развитие ее статей Положении о прокурорская надзоре в СССР от 24 мая 1955 г. В настоящее время данная идея закреплена в Конституции СССР 1977 г. и получила дальнейшее развитие в Законе о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г.
«Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов... возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров» (ст. 164 Конституции СССР).
Статья 168 Конституции СССР гласит: «Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР».
В Законе о прокуратуре СССР записано, что органы прокуратуры «составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим» (ст. 4).
Конституция СССР называет надзор прокуратуры высшим, имея в виду ряд присущих ему специфических черт, позволяющих подчеркнуть его значение и выделить среди надзорных и контрольных функций за законностью, принадлежащих различным министерствам, ведомствам и должностным лицам, а именно: прокурорский надзор действует не в силу тех или иных ведомственных полномочий, а от имени государства в целом, что специально оговорено в Законе о прокуратуре СССР (ст.4).
Надзорные полномочия прокуратуры распространяются на исключительно широкий круг объектов, в том числе на такие учреждения, которые в пределах своей компетенции и своими методами охраняют законность (милиция, следственный аппарат и др.).
Надзор за исполнением законов лежит не только на прокуратуре. Каждый государственный орган обязан действовать в соответствии с законом и требовать этого от подчиненных ему учреждений, предприятий и должностных лиц. Надзор прокуратуры за точным исполнением законов от ведомственного надзора и контроля за законностью принципиально отличается тем, что этот надзор является единственной функцией прокуратуры, хотя он выполняется различными методами и в различных формах. Иные государственные органы надзирают за законностью в связи и по поводу решения ими административных, хозяйственных, культурных задач.
Специфика прокурорского надзора заключается также и в том, что прокуратура не имеет никакой административной власти в отношении поднадзорных объектов.
В. И. Ленин писал по этому поводу: «Надо помнить, что в отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется».
И, наконец, только прокуратура располагает таким обширным арсеналом средств воздействия на правонарушителей: опротестованное неправомерных актов и действий, обращение в суд с иском о возмещении материального ущерба, возбуждение уголовного дела и т. д. Закон о прокуратуре СССР излагает задачи высшего надзора аналогично целям правосудия и задачам суда, выражая тем самым органическую близость и теснейшую связь между этими государственными органами; в то же время особо формулируется задача укрепления единой, законности, решению которой подчинена вся деятельность советской прокуратуры, что подчеркивал В. И. Ленин.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям (ст. 4 Закона о прокуратуре СССР).
Продолжение ...
|