Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Социалистическое правосудие и прокурорский надзор в системе средств борьбы за законность
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Охрана социалистической законности не составляет монополии советского суда и прокуратуры. Борьба за законность ведется всеми государственными Органами и учреждениями, общественными организациями и гражданами. Деятельность судебных и прокурорских органов может быть правильно понята только в целостной системе гарантий социалистической законности.
Гарантии социалистической законности подразделяются на (1) экономические, (2) политические, (3) идеологические, (4) юридические и (5) общественные.
Экономической гарантией осуществления законности является установление социалистической собственности на средства производства социалистической системы хозяйства и неуклонный рост на этой основе материального благосостояния советских граждан, повышение их жизненного уровня.
Политические гарантии социалистической законности коренятся в общественном и государственном строе СССР. То обстоятельство, что власть в СССР принадлежит народу, что СССР «есть социалистические общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (ст. 1 Конституции СССР), оказывает решающее воздействие на добровольное исполнение гражданами советских законов. Социалистический интернационализм, демократизм и гуманизм нашего строя, забота о благе трудящихся со стороны Коммунистической партии обеспечивают соблюдение требований законности с политической точки зрения.
Идеологические гарантии состоят в коммунистическом воспитании граждан, в повышении их общей и правовой культуры. Многообразны юридические гарантии обеспечения социалистической законности. К ним относятся, в частности, (а) мероприятия по совершенствованию и обновлению советского законодательства, (б) надзорно-контрольные меры.
Обязанность совершенствования законодательства лежит на нормотворческих органах, однако противоречия, пробелы, устарелость норм и другие недостатки правовых актов обнаруживаются обыкновенно в юридической практике, и потому ни суд, ни прокуратура не могут отстраняться от участия в законодательной работе.
Статья 4 Закона о Верховном Суде СССР предоставляет ему право законодательной инициативы. Таким же правом наделен Генеральный прокурор СССР (ст. 9 Закона о прокуратуре СССР). Данное право Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР получило конституционное закрепление (ст. 113. конституции СССР).
Наряду с прокуратурой, надзор, контроль за неуклонным соблюдением законодательства осуществляют органы государственной власти, органы государственного управления общей и отраслевой компетенции, специальные ведомства и Инспекции по надзору за строгим соблюдением правовых предписаний в определенной сфере общественных отношений. Особое значение имеет деятельность таких специфических органов, как Комитет народного контроля, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, а также органы арбитража и нотариата.
Важнейшую роль в обеспечении законности в СССР играют Советы народных депутатов. Будучи всенародными органами, они формируют основы законности в различных областях культурного и хозяйственного строительства.
Верховный Совет СССР, как высший законодательный орган, контролирует соблюдение Конституции СССР, соответствие ей конституций союзных и автономных республик, следит за соответствием правовых актов нижестоящих и подотчетных ему органов общесоюзному и республиканскому законодательству.
Борьба за укрепление социалистической законности является конституционной обязанностью местных Советов. Они призваны обеспечивать соблюдение законов в сфере хозяйственного и культурного строительства, охрану прав граждан организациями, предприятиями и учреждениями, расположенными на их территории. Значительное внимание Советы обязаны уделять предотвращению правонарушений со стороны граждан. Вопросы укрепления социалистической законности рассматриваются на сессиях Советов, на заседаниях исполнительных комитетов, в постоянных комиссиях по социалистической законности, в административных комиссиях, комиссиях по делам несовершеннолетних. Большую работу по обеспечению законности проводят депутаты в своих избирательных округах. Согласно статусу депутатов Советов народных депутатов, депутат «обязан стоять на страже советских законов, активно участвовать в борьбе с правонарушениями, в воспитании трудящихся в духе высокой сознательности, исполнения гражданского долга, неуклонного соблюдения социалистической законности».
Надзорно-контрольные меры за законностью со стороны органов государственного управления предпринимаются в полном соответствии с решениями Советов и под их контролем. В соответствии с принципом демократического централизма Советы вправе отменять незаконные акты любого нижестоящего органа управления. Обеспечение законности в сфере управления носит постоянный характер, является неотъемлемым элементом повседневной работы. Причем надзор за законностью Советы и органы управления сочетают с контролем над целесообразностью принимаемых решений.
Суд и прокуратура оказывают постоянное содействие органам власти и управления в борьбе за законность. Судебно-прокурорские работники выступают на сессиях Советов, информируют о состоянии борьбы с правонарушениями, вносят в исполкомы местных Советов представления и частные определения по поводу обнаруженных нарушений, участвуют в работе постоянных комиссий по социалистической законности и т. д. В тесном контакте работают суд и прокуратура с органами народного контроля, МВД и другими государственными и общественными организациями. Тесное взаимодействие и сотрудничество суда и прокуратуры с органами государственной власти и управления не исключают судебно-прокурорского надзора за законностью деятельности исполнительно-распорядительных органов местных Советов народных депутатов и центральных органов управления. Не обладая административной властью, прокурор, в частности, обязан опротестовывать всякое незаконное решение указанных органов. Суды, в свою очередь, наделены правом контроля над исполнительными органами местных Советов в совершении ими ряда распорядительных действий (проверка, например, по жалобе гражданина законности наложения штрафа). Целый ряд требований органов местного Совета к гражданам могут быть реализованы через суд.
Одной из важнейших гарантий законности в СССР выступает предоставленное гражданам право жалобы (в том числе и в суд) на действия должностных лиц, учреждений и организаций, которое ими может использоваться в самых широких масштабах, при этом закон обязывает прокуратуру следить за своевременным разрешением жалоб и заявлений.
Практика последних лет выработала многочисленные формы участия общественности в обеспечении законности и в охране правопорядка, которая в своей деятельности опирается на помощь и поддержку судебных и прокурорских органов; в то же время на эту деятельность в полной мере распространяются надзорные полномочия прокуратуры.
Продолжение ...
|