Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Советская судебная система в период иностранной военной интервенции и гражданской войны
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
1) Программа Российской Коммунистической партии, принятая на VIII съезде» о суде
Опыт судебного строительства, накопленный Советской властью, был теоретически обобщен в принятой в марте 1919 г. VIII съездом РКП (б) Программе партии, в ее разделе «В области судебной», большая часть которого написана В. И. Лениным. В программе РКП (б) констатировалось, что пролетарская демократия упразднила суды прежнего устройства — «органы буржуазного господства», и вместо формулы буржуазной демократии: «выборность судей народом», формулы в условиях угнетательского, эксплуататорского государства лицемерной и фактически неосуществимой, открыто выдвинула и осуществила классовый лозунг: «выборность судей из трудящихся и только трудящимися».
В Программе указывалось, чхо Советская власть уравняла оба пола — мужчин и женщин во всех правах как при выборе судей, так и при отправлении обязанностей судей. Это мероприятие имело, да и сейчас имеет, огромное революционизирующее значение. В буржуазных государствах женщина, как правило, не может быть судьей; тем более это было незыблемым законом судоустройства царской России.
Затем Программа формулировала один из важнейших принципов советского судоустройства: привлечение к отправлению правосудия широких слоев трудящегося населения в виде постоянно сменяемых судей — заседателей, списки которых составляются массовыми рабочими организациями, профессиональными союзами и т. п. Народные заседатели являли собой подлинных народных представителей в суде, несравнимых ни в какой мере с так называемым «народным представительством» буржуазного суда в лице присяжных заседателей или шеффенов, избираемых или, точнее, отбираемых из состава имущих элементов общества.
Создание единого народного суда взамен бесконечного ряда судов прежнего устройства со множеством инстанций, как констатирует Программа, значительно упростило устройство суда, сделав его абсолютно доступным для населения и устранив всяческую волокиту в ведении дел. Здесь выражена та мысль, что советскому суду, как подлинно народному, где судьи служат народу, объективно не присущи такие отрицательные яв« ления, как волокита, бюрократизм, бездушное отношение к человеку, без чего немыслим стоящий над народом чнновничье-бюрократический буржуазный суд.
Далее Программа подчеркивала, что, отменив законы свергнутых правительств, Советская власть поручила избираемым Советами судьям осуществлять волю пролетариата, применяя ее декреты, а в случае отсутствия их или неполноты, руководствоваться социалистическим правосознанием.
Специально Программа отмечала, что организованные на началах пролетарского демократизма суды уже привели к коренному изменению характера наказания. Это выразилось в осуществлении в широких размерах условного осуждения, введении в качестве меры наказания общественного порицания, в замене лишения свободы трудовыми работами, тюрем — воспитательными учреждениями, а также в предоставлении возможности применять практику товарищеских судов.
В заключение раздела «В области судебной» Программа намечала перспективы советского суда. «РКП, отстаивая дальнейшее развитие суда по тому же пути, должна стремиться к тому, чтобы все трудящееся население поголовно привлекалось к отправлению судейских обязанностей и чтобы система наказаний была окончательно заменена системой мер воспитательного характера». Таким образом, здесь выражена линия на последовательную демократизацию советского правосудия.
2) Революционные трибуналы в 1918—1920 гг.
В условиях вооруженной борьбы, когда все было подчинено задаче военной победы, уделяется большое внимание укреплению революционных трибуналов.
Центральным для этого периода нормативным актом является Положение о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 г. В Положении подчеркивалось, что революционные трибуналы учреждаются со «специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти». Исходя из этого, трибуналам было предоставлено ничем не ограниченное право в определении меры репрессии. Революционные трибуналы могли создаваться по одному на губернию, а также а городах с населением свыше 200 тысяч. Положение комплектовало трибуналы на началах выборности: их члены избирались местными Советами или их исполкомами и могли быть ими досрочно отозваны.
Избирать в революционный трибунал предлагалось исключительно ответственных политических работников, что должно было обеспечить классово выдержанную пролетарскую линию в их деятельности.
В качестве органов предварительного расследования сохранялись следственные комиссии, которые наделялись широкими правами, создающими условия для быстрого и высококачественного следствия, а также органы ВЧК.
Революционным трибуналам предоставлялось право сокращать, в случае необходимости, развернутую судебную процедуру; допущение к участию в деле обвинителей и защитников, всецело зависело от трибунала. Как существенная гарантия для подсудимого, устанавливалась обязательность участия защитника, если дело слушается с участием обвинителя. В качестве обвинителей и защитников допускались только лица, состоящие в коллегии обвинителей и защитников.
Все приговоры революционных трибуналов могли быть обжалованы; срок на обжалование — 48 часов. Единой кассационной инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете, весь состав которого назначался ВЦИКом.
Положение о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 г. сохраняло Верховный революционный трибунал при ВЦИК, как суд первой инстанции по особо опасным преступлениям врагов народа. Приговоры Верховного революционного трибунала кассационному обжалованию не подлежали.
18 марта 1920 г. ВЦИКом был издан новый Декрет «О революционных трибуналах».
Его издание мотивировалось целями «объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против Рабоче-Крестьянской власти и установленного революцией порядка». Поэтому в Декрете оговаривалось, что данное Положение является основным законом о революционных трибуналах.
Революционные трибуналы рассматривают дела, направляемые к ним чрезвычайными комиссиями, особыми отделами (так сокращенно назывались органы ВЧК, действовавшие в Красной Армии), комиссиями по борьбе с дезертирством. В соответствии с этим трибуналам предоставлялось не ограниченное ничем право в определении мер репрессии в пределах действующих декретов. В Положении о революционных трибуналах от 12 апреля 1919 г. этой оговорки не содержалось.
Подробно была очерчена подсудность революционных трибуналов, как судов, призванных осуществлять борьбу с особо опасными для государства трудящихся преступлениями; вместе с тем было указано, что трибуналы вправе принять к своему производству дела о всяких иных деяниях, если усмотрят в них признаки опасности для РСФСР или порядков, в нем установленных.
Революционный трибунал избирался губернскими и городскими Советами или губернскими исполнительными комитетами, при этом для большей увязки трибунала и органов ВЧК один из членов избирался из состава местной коллегии губернской чрезвычайной комиссии.
Следственные комиссии при трибуналах, как органы расследования, упразднялись; расследование дел трибунальской подсудности было возложено на чрезвычайные комиссии, особые отделы и иные аналогичные органы.
Вводились должности следователей и докладчиков при революционных трибуналах, в обязанности которых входило производство дополнительного расследования и составление заключений по делам, поступившим в трибунал.
Арест, выемка, обыск и другие следственные действия были поставлены под контроль председателя трибунала; постановления такого рода, выносимые следователями, были действительны лишь за подписью председателя.
Правило о том, что допущение обвинения и защиты всецело зависело от трибунала и что если допущен обвинитель, то участие защитника обязательно сохранялось.
Значительно расширялись полномочия Кассационного трибунала при ВЦИК. Наряду с рассмотрением кассационных жалоб и протестов, на него возлагался надзор за деятельностью всех революционных трибуналов, разрешение процессуальных и иных вопросов, возникавших в трибунальской деятельности.
В качестве суда первой инстанции по делам исключительной важности оставался Революционный трибунал при ВЦИКе.
Таким образом, положение о революционных трибуналах конкретизировало и развивало существовавшие основные правила трибунальской юстиции в целях более четкой организации трибуналов, поднятия их роли и усиления в их деятельности начал революционной законности.
В период военной иностранной интервенции и гражданской войны существовали революционные военные трибуналы в Красной Армии и революционные военные железнодорожные трибуналы, поскольку транспорт был объявлен на военном положении.
При единстве задач и основных принципов с общими трибуналами революционные военные трибуналы и революционные военные железнодорожные трибуналы имели некоторые организационные и процессуальные особенности, объясняемые специфическими условиями и обстановкой их деятельности; состав их назначался, приговоры кассационному обжалованию не подлежали, а могли пересматриваться, изменяться и отменяться вышестоящими трибуналами в надзорном порядке; командованию предоставлялось право приостанавливать исполнение приговора трибуналов и т. п.
Высшей инстанцией для революционных военных трибуналов и судом первой инстанции по делам исключительной значимости являлся Революционный военный трибунал республики, а для революционных военных железнодорожных трибуналов — Главный революционный военный трибунал при Народном Комиссариате путей сообщения.
В середине 1921 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет счел необходимым объединить все трибуналы в единую систему, издав Декрет «Об объединении всех Революционных Трибуналов Республики».
Состоящий при ВЦИК Верховный трибунал объявлялся единым кассационным органом и органом надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. Ведомственные трибуналы, а также Верховный революционный трибунал, как самостоятельные судебные учреждения, перестали существовать.
Революционные трибуналы, как на фронте, так и в тылу, действовавшие в тесном содружестве с органами ВЧК, играли исключительную роль в охране Советского государства и установленного в нем правопорядка от наиболее опасных посягательств. Феликс Эдмундович Дзержинский говорил по этому поводу: «Ревтрибуналами в 1918—1921 годах была проделана громадная работа, и значение их в деле борьбы в врагами пролетариата будет занесено в историю гражданской войны».
3) Народные суды в 1918—1920 гг.
В рассматриваемый период издается ряд нормативных актов, свидетельствующих о стремлении усовершенствовать народные суды. Наиболее существенное значение имеет положение «О народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» от 30 ноября 1918 г.
Здесь более подробно, чем ранее, регламентируются и организационные и процессуальные вопросы.
Положение устанавливало, что в пределах РСФСР учреждается единый народный суд в составе:
1) одного народного судьи,
2) двух или шести очередных судей — народных заседателей.
Этим самым было покончено с громоздкостью судебной системы, которую она в некоторых местах приобрела после издания Декрета о суде № 2.
Народному суду были подсудны все гражданские и уголовные дела за исключением дел, отнесенных к ведению революционных трибуналов.
Как правило, народный суд рассматривал уголовные и гражданские дела коллегиально в составе народного судьи и двух народных заседателей; по делам же об особо опасных преступлениях (посягательства на человеческую жизнь, причинение тяжелых ран и увечгий, насилования и т. п.) коллегия народного суда состояла из народного судьи и шести народных заседателей.
Формировались следующие требования, которым должны удовлетворять народные судьи: обязательное — иметь право избирать и быть избранными в Советы рабочих и крестьянских депутатов; альтернативное — иметь политический опыт работы в пролетарских организациях: партии, профессиональных союзах, рабочих кооперативах, фабрично-заводских комитетах и советских учреждениях, или иметь теоретическую и практическую подготовку для должности советского судьи.
Народные судьи избирались в городах на сессиях районных или городских Советов рабочих и крестьянских депутатов, в уездах — исполкомами уездных Советов.
Народными заседателями могли быть только лица, имеющие право избирать и быть избранными в Советы рабочих и крестьянских депутатов. Списки народных заседателей составлялись рабочими организациями, а также волостными и сельскими Советами. Судоговорение допускалось на всех местных языках. При рассмотрении дел народный суд должен был руководствоваться декретами рабоче-крестьянского правительства, а в случае отсутствия соответствующего декрета или его неполноты — социалистическим правосознанием.
Ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств запрещалось.
Предварительное следствие по делам, подсудным народному суду с участием шести народных заседателей, вели городские или уездные следственные комиссии, избираемые соответствующими исполкомами; расследование остальных уголовных дел поручалось народному судье.
Председатель и члены следственной комиссии должны были удовлетворять тем же требованиям, что и народные судьи.
Обвинение и защита (последняя допускалась и в стадии предварительного следствия) осуществлялись членами коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Коллегии создавались при губернских и уездных исполнительных комитетах из граждан, пользующихся избирательными правами. Члены коллегии являлись должностными лицами и получали заработную плату, равную с судьями.
Приговоры и решения народных судов могли быть обжалованы в кассационном порядке; в качестве кассационной инстанции создавался по округам совет народных судей.
21 октября 1920 г. В ЦИК утвердил новое Положение о народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Оно внесло некоторые изменения принципиального порядка, касавшиеся организации предварительного расследования и защиты.
Вместо следственных комиссий учреждались должности народных следователей. Введение должности единоличных следователей имело положительное значение: оно ускоряло расследование преступлений и улучшало его качество. Существовавшие коллегии защитников, обвинителей итпредставителей сторон в гражданском процессе упразднялись.
Создавались должности обвинителей, назначаемых губернскими исполнительными комитетами. Что же касается защиты, то последняя строилась на началах должностной обязанности: в качестве защитников судебными органами привлекались граждане, способные исполнять эти функции. Списки таких лиц составлялись городскими, районными и уездными исполкомами. Никакого вознаграждения привлекаемые к исполнению защиты лица не получали; за ними сохранялась заработная плата по месту работы.
Вопрос о защите решался судом с обеспечением для обвиняемого следующих гарантий: при наличии обвинителя народный суд обязан допустить или назначить защитника; назначение или допущение защитника для суда обязательно, если об этом просит обвиняемый, содержащийся под стражей.
Продолжение ...
Заявка на бесплатную консультацию
Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.
Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84
|