Нотариусы Москвы
Суды Москвы
Отделения ГИБДД
Отделения БТИ
Отделения ФРС
Контакты
  Юридический инстаграм    Практикум    Жалобная книга    Словарь терминов    Статьи    Законодательство    История    Ответственность    Сайт юриста
Права и обязанности нотариусов: что входит в сферу деятельности нотариальных контор? В чем состоит ответственность нотариуса?
Права и обязанности коллекторов: как по закону регламентируется деятельность российских коллекторских агентств?
Права и обязанности судебных приставов: какими нормами следует руководствоваться? Каковы их полномочия?
Как оформлять регистрацию в Москве

Составляем претензию по качеству товара

Как оформить пособие на ребенка

Как составить договор аренды квартиры

Как получить лицензию на торговлю

Порядок оформления перепланировки жилья
Как правильно самому составить исковое заявление в суд, какие при этом потребуются документы и справки.

Должен ли поручитель по договору кредита нести ответственность перед банком в случае смерти должника?

Что лучше предпринять автолюбителю при мелких повреждениях автомобиля во дворе? Рассмотрим варианты.

Есть ли преимущества от страхования гражданской ответственности владельца квартиры? Или это только лишняя трата денег?



Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>

Советская судебная система в период строительства основ социализма


«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями


1) Дальнейшее укрепление революционной законности — одна из важнейших государственных задач периода 1921—1925 гг.
В связи с победоносным окончанием гражданской войны, переходом к мирному социалистическому строительству, новыми политическими, экономическими и культурными задачами, изменением форм и методов классовой борьбы выросла, по сравнению с предыдущим периодом, роль революционной законности.
В. И. Ленин, выступая с отчетным докладом на IX Всероссийском съезде Советов в конце 1920 г., говорил по этому поводу: «Чем больше мы входим в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти, чем дальше идет развитие гражданского оборота, тем настоятельнее необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности...»
IX Всероссийский съезд Советов в постановлении по вопросам новой экономической политики и промышленности, составленном лично В. И. Лениным, счел необходимым дать следующие директивы: «Поскольку победа трудящихся обеспечила Советской России мир и позволила перейти от военного напряжения на внешних и внутренних фронтах к мирному хозяйственному строительству, очередной задачей является водворение во всех областях жизни строгих начал революционной законности... Судебные учреждения Советской Республики должны быть подняты на соответствующую высоту».
Ставя вопрос о большей революционной законности, о повышении роли судебных органов, В. И. Ленин одновременно считал нужным на современном этапе ограничить права ВЧК.
IX Всероссийский съезд Советов принял специальную резолюцию «О Всероссийской Чрезвычайной Комиссия». Отмечая героическую работу, выполненную органами ВЧК в самые острые моменты гражданской войны, и громадные ее заслуги, съезд вместе с тем считал, что «ныне укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советских Республик на судебные органы».
В целях дальнейшего укрепления революционной законности, улучшения организации и деятельности судов в 1921—1922 гг. проводится в жизнь ряд важнейших мероприятий.
В начале 1921 г. делается попытка создать единый центр судебного надзора для народных судов и революционных трибуналов в лице Высшего Судебного Контроля «в целях установления правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов РСФСР и соответствия их деятельности с общим направлением политики Рабоче-Крестьянского Правительства...»
Хотя организационно это важное начинание было осуществлено несколько неудачно: судебно-надзорными полномочиями наделялся Народный Комиссариат юстиции,— однако сама идея создания такого учреждения была своевременной и плодотворной.
25 августа 1921 г. ВЦИК принимает Декрет «Об усилении деятельности местных органов юстиции», направленный на улучшение и стабилизацию кадров революционных трибуналов, советов народных судей, народных судей и иных работников юстиции, на повышение авторитета органов юстиции.
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия реорганизуется в начале 1922 г. в Государственное Политическое Управление. По сравнению с ВЧК полномочия ГПУ по применению мер репрессий значительно сужаются; его компетенция ограничивается расследованием и борьбой с открытыми контрреволюционными выступлениями, бандитизмом, шпионажем, контрабандой. Дела о всех иных преступлениях подлежат рассмотрению исключительно в судебном порядке. Ограничивается право ГПУ на производство арестован сам порядок арестов строго регламентируется.
В 1922 г. разрабатываются и издаются кодексы: Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде (в новой редакции) и др.
В мае 1922 г. III сессия ВЦИК IX созыва учреждает, по инициативе В. И. Ленина, специальный орган надзора за соблюдением революционной законности — советскую прокуратуру.
Для лучшего обслуживания населения, организаций и предприятий юридической помощью создаются коллегии защитников.
2) Судебная реформа в РСФСР 1922 г., ее содержание и значение
Завершением изложенных мероприятий в области организации судебных учреждений явилось принятие IV сессией ВЦИК IX созыва Положения о судоустройстве РСФСР, на основе которого производится существенная перестройка сложившейся в предшествующие годы судебной системы РСФСР, получившая название судебной реформы 1922 г.
На территории РСФСР, «в целях ограждения завоеваний пролетарской революции, обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объединений», создавалась единая система судебных учреждений, а именно:
1) народный суд в составе постоянного народного судьи;
2) народный суд в составе судьи и двух народных заседателей;
3) губернский суд;
4) Верховный Суд РСФСР.
Новая система судов повсеместно в РСФСР начала функционировать с 1 января 1923 г.
Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел рассматривалось в народном суде с участием народных заседателей. Народные судьи избирались губернскими исполнительными комитетами сроком на один год и могли быть переизбраны на дальнейшие сроки.
Досрочный отзыв народных судей или их перемещение могли быть осуществлены лишь губисполкомом. Народные судьи должны были удовлетворять следующим требованиям:
а) иметь право избирать и быть избранными в Советы;
б) иметь не менее двух-лет стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях, или трех лет стажа рабклы в органах советской юстиции на должностях не ниже народного следователя.
Народный судья мог быть отстранен от должности лишь судом в порядке дисциплинарного или уголовного судопроизводства. Все указанные выше правила - преследовали цель повысить уровень политической и юридической подготовки народных судей, стабилизировать их кадры, укрепить в деятельности народного суда принцип независимости.
Народные заседатели избирались из трудящихся обоего пола на общих собраниях по фабрикам, заводам, учреждениям, воинским частям, на собраниях трудящихся крестьян и т. п. Они привлекались к работе в народном суде на шесть дней в году; в это время за рабочими и служащими сохранялась их заработная плата; лицам, получающим средства к существованию от сельского труда или домашнего ремесла, выплачивались суточные.
Вторым звеном судебной системы являлся губернский суд, который действовал в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его ведению, в качестве кассационной инстанции для народных судов и в качестве органа надзора за народными судами; вместе с тем губернский суд выполнял функции судебного управления.
Для занятия должностей председателей, заместителей председателя и членов губернского суда устанавливались более повышенные требования, чем для народных судей; в частности, они должны были иметь не менее двух-трех лет стажа работы народным судьей или членом революционного трибунала.
Постоянный состав губернского суда избирался губисполкомами сроком на один год и утверждался Народным Комиссаром юстиции; предусматривалась возможность переизбрания.
Досрочный отзыв председателей, заместителей и членов губернского суда мог быть осуществлен губисполкомом исключительно с санкции Народного Комиссара юстиции, кроме случаев отстранения по суду или в порядке дисциплинарного производства.
Народные заседатели для губсуда избирались из особого списка специальной комиссией; список включал граждан, имеющих не менее двух лет стажа работы в общественных и профессиональных организациях.
Положение о судоустройстве РСФСР детально регламентировало структуру и функции губернского суда и Верховного Суда РСФСР, права и обязанности председателя и его заместителей.
Губернский суд состоял из двух отделов: уголовного и гражданского, Каждый из которых делился на два отделения: судебное и кассационное; надзорные полномочия губернского суда, а также основные вопросы судебного управления были отнесены к компетенции пленума губернского суда. При губернском суде функционировала дисциплинарная коллегия.
Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
а) Президиума;
б) Пленума;
в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
г) судебных коллегий (по уголовным и гражданским делам), Военной и Военно-транспортной;
д) Дисциплинарной коллегии.
Президиум Верховного Суда РСФСР, состоящий из председателя Верховного Суда, его заместителей и председателей всех коллегий (кроме дисциплинарной), ведал организационными вопросами: распределение обязанностей между членами, просмотр и утверждение отчетов коллегий, назначение ревизий губернских судов и т. п.
К полномочиям Пленума, помимо решения отдельных дел в порядке судебного надзора, было отнесено истолкование законов по вопросам судебной практики.
Положение о судоустройстве РСФСР для расследования уголовных дел вводило должность народных следователей, которые состояли при соответствующих следственных участках (народные следователи), при губернском суде (старшие следователи), при Верховном Суде РСФСР и при отделе прокуратуры НКЮ РСФСР (следователи по важнейшим делам).
В целях улучшения и стабилизации кадров народных следователей было предусмотрено назначение их губернским судом с последующим утверждением губернского исполнительного комитета и Народного Комиссариата юстиции РСФСР.
Судебная реформа в РСФСР 1922 г. имела исключительно большое значение. Во-первых, она упростила, как на местах, так и в центре, нашу судебную систему; например, в губернских городах вместо двух ранее существовавших судебных учреждений, организационно между собой не связанных: революционного трибунала и совета народных судей, стал действовать один — губернский суд; в центре Верховный Суд РСФСР заменил собой единый Верховный трибунал и Отдел высшего судебного контроля НКЮ РСФСР.
Во-вторых, судебная реформа 1922 г. сделала новый большой шаг вперед по пути демократизации советского правосудия, особенно в области участия в судебной деятельности народных заседателей.
В-третьих, судебная реформа 1922 г. сыграла положительную роль в улучшений кадров судей и следователей и в поднятии авторитета работников юстиции.
Необходимо отметить, что IV сессия ВЦИК IX созыва, утвердив Положение о судоустройстве РСФСР, приняла специальное постановление об открытии не менее десяти юридических школ на местах «для своевременной подготовки опытных судебных работников», положив тем самым начало широкому развитию в стране правового образования.
В-четвертых, точно определив компетенцию и полномочия каждой судебной инстанции и их взаимоотношения между собой, судебная реформа 1922 г. упорядочила и ускорила прохождение дел во всех судах РСФСР и укрепила в их деятельности начала революционной законности.
В конце 1922 г.— первой половине 1923 г. судебные реформы, аналогичные РСФСР, на тех же основаниях и с теми же результатами, были осуществлены и в других союзных республиках (Украинской ССР, Белорусской ССР и иных).
3) Учреждение Верховного Суда СССР
В Договоре об образовании Союза Советских Социалистических Республик было сказано: «В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд с функциями верховного судебного контроля».
Конституция СССР, принятая 2-й сессией Центрального Исполнительного Комитета СССР 6 июля 1923 г. достаточно подробно определила компетенцию Верховного Суда СССР.
Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик, утвержденное ЦИК СССР в конце 1923 г., наделило Верховный Суд Союза ССР, полномочиями в области общего надзора за законностью, надзора конституционного, судебного надзора и по осуществлению непосредственно судебных функций.
Верховный Суд СССР имел право давать всем судам союзных республик руководящие разъяснения и толкования общесоюзного законодательства.
По требованию Президиума ЦИК СССР Верховный Суд давал заключения о законности, с точки зрения Конституции Союза ССР, постановлений Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик, а также Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
Верховный Суд СССР мог опротестовывать перед Президиумом ЦИК СССР постановления, решения и приговоры Верховных Судов союзных республик по соображениям противоречия их общесоюзному законодательству и в случаях, когда ими затрагивались интересы других союзных республик.
На Верховный Суд СССР было возложено рассмотрение уголовных и гражданских дел исключительной важности, разрешение споров между союзными республиками и руководство деятельностью военных трибуналов.
Очерченные взаимоотношения между Верховным Судом СССР и высшими органами власти и управления союзных республик, а также Верховными Судами союзных республик позволяют сделать вывод, что генеральная, если можно так выразиться, задача Верховного Суда СССР — «утверждение революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик» — должна была осуществляться строго в рамках признания суверенитета каждой входящей в СССР союзной республики.
Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума, Гражданско-судебной, Уголовно-судебной, Военной и Военно-транспортной коллегий. Предусматривалось создание специальных лрисутствий по особому постановлению ЦИК СССР для рассмотрения того или иного дела, имеющего общегосударственную значимость. Председатель, заместители, члены Верховного Суда СССР назначались Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
В Верховном Суде СССР учреждалась прокуратура в лице Прокурора Верховного Суда СССР, его заместителя и помощников К В дальнейшем полномочия Верховного Суда СССР были расширены.
Верховный Суд СССР в лице Пленума получил право давать директивные указания Верховным Судам союзных республик по всем вопросам, возникавшим в судебной практике, право проверять деятельность судебных органов союзных республик.
В составе Верховного Суда Союза ССР образовалась новая, судебно-надзорная коллегия, которая уполномочивалась рассматривать протесты на постановления пленумов и президиумов Верховных Судов союзных республик, а также на приговоры, решения и определения коллегий Верховного Суда СССР с правом их отмены или изменения.
Вместе с тем следует отметить, что в связи с учреждением 20 июня 1933 г. Прокуратуры Союза ССР3 права Верховного Суда в области общего надзора за законностью отошли к Прокуратуре Союза, и Верховный Суд Союза ССР получил возможность сосредоточить все свое внимание на надзоре и руководстве деятельностью судов СССР и союзных республик, функциях, присущих ему как высшему судебному органу Союза Советских Социалистических Республик.
4) Издание Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик
Образование Союза Советских Социалистических Республик как единого многонационального государства потребовало определить общие для всех входящих в состав Союза ССР союзных республик важнейшие начала организации судебных учреждений, на базе которых должно строиться и развиваться соответствующее законодательство в каждой союзной республике.
В связи с этим 2-я сессия Центрального Исполнительного Комитета СССР XI созыва 29 октября 1924 г. утвердила Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик.
В Основах, исходя из ленинских директив о революционной законности и советском суде в условиях мирного социалистического строительства, были четко определены задачи суда:
а) ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного;
б) защита интересов и прав трудящихся и их объединений;
в) укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание;
г) осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
Основы устанавливали, что на территории союзных республик действует единая система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и Верховный Суд (в автономных республиках главный или высший суд).
Специально оговаривалось, что отступления от этой системы в зависимости от национальных, культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно-хозяйственного деления допускаются не иначе, как по особому постановлению Президиума ЦИК СССР.
Основы последовательно проводили классовую, пролетарскую линию в организации суда, зафиксированную в Программе РКП (б) 1919 г. и оправдавшую себя полностью на практике. Это явствует как из сформулированных в Основах начал (принципов), на которых должны строиться советские судебные учреждения, так и требований, предъявляемых к гражданам для занятия должностей судей. Среди начал на первое место были поставлены: отправление судебной деятельности исключительно трудящимися и избираемость судей и народных заседателей Советами, съездами Советов и иными их органами. Судьями могли быть граждане обоего пола, не опороченные по суду, имеющие право избирать и быть избранными в Советы и обладающие стажем общественно-политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных организациях, или стажем практической работы в органах советской юстиции, или в соответствующих административных, государственных органах.
Один из важнейших принципов отправления правосудия в Советском государстве — участие народных заседателей — нашел в Основах широкую обрисовку: народный суд и губернский (или ему соответствующий) суд, как правило, действовали в составе судьи и двух заседателей.
В Основах подчеркивалось, что все дела рассматриваются по существу в одной инстанции; апелляция не допускалась; сохранялось обжалование приговоров и решений в кассационном порядке.
Затем Основы кратко определили функции губернских (или соответствующих) судов и Верховных Судов союзных республик, отнеся подробную регламентацию судоустройства к законодательству каждой союзной республики.
5) Положение о судоустройстве РСФСР 1926 г.
19 ноября 1926 г. было, введено в действие новое Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 3-й сессией ВЦИК РСФСР XII созыва. Его издание обусловливалось двумя причинами: необходимостью привести законодательство о судоустройстве РСФСР в соответствие с Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, а также учесть при построений судов новое территориально-административное деление, введенное в некоторых местностях РСФСР: край или область, округ, район.
В связи с этим Положение о судоустройстве РСФСР, вместе с губернскими судами, регламентирует организацию краевых (областных) и окружных судов.
Краевой (областной) суд являлся судом первой инстанции по уголовным,и гражданским делам, кассационной инстанцией для народных судов и органом судебного надзора и управления в крае (области).
Окружные суды были кассационной инстанцией для народных судов и судом первой инстанции по уголовным и гражданским делам. Поэтому подсудность народных судов была несколько сокращена.
Кассационные функции в отношении окружных, краевых (областных) судов выполнял Верховный Суд РСФСР. Создание окружных судов в известной мере усложнило нашу судебную систему; вместо двух звеньев стало функционировать три звена: народный, окружной, краевой (областной) суды. Однако жизнь вскоре показала нецелесообразность существования округов. Согласно решениям XII съезда партии, взявшим курс на укрепление района, округа з октябре 1930 г. повсеместно были упразднены. Это повлекло ликвидацию окружных судов; таким образом, оправдавшая себя на практике организация судебной системы в составе двух звеньев была восстановлена.
6) Военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта, водные транспортные суды в 20-е и 30-е годы (первая половина)
20 августа 1926 г. было издано Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, имевшее целью сделать организацию военной юстиции более стройной. При этом законодатель исходил из соображений, что военные трибуналы должны входить непосредственно в судебную систему СССР.
Общее руководство военными трибуналами было возложено на Верховный Суд СССР, а непосредственное руководство и функции управления относились к компетенции Военной коллегии Верховного Суда СССР.
Трибуналы заседали в составе председателя или заместителя и двух членов трибунала; в то же время им было дано право заменять постоянных членов временными.
Несколько позднее было принято специальное Положение о временных членах военных трибуналов, приближавшее этот институт к народным заседателям. Временными членами могли быть все военнослужащие рядового и начальствующего состава, прослужившие в Красной Армии не менее года и ничем не опороченные как граждане и как воины. Временные члены в числе одного или двух участвовали в заседаниях трибунала не более 12 дней в году, пользуясь при разбирательстве дел одинаковыми правами с постоянными членами трибунала.
Военные трибуналы руководствовались уголовным и уголовно-процессуальным кодексами той союзной республики, на которой они действовали; приговоры же все трибуналы выносили именем Союза Советских Социалистических Республик.
Кассационной инстанцией для всех военных трибуналов являлась Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР; это повлекло лишение Верховных Судов союзных республик кассационных полномочий, в отношении действовавших на их территориях военных трибуналов.
В Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, 1926 г. в конце 1929 г. были внесены некоторые изменения, направленные на расширение процессуальных прав трибуналов военных округов, флотов и отдельных армий. В частности, эти трибуналы стали кассационными инстанциями для нижестоящих трибуналов (дивизий, воинских соединений и т. п.); исключение составляли приговоры к высшей мере наказания — расстрелу, которые вне зависимости от того, каким трибуналом вынесен приговор, в кассационном порядке могли быть пересмотрены только Военной коллегией Верховного Суда СССР.
На трибуналы округов, флотов, отдельных армий возлагались также функции судебного управления в отношении трибуналов первых звеньев.
В 1930 г. ЦИК и СНК СССР признали целесообразным создать линейные суды железнодорожного транспорта в целях рассмотрения преступлений, направленных на подрыв или ослабление железнодорожного транспорта, или в той или иной степени нарушающих его нормальную работу.
Дела в этих судах рассматривались с участием народных заседателей, избираемых из числа работников транспорта. Кассационной инстанцией для линейных судов железнодорожного транспорта являлась учрежденная в составе Верховного Суда Союза ССР Железнодорожно-транспортная коллегия.
Поскольку деятельность транспортных судов положительно отразилась на укреплении правопорядка и дисциплины на железнодорожном транспорте, в 1934 г. аналогичные суды были созданы на водном транспорте. В связи с этим в Верховном Суде СССР в качестве кассационной инстанции стала действовать Водно-транспортная коллегия. Судебное управление военными трибуналами, линейными судами железнодорожного транспорта осуществлялось соответствующими коллегиями Верховного Суда.
В середине 1936 г. Верховный Суд СССР был освобожден от функций судебного управления, перешедших в ведение Наркомата юстиции СССР.

Продолжение ...



Можно ли обжаловать решение суда о лишении водительских прав?

Что такое «обязательная доля» при наследовании имущества по закону?

В каких случаях можно потребовать компенсацию морального вреда?
Залог

Истец

Задаток

Оферта

Рента

Завещание

Ответчик

Апелляция

Налоги

Алименты

Все термины >>
В каком порядке происходит обжалование решения мирового судьи?

Как правильно следует подавать исковое заявление ответчику в лице организации?

Каким образом решается в суде вопрос о том, с кем останется ребёнок после развода?

Что делать, если после ДТП страховая компания насчитала меньшую сумму денег, чем требуется на ремонт?

Как можно обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции?

Имеет ли право уволенный работник обжаловать приказ об увольнении?
Получение отсрочки от службы в армии

Для чего супругам нужен брачный договор

Вина и ответственность водителя в ДТП

Доверенность на распоряжение вкладом

Порядок оформления земельного участка

Оскорбления в суде: механизм защиты