Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Судебная система по Конституции Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. и ее дальнейшее развитие
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
1) Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. о суде
Конституция Союза ССР 1936 г., законодательно закрепившая победу социализма в СССР, явила собой крупный шаг по пути дальнейшей демократизации нашей судебной системы.
В главе «Суд и прокуратура» были определены важнейшие принципы советского социалистического правосудия: образование всех судов на основе выборности, рассмотрение дел с участием народных заседателей, национальный язык судопроизводства и иные. Подлинно демократические принципы советской судебной системы ведут свое начало от первых декретов о суде. Однако ликвидация эксплуататорских классов позволила их углубить. Кроме того, и это весьма важно, фиксация принципов правосудия в Основном Законе государства превращала их в конституционные, что усиливало их общеобязательность и значимость.
Конституция СССР явилась юридической базой для всего последующего текущего законодательства, в том числе в области правосудия и прокурорского надзора в СССР.
2) Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1938 г.
В развитие конституционных норм о суде 2-я сессия Верховного Совета СССР первого созыва приняла 16 августа 1938 г. Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.
Этот закон являлся общесоюзным, регулировавшим организацию как судебных учреждений Союза ССР, так и судебных органов союзных и автономных республик. Он заменил собой Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и действовавшие в каждой союзной республике Законы о судоустройстве.
Закон о судоустройстве 1938 г. развил и конкретизировал конституционные принципы о суде. Вместе с тем он содержал некоторые новые начала правосудия, непосредственно в Конституции не значащиеся, но из нее вытекающие, в частности: единый и равный для всех граждан суд, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности. Понятно, что равенство граждан перед судом могло стать принципом правосудия, при этом реальным, как и все остальные, лишь в обществе, где ликвидированы эксплуататорские классы.
Закон о судоустройстве 1938 г. упразднил сессии народных судов для рассмотрения отдельных категорий дел (трудовых, жилищных и др.). а также специальные коллегии областных и иных вышестоящих судов, имевших право разбирательства дел без участия народных заседателей.
Говоря о положительном, внесенном в советское судоустройство Законом от 18 августа 1938 г., нельзя, вместе с тем, не отметить некоторые его ошибочные положения.
Закон о судоустройстве чрезмерно централизовал судебный надзор: областные, краевые суды, Верховные Суды автономных республик были лишены права пересматривать приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу. В дальнейшем это повлекло медленность и даже волокиту в прохождении дел в судах.
Ничем не обоснованным надо признать лишение Верховного Суда СССР права законодательной инициативы, которым он пользовался по ранее действовавшему Положению 1924 г. Наконец, Закон о судоустройстве далеко не полно, можно сказать, конспективно регламентировал организацию специальных судов: транспортных (железнодорожных и водных) и военных трибуналов, оставляя нерешенным ряд важнейших вопросов. Совершенно не принималась во внимание специфика военно-трибунальской юстиции, поэтому одним и тем же нормам подчинялась организация всех специальных судов.
3) Советский суд в период Великой Отечественной войны
В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении» и утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.
Согласно этим нормативным актам, в изъятие из действующих правил, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов.
Военные трибуналы комплектовались путем назначения; рассмотрение ими дел производилось без участия народных заседателей. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, вступали в силу и исполнялись немедленно по провозглашении и изменяться могли только в порядке надзора. Это повышало ответственность военных трибуналов за точное соблюдение норм процессуального и материального права, за вынесение законных, обоснованных и справедливых приговоров. Особые гарантии Положение о военных трибуналах от 22 июня 1941 г. вводило для лиц, относительно которых выносились приговоры к высшей мере наказания. О каждом таком приговоре требовалось сообщать немедленно, по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору Красной Армии или Военно-Морского Флота по принадлежности, которые могли приостанавливать исполнение таких приговоров. Этим же правом были наделены Военные Советы и командующие фронтами, округами и армиями; одновременно они были обязаны довести свое мнение по делу до сведения указанных выше трех должностных лиц.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1941 г. было признано необходимым децентрализовать судебный надзор над деятельностью военных трибуналов в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий; надзорные права в отношении нижестоящих трибуналов получили трибуналы фронтов и флотов, а право приносить протесты — прокуроры военных округов и флотов и соответствующие председатели военных трибуналов.
В связи с военизацией железнодорожного и водного транспорта в районе военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, находящиеся здесь линейные суды стали действовать как военные трибуналы, согласно Положению от 22 июня 1941 г.
Объявление в 1943 г. на военном положении всего железнодорожного транспорта, а затем и водного, повлекло реорганизацию всех транспортных судов в военно-транспортные трибуналы. Однако военные трибуналы, функционирующие в тылу, и транспортные военные трибуналы, находящиеся вне прифронтовой полосы, руководствовались обычными нормами судоустройства и судопроизводства; в частности, все их приговоры могли быть обжалованы в кассационном порядке.
Во время Великой Отечественной войны на некоторых территориях объявлялось осадное положение. Это влекло преобразование общих судебных учреждений в военные трибуналы. Типичен пример Московского городского суда. По постановлению Военного Совета Западного фронта Московский городской суд с 25 октября 1941 г. стал действовать как военный трибунал, а народные суды города — как его постоянные сессии.
В тылу фашистских захватчиков, в партизанских отрядах функционировали, постоянно или эпизодически, суды, создаваемые для рассмотрения дел о предателях, шпионах и иных гитлеровских агентах.
Военным трибуналам на фронтах Великой Отечественной войны приходилось зачастую действовать в тяжелых боевых условиях. Немало фактов, когда члены военных трибуналов откладывали дела и кодексы и брали в руки винтовки, автоматы, становились у орудий, проявляя образцы боевого мужества и героизма. Перед окончанием Отечественной войны большая группа работников военных трибуналов награждена за успешную работу в органах советской юстиции орденами и медалями.
4) Советский суд в послевоенный период и в условиях развитого социализма
По окончании Великой Отечественной войны восстанавливается деятельность всех военных трибуналов на основе норм мирного времени, начинают функционировать линейные и транспортные суды.
Отменяются или теряют силу Указы Президиума Верховного Совета СССР и Постановления Совета Министров СССР, предусматривавшие ответственность по законам военного времени или за специальные правонарушения, возможные лишь в обстановке войны.
Важное значение имело образование в 1954 г. президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов в целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора.
Президиумы Верховных Судов автономных республик, краевых и областных судов были наделены полномочиями рассматривать вошедшие в законную силу приговоры и решения народных судов и кассационные определения коллегий этих судов.
Президиумы Верховных Судов союзных республик получили право рассматривать приговоры, решения и определения судебных коллегий этих судов, а их постановления могли быть пересмотрены судебными коллегиями Верховного Суда СССР.
Предусматривалось, что судебные коллегии Верховных Судов союзных республик полномочны пересматривать постановления президиумов Верховных Судов автономных республик, краевых и областных судов. Таким образом, была образована стройная система надзорных инстанций, позволяющая быстро, на местах рассматривать вошедшие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов, исправлять допущенные ошибки, и тем самым поднимать авторитет судебных органов в массах населения.
Дальнейшее развитие законодательства о социалистическом правосудии определялось директивами XX съезда КПСС, который обязал «все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопорядка»
ХХ съезд партии счел необходимым расширить права союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве. В связи с этим 6-я сессия Верховного Совета СССР четвертого созыва 11 февраля 1957 г. приняла Закон, в силу которого к ведению союзных республик было отнесено законодательство об устройстве судов союзных республик и судопроизводстве, а также принятие гражданского и уголовного кодексов; в ведении Союза ССРЛ сохранялось установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, а также основ гражданского и уголовного законодательств.
25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик были приняты Верховным Советом СССР. Закон о судоустройстве 1938 г. потерял свою силу.
Основы 1958 г. последовательно развивают подлинно демократические начала в организации советского суда. Вместе с тем они внесли существенное, вызванное жизнью изменение в систему построения судебных учреждений, заменив участковые народные суды едиными районными (городскими) народными судами.
Союзные республики, в соответствии с Основами, в 1959—1961 гг. приняли Законы о судоустройстве.
12 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР утвердил новое Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. Оно усиливало роль Верховного Суда СССР, как высшего судебного органа Союза ССР, и способствовало укреплению в его деятельности начал единой социалистической законности. Одновременно Положение о Верховном Суде расширяло полномочия Верховных Судов союзных республик по осуществлению правосудия на территории своей республики.
Верховный Совет СССР 12 февраля 1957 г. принял закон «Об упразднении транспортных судов», что отвечало задаче упрощения советской судебной системы. Все дела, подсудные транспортным судам, были отнесены к компетенции общих судов.
25 декабря 1958 г. 2-я сессия Верховного Совета СССР пятого созыва утвердила Положение о военных трибуналах, в котором, по сравнению с предыдущими нормативными актами, подробно были определены задачи военных трибуналов в СССР, принципы их организации и деятельности, система, подсудность и иные вопросы.
Эта же сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об изменении порядка выборов народных судов», направленный на дальнейшую его демократизацию.
Исключительное значение имели и имеют содержащиеся в партийной Программе, принятой XXII съездом КПСС, директивы о подлинно демократических основах правосудия в СССР, о том, что они будут развиваться и совершенствоваться, о путях и мерах дальнейшего укрепления социалистической законности, активизации профилактики правонарушений, в том числе преступлений, о возрастании в этом роли общественности, ее организаций, о привлечении к надзору за точным исполнением законов государственного и общественного контроля, широких масс населения.
Большое внимание вопросам социалистической законности уделено XXIV съездом партии. В Отчетном докладе ЦК КПСС, сделанном Генеральным секретарем ЦК КПСС товарищем Л. И. Брежневым, выражена ленинская идея, что укрепление законности — задача не только государственного аппарата. Партийные организации, профсоюзы, комсомол обязаны делать все, чтобы обеспечить строжайшее соблюдение законов, улучшить правовое воспитание граждан.
«Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого»,— говорил Л. И. Брежнев. Вместе с тем Л. И. Брежнев указал, что требование законности особо относится к деятельности должностных лиц, что любые попытки отступления от закона или обхода его, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут, так же как нарушения прав личности, ущемление достоинства граждан.
«Для нас, коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, это — дело принципа»,— так сформулировал Л. И. Брежнев высокую роль закона и законности в советском социалистическом обществе и государстве.
XXIV съезд КПСС, касаясь борьбы с преступностью, признавая серьезность этой задачи, подчеркнул необходимость сочетания мер наказания с мерами профилактики, чтобы предупредить преступления.
Партийная, принципиальная нетерпимость к отклонениям от социалистических норм нравственности, тем более в условиях развитого социализма, вновь нашла подчеркнутое выражение в докладе Леонида Ильича Брежнева на XXV съезде КПСС. Он призвал использовать все средства, находящиеся в нашем распоряжении, в целях борьбы с подобными отрицательными явлениями.
Леонид Ильич Брежнев отметил крупное социально-политическое значение разработки и принятия за последнее время законов по некоторым главным проблемам нашей жизни и, вместе с тем, обрисовал насущные задачи в сфере нормотворчества, особенно касающиеся хозяйственного законодательства.
Во исполнение директив партийных съездов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд постановлений, а именно: «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» (30 июля 1970 г.), «Об улучшении правовой работы» (23 декабря 1970 г.), «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» (15 октября 1970 г.), «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» (25 июня 1975 г.); «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями».
В постановлениях содержится целая система мероприятий, реализация которых должна определить и определяет сегодня содержание деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских, хозяйственных органов, государственных учреждений,, в том числе суда и прокуратуры, общественных организаций — товарищеских судов и иных — по борьбе за точное исполнение всеми советских законов, по воспитанию у граждан СССР высокой правовой сознательности и культуры, по искоренению преступности в нашей стране.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г., конституции других союзных республик, конституции автономных советских социалистических республик представляют собой дальнейший, исключительно важный по своей значимости новый этап в истории развития и совершенствования нормотворчества во всех сферах нашей государственно-правовой жизни и деятельности в условиях развитого социализма, в том числе и в сфере правоохранительных органов: суда, прокуратуры и иных юридических учреждений, изучаемых в предмете «Суд и правосудие в СССР».
Продолжение ...
|