Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Районный (городской) народный суд
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
1) Организация и состав
Районный (городской) народный суд является основным звеном судебной системы союзной и автономной республики. Именно здесь рассматривается подавляющее большинство гражданских и уголовных дел, которые вообще разбираются в судах по первой инстанции (в среднем до 95 процентов).
Следовательно, граждане, предприятия, учреждения, организации, колхозы и совхозы в необходимых случаях обращаются прежде всего в народный суд; прокуратура, органы дознания и предварительного следствия направляют уголовные дела по подсудности чаще всего также в народный суд.
Поэтому территориально народный суд стоит ближе всего к населению; он создается в каждом районе или городе, не имеющем районного деления.
По представлению Министра юстиции РСФСР Советом Министров РСФСР может быть образован один народный суд на район и город или на район и города, расположенные на территории этого района.
Качество отправления правосудия, в Советском государстве определяется прежде всего деятельностью районных (городских) народных судов. Этим объясняется то внимание, которое партия и правительство уделяли и уделяют лучшей организации народных судов, совершенствованию их деятельности.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» вновь подчеркнута необходимость обратить особое внимание на деятельность низовых звеньев юстиции.
С этим связано существенное изменение в системе организации народных судов, осуществленное согласно Конституции СССР 1936 г. (ст. 109 в редакции 1958 г.) и Основам законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. о судоустройстве в СССР (ст. 19).
До этого длительное время существовала так называемая участковая система народных судов: сельский или городской район делился на участки и в каждом таком участке создавался народный суд в составе одного народного судьи и от 50 до 75 народных заседателей.
Участковый народный суд обслуживал территорию с населением примерно 15—20 тысяч человек.
Конституция СССР 1977 г. закрепила переход на систему районных (городских) народных судов: народный суд учреждается один на целый район, городской или сельский, а если город не имеет районного деления, то один народный суд создается в городе. В настоящее время, например, в Татарской республике функционируют 46 районных (городских) народных судов.
Как правило, в каждом районном (городском) народном суде имеются несколько судей и народные заседатели из расчета в среднем 50—75 человек на одного народного судью.
Только в небольших районах работает в народном суде по одному народному судье.
Наличие в районном (городском) народном суде нескольких судей поставило в порядок дня вопрос об изменении системы работы народного суда, который раньше не вставал; один народный судья в участке рассматривал все поступавшие дела — и уголовные и гражданские — и вел всю остальную многогранную работу.
С течением времени, после разнообразных поисков, установились, в основном, такие системы работы городских (районных) народных судов:
а) зональная (территориальная);
б) предметная (функциональная);
в) зонально-предметная (смешанная).
При зональной системе район или город, на который распространяется юрисдикция данного суда, разбивается на зоны; за каждой из них закрепляется один народный судья, и он в пределах своей зоны рассматривает все гражданские и уголовные дела.
При предметной системе производится распределение между судьями категорий дел: одни рассматривают только уголовные дела, другие — гражданские; возможна более узкая специализация: один судья рассматривает преступления несовершеннолетних, второй — преступления против личности, третий — бракоразводные и алиментные и т. д.
При зонально-предметной системе, как показывает само название, распределение дел между народными судьями производится на основе сочетания систем зональной и предметной, чаще всего в таком порядке: каждый народный судья в пределах закрепленной за ним зоны рассматривает все гражданские дела, а дела уголовные распределяются между судьями председателем суда.
Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосований сроком на 5 лет.
Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Согласно Положению о выборах в РСФСР2, народным судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РСФСР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет, при этом граждане других союзных республик, на основании статьи 31 Конституции РСФСР 1978 г., пользуются на территории РСФСР правом избирать народные суды и быть избранными народными судьями и народными заседателями наравне с гражданами РСФСР.
В районных (городских) народных судах, в которые избраны несколько судей, один из них, по представлению министра юстиции автономной республики или начальника отдела юстиции областного, краевого Совета народных депутатов, на сессии районного (городского) Совета народных депутатов утверждается в должности председателя народного суда.
Обычно это — квалифицированный работник, имеющий высшее юридическое образование, солидный стаж и опыт судейской работы, обладающий организаторскими способностями, умеющий руководить коллективом, мобилизовать его на выполнение партийных и государственных директив в сфере осуществления правосудия, пользующийся авторитетом, уважением в районе (городе).
Таким образом, состав районного (городского) народного суда может быть следующий: один народный судья — председатель суда и от 50 до 75 народных заседателей; несколько народных судей, один из которых — председатель, и народные заседатели из расчета 70—75 человек на одного народного судью.
Закон о судоустройстве РСФСР регулирует порядок замещения временно отсутствующего председателя районного (городского) народного суда: в этом случае, пр представлению министра юстиции автономной республики, а в краях и областях — начальника отдела юстиции, исполнение обязанностей председателя исполкомом районного (городского) Совета народных депутатов возлагается на одного из народных судей.
В районе (городе), где избран один народный судья (он же является председателем суда), в случае его временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается министром юстиции автономной республики или начальником областного (краевого) отдела юстиции, по согласованию с исполкомом рай (гор) совета, на одного из народных судей другого района.
При отдаленности района (города), где имеется один народный судья, исполнение его обязанностей в том же порядке возлагается на одного из народных заседателей.
2) Компетенция
Районный (городской) народный суд является судом первой инстанции.
Он рассматривает все гражданские (ст. 113 ГПК РСФСР) и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к ведению других судов (ст. 35 УПК РСФСР и аналогичные статьи УПК других союзных республик).
Районный (городской) народный суд рассматривает также дела о некоторых правонарушениях, преследуемых в административном порядке: мелкое хулиганств; неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника и некоторые другие.
В полномочия районного (городского) народного суда входит рассмотрение большого круга вопросов, связанных с исполнением приговоров: об условном освобождении из мест лишения свобюды с обязательным привлечением осужденного к труду, об изменении вида исправительно-трудового учреждения, о снятии судимости и иные.
Широка компетенция районного (городского) народного суда по разбирательству гражданских дел. Это нашло свое выражение в определении подсудности, данной в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР: «Гражданские дела, подведомственные судебным органам, рассматриваются районными (городскими) народными судами» (ст. 113 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК Других союзных республик).
В соответствии со статьей 58 Конституции СССР районный (городской) народный суд рассматривает дела по жалобам граждан на действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, превышением полномочий, ущемляющие права граждан.
Районному (городскому) народному суду подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, а именно: он рассматривает жалобы на Действия административных органов в связи с их правом производить взыскания с граждан в административном порядке, дела о взыскании недоимок по государственным и местным налогам и сборам, обязательному окладному страхованию и самообложению и иные.
В компетенцию районного (городского) народного суда входят дела, рассматриваемые в порядке особого производства: установление фактов, имеющих юридическое значение (родственных отношений лиц, факта нахождения лица на иждивении, факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода, смерти), признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим.
3) Судебная деятельность
Важнейшее в деятельности районного (городского) народного суда — разбирательство гражданских и уголовных дел по первой инстанции в открытых судебных заседаниях в составе народного судьи (председательствующего) и двух народных заседателей. Именно здесь решаются, прежде всего, задачи социалистического правосудия, означенные в статье третьей Основ законодательства о судоустройстве.
Приговор и решение — основные акты социалистического правосудия. Поэтому к ним предъявляются высокие требования законности, обоснованности, мотивированности, справедливости. Необходимым условием вынесения таких приговоров и решений являются строжайшее соблюдение процессуальных и материальных норм, высокая культура судопроизводства.
Замечательно говорил о значимости уголовного судопроизводства Михаил Иванович Калинин: «Судья должен не только уметь правильно разбираться в каждом конкретном деле, в той обстановке, в которой это дело произошло, правильно оценить, распознать людей, участвовавших в этом деле, выявить все пружины данного дела, его классовую подоплеку и сущность, но он должен еще, кроме того, суметь сделать это так убедительно, так доказательно, чтобы не только он сам, но и народные заседатели, но и все присутствующие на суде разобрались в этом деле и поняли правильность вынесенного судом решения. Можно с уверенностью сказать, что когда народный суд так разберет дело, то и осужденный запомнит это решение на всю жизнь, как бы он этим решением ни был недоволен».
Современное уголовно-процессуальное законодательство требует, чтобы в процессе судебного рассмотрения уголовных дел выяснялись причины и условия совершения преступления и суд, путем вынесения частных определений, обращал внимание руководителей учреждений, предприятий, организаций и других лиц на причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие принятия соответствующих мер.
Суду также предоставлено право ставить вопрос перед администрацией фабрик, заводов, совхозов, колхозов и иных организаций и учреждений, а также перед общественностью о поощрении граждан, которые своими действиями помогли предотвратить преступление, и, наоборот, информировать об аморальном поведении отдельных лиц на производстве, в быту (пьянство и т. п.), о нарушении ими общественного долга в целях обсуждения их коллективами трудящихся.
Это действенное средство предупреждения преступлений и воспитания граждан с каждым годом все шире входит в практику районных (городских) народных судов.
Вошло в практику также вынесение частных определений по гражданским делам (трудовым, жилищным) в целях предупреждения нарушения норм гражданского законодательства и возникающих отсюда конфликтов.
Приговоры районного (городского) народного суда могут быть обжалованы указанными в законе лицами и опротестованы прокурором в кассационном порядке в течение семи суток со дня провозглашения приговора, а осужденными, содержащимися под стражей,— обжалованы в кассационном порядке в тот же срок со дня вручения им копий приговоров (ст. 328 УПК РСФСР).
Решения районного (городского) народного суда могут быть в кассационном порядке опротестованы прокурором в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме (ст. 284 ГПК РСФСР), и в тот же срок стороны могут принести на решения кассационные жалобы.
В судебной деятельности районного (городского) народного суда определенное место занимает рассмотрение уголовных дел в распорядительных заседаниях.
Состав распорядительного заседания во всех судах единый: председатель суда или народный судья в качестве председательствующего и два народных заседателя — т. е. такой же, как и судебного заседания.
Распорядительное заседание выполняет функцию предания суду при определенных, установленных законом условиях. В распорядительном заседании обязательно участие прокурора.
Районный (городской) народный суд рассматривает некоторые категории правонарушений в порядке административного производства. Дела эти рассматриваются народным судьей, как правило, единолично. Основанием для рассмотрения дела является протокол, представленный органами милиция в суд. Судья по таким делам, проверив правильность составленного протокола и заслушав объяснения нарушителя, выносит постановление и избирает меры административного воздействия. Постановление судьи является окончательным, но может быть отменено вышестоящим судом по протесту прокурора.
4) Общественно-массовая работа
Рассмотрением гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях, преданием суду судьей или судом в распорядительных заседаниях, разбирательством дел о правонарушениях в административном порядке деятельность районного (городского) суда не ограничивается.
Суд ведет большую общественно-массовую работу в своем районе (городе), направленную на предупреждение преступлений и правонарушений; правовую пропаганду, преследующую цель воспитания и мобилизации масс на борьбу за соблюдение социалистической законности и правопорядка, на помощь в этом советской общественности.
Основные направления общественно-массовой работы районного (городского) народного суда состоят в следующем:
1. Отчеты судей перед избирателями, проводимые в силу прямого требования закона (ст. 17 Закона о судоустройстве РСФСР). Отчеты должны проводиться строго по плану на каждом предприятии, в учреждении, организации, колхозе, совхозе, в коллективе трудящихся. В организации отчета народному судье должны содействовать общественные организации.
Во многих случаях на отчетах присутствуют народные заседатели, избранные коллективом трудящихся, где делается, отчет; полезны их выступления в виде небольших сообщений о своей работе в суде.
Особое внимание в отчете уделяется мероприятиям народного суда, направленным на профилактику, предупреждение преступлений, установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений; в частности, тем частным определениям, которые выносились судом в процессе разбирательства дел, и тому, как реализовались содержащиеся здесь предложения.
В отчете максимально используются факты и цифры, относящиеся к коллективу, где делается отчет.
2. Другой формой общественно-массовой работы народного суда является пропаганда юридических знаний среди народа: чтение лекций в цехах фабрик, заводов, в клубах, участие в работе университетов правовых знаний, беседы в домоуправлениях, выступления в периодической печати, по радио и телевидению. Следует воспринимать опыт тех народных судей, которые выступают с лекциями и беседами непосредственно после разбирательства судебного дела.
3. Некоторые народные судьи выносят на обсуждение собрания коллективов трудящихся частные определения по конкретным делам. Это имеет очень важное значение и должно найти широкое распространение, как активное средство профилактики нарушений закона.
5) Рассмотрение жалоб и заявлений граждан, предприятий, учреждений и организаций
Обширный участок в деятельности народного суда — прием устных и письменных жалоб, заявлений граждан, учреждений, предприятий и организаций и их разрешение.
Постановка этой работы должна исходить из указаний товарища Л. И. Брежнева о внимательном, чутком отношении к нуждам и заботам трудящихся, оперативном рассмотрении их обращений и просьб. «Атмосфера благожелательности, уважения к человеку должна царить в каждом нашем учреждении»,— сказано в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза.
Президиум Верховного Совета СССР 12 апреля 1968 г. издал специальный Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Значение и важность правильной организации приема и разрешения заявлений и жалоб вновь подчеркнуты в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании работы с письмами трудящихся в свете решений XXV съезда КПСС».
На эту сторону деятельности судебных органов указывает и приказ Министра юстиции СССР № 2 от 11 января 1973 г. «Об улучшении работы по рассмотрению жалоб, заявлений и предложений и организации приема граждан в органах и учреждениях юстиции и судов».
Жалобы и заявления должны принимать как председатель суда, так и все народные судьи. На видном месте в канцелярии суда должно быть вывешено расписание — дни и часы приема, а также образцы наиболее распространенных юридических документов. Желательно расписание приема вывешивать на крупных предприятиях, в колхозах, совхозах.
Рекомендуется планировать прием как в дневные часы, так и в вечернее время. В некоторых народных судах прием производится в выходные дни.
Вошла в практику народных судов организация приема жалоб и заявлений граждан после окончания выездных судебных заседаний, отчетных докладов народных судей, лекций и бесед с населением.
Заслуживает внимания и практического использования опыт Заднепровского районного народного суда города Смоленска, где заведено правило: каждая серьезная, обоснованная жалоба обсуждается на производственном совещании, намечаются и проводятся меры по устранению вызвавших ее причин.
При приеме ведется журнал, в котором регистрируются сущность жалобы или заявления, принятые по ним меры и их реализация. Установленные для разрешения тех или иных категорий жалоб и заявлений сроки должны безусловно соблюдаться.
На председателя районного (городского) народного, суда возложено руководство, контроль и ответственность за постановку в народном суде разрешения жалоб и заявлений.
Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции исполкомов областных, краевых Советов народных депутатов, осуществляя организационное руководство судебными учреждениями, производя в этом плане проверки судов, обязаны контролировать и разрешение в судах жалоб, заявлений граждан, учреждений, предприятий и организаций.
6) Аппарат районного (городского) народного суда
Аппарат районного (городского) народного суда определяется объемом работы народного суда. В народном суде небольшого района или города, где имеется один народный судья — председатель; аппарат состоит из секретаря суда, секретаря судебных заседаний, делопроизводителя-машинистки и судебного исполнителя.
В народном суде, который возглавляется председателем районного (городского) народного суда и в состав которого входят несколько судей — пять и свыше, аппарат народного суда многочисленнее и включает такие должности: консультант суда, заведующий канцелярии, секретарь по уголовным делам, секретарь по гражданским делам, несколько секретарей судебных заседаний, делопроизводители-машинистки, бухгалтер, архивариус, судебные исполнители (как правило, по числу народных судей). Один из судебных исполнителей может быть назначен старшим.
Сотрудники аппарата, за исключением консультанта и судебного исполнителя, назначаются председателем суда.
Консультантов и судебных исполнителей назначает в союзных республиках, не имеющих краевого, областного деления, в автономных республиках министр юстиции, в краях и областях — начальник отдела юстиции исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.
Обязанности консультанта суда в каждом конкретном случае определяются председателем суда; что касается судебных исполнителей, то их компетенция и деятельность подробно регулируются гражданско-процессуальным законодательствомх, инструкцией Министра юстиции СССР и специальными нормативными актами. ГПК РСФСР определяет следующие полномочия судебных исполнителей.
Они исполняют решения, определения и постановления судов по Гражданским делам, приговоры, определения и постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий; постановления судьи или суда и общественные приговоры в части имущественных взысканий за совершение административных проступков; мировые соглашения, утвержденные судом; исполнительные надписи нотариальных органов; решения органов арбитража в предусмотренных законом случаях; решения товарищеских судов об имущественных взысканиях; постановления фабричных, заводских, местных комитетов профессиональных союзов по трудовым спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; постановления комиссий по делам несовершеннолетних; о денежных взысканиях в установленных законом случаях; постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке.
Требования судебных исполнителей по исполнению судебных решений обязательны для всех государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций, должностных лиц и граждан СССР. Судебным исполнителям при необходимости оказывают содействие органы милиции.
Руководство и контроль за работой судебного исполнителя осуществляются председателем народного суда или народным судьей. Жалобы на действия судебного исполнителя или на отказ в совершении таких действий подаются в суд, при котором состоит судебный исполнитель, и рассматриваются в судебном заседании. Жалобы на медленность исполнения и иные подобные нарушения служебных обязанностей подаются председателю суда или министру юстиции в союзных республиках, не имеющих областного, краевого деления, или министру юстиции автономной республики, или начальнику отдела юстиции исполкома краевого, областного Совета народных депутатов.
7) Председатель районного (городского) народного суда
Законы о судоустройстве определяют полномочия председателя народного суда, исходя при этом из двуединого его положения: как руководителя судебного учреждения и как судьи.
Закон о судоустройстве РСФСР указывает, что председатель районного (городского) народного суда:
а) председательствует в судебных заседаниях или назначает для этого народных судей;
б) руководит изучением судебной практики суда;
в) руководит работой канцелярии суда;
г) представляет к назначению судебных исполнителей и руководит их работой;
д) осуществляет общее организационное руководство работой суда.
Подробнее регламентирует полномочия председателя районного (городского) народного суда Закон о судоустройстве Грузинской ССР. Здесь сказано, что председатель народного суда:
1) председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских и уголовных дел;
2) распределяет дела между народными судьями;
3) руководит:
а) изучением судебной практики суда,
б) работой канцелярии суда,
в) работой судебных исполнителей;
4) организует:
а) оказание помощи товарищеским судам,
б) прием посетителей и рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся,
в) отчеты районного (городского) народного суда перед избирателями,
г) работу судей по разъяснению среди населения советских законов,
д) проведение занятий с народными заседателями,
е) ведение статистической отчетности.
Следует отметить, однако, что круг вопросов, с которыми приходится иметь дело председателю народного суда, не исчерпан перечнем его функций, даваемых в Законах о судоустройстве. Председателю приходится решать и иные важные вопросы организации и деятельности народного суда.
Укажем, в частности, на избрание того или иного принципа организации работы суда, планирование, осуществление мероприятий по повышению квалификации народных судей и сотрудников аппарата суда и т. д.
Председатель районного (городского) народного суда назначается из числа наиболее квалифицированных — теоретически и практически — народных судей.
Поэтому, когда законодатель возлагает на председателя суда обязанность председательствовать при рассмотрении гражданских и уголовных дел, он полагает, что председатель будет рассматривать, как общее правило, наиболее сложные, трудные дела. Процессы, проводимые председателем, должны быть для прочих народных судей, особенно молодых, вновь избранных, школой судебного мастерства.
Руководящее положение председателя народного суда, закрепленное в Законах о судоустройстве, возложение на него функций организационного руководства судом обязывают народных судей выполнять указания председателя, носящие организационный характер, в частности, рассматривать порученные распоряжением председателя гражданские и уголовные дела. Но при разбирательстве дел судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство председателя суда в непосредственную деятельность народных судей по осуществлению правосудия является нарушением конституционного положения судей и не должно иметь места.
Практика выработала такие формы руководства председателем суда работой народных судей; присутствие на проводимых ими процессах с последующим разбором на производственных совещаниях; совместное обсуждение кассационных определений по отмененным или измененным приговорам и решениям; изучение практики разбирательства народными судьями отдельных категорий дел; ознакомление их с новым законодательством, постановлениями Пленумов Верховного Суда СССР и Верховных Судов союзных республик; консультации по отдельным делам и иные.
Продолжение ...
|