Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Краткий очерк истории советской адвокатуры
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
1) Декрет о суде № 1 и адвокатура. Дальнейшее развитие советского законодательства об адвокатуре
Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. вместе со старым судом и прокуратурой ликвидировал, отдал на слом, по выражению В. И. Ленина, и адвокатуру.
В статье 3 Декрета записано: «Упразднить доныне существовавшие... институты присяжных и частной адвокатуры. В роли... защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».
Таким образом, Декретом о суде № 1 не создавалось какой-либо новой организации правозаступничества, а судебная защита и представительство строились на широких общегражданских началах.
Этим решались две революционные цели: ликвидация адвокатской монополии на ведение дел в судах — первая, и привлечение к этого рода деятельности масс трудящихся — вторая.
Проект Декрета о суде № 2 от 18 февраля 1918 г, сохранял в неприкосновенности правило о защите и представительстве, сформулированное в Декрете о суде № 1. Однако В. И. Ленин, редактируя проект, внес в него в этой части существенное, принципиальное изменение. Он зачеркнул соответствующую статью и написал своей рукой:
«При Советах Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии вступают лица, выбранные Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Только эти лица имеют право выступать на суде за плату».
С небольшими редакционными изменениями текст В. И. Ленина вошел в Декрет о суде № 2 (статьи 24 и 25).
Таким образом, по инициативе В. И. Ленина декретом о суде № 2 была создана первая организация советской защиты и представительства; важно подчеркнуть при этом, что она учреждалась и должна была действовать, так же как и суды, под руководством и контролем Советов, как органов пролетарской диктатуры.
Положением о народном суде РСФСР, утвержденным Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г., коллегии правозаступников были преобразованы в коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Образовывались они при исполкомах губернских и уездных Советов рабочих и крестьянских депутатов для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств дела, касающихся обвиняемого, или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе.
Члены коллегии избирались и отзывались Советами и получали заработную плату по смете НКЮ РСФСР в размере, установленном для народных судей.
Таким образом, Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. вводило должностную адвокатуру; преимущество новой организации состояло в том, что местные Советы не только могли, но и обязаны были контролировать, направлять деятельность членов коллегии защитников.
Однако, будучи заняты вопросами военно-оборонного и хозяйственного значения, имевшими в период; гражданской войны и военной интервенции главенствующее значение, Советы не уделяли должного внимания коллегиям защитников. В коллегии защитников проникали кадры старых адвокатов со всеми отрицательными отсюда последствиями. В. И. Ленин писал по этому поводу: «Мы разрушили в России, и правильно сделали, что разрушили, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием «советских» «правозаступников».
Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 21 октября 1920 г., вновь перестроило организацию защиты, положив в основу ее принцип, по терминологии того времени, общественной повинности.
В статье 43 Положения о народном суде 1920 г. указывалось: «В качестве защитников привлекаются судебными органами граждане, способные выполнять эту, обязанность, для чего Исполнительные Комитеты — районные, городские и уездные составляют особые списки порядком, установленным Инструкцией Народного Комиссариата Юстиции».
Выделенные для исполнения обязанностей защитника лица освобождались от службы в учреждении на требуемый судом срок. За ними сохранялась заработная плата по месту работы.
2) Создание коллегий защитников в РСФСР в 1922 г. и дальнейшее развитие организационных форм советской адвокатуры
Переход к мирному строительству социализма, твердый лозунг большей революционной законности, выдвинутый и обоснованный В. И. Лениным в его программном выступлении 23 декабря 1921 г, на IX Всероссийском съезде Советов, создание прокуратуры, одной из важнейших обязанностей которой явилось поддержание государственного обвинения в суде, вновь поставило вопрос о перестройке адвокатуры.
Состоявшийся в январе 1922 г. IV съезд деятелей юстиции РСФСР высказался за создание адвокатуры как самоуправляющейся организации, действующей под общим руководством и контролем НКЮ РСФСР, а на местах — губернских исполнительных комитетов Советов.
III сессия ВЦИК IX созыва обсудила представленный Наркоматом юстиции РСФСР проект закона об адвокатуре и Декретом от 26 мая 1922 г. утвердила Постановление об адвокатуре, в котором были кратко сформулированы наиболее принципиальные моменты новой организации адвокатуры, получившей название «Коллегии защитников». Вместе с тем было указано, что деятельность коллегии защитников регулируется особым Положением.
Такое Положение было утверждено НКЮ РСФСР 5 июля 1922 г. Оно явилось прообразом положений о коллегиях защитников в других союзных республиках.
В Положении фиксировалось, что члены коллегии защитников состоят при совнарсудах.
В целях повышения деловой квалификации лиц, вступающих в коллегию, к ним предъявлялись требования стажа работы не менее двух лет в органах советской юстиции (судьи, следователя, члена коллегии отделов юстиции, консультанта, правозаступника) или сдачи испытания на знание советского законодательства.
Как гарантия независимости, членам коллегии защитников запрещалось работать в государственных и частных учреждениях и на предприятиях; исключение допускалось для лиц, избранных в Советы и иные общественные организации, и профессорско-преподавательского состава юридических вузов.
Члены коллегии защитников каждой губернии или области на общем собрании избирали президиум коллегии, заслушивали его отчеты, а также обсуждали общие вопросы коллегии: отчисления в ее фонд, порядок оплаты труда адвокатов, план юридических консультаций, которые должна была коллегия организовать, и иные.
Президиум коллегии защитников ведал приемом в коллегию и исключением из ее состава, контролировал работу членов коллегии, рассматривал дисциплинарные проступки членов, организовывал юридические консультации.
Вознаграждение за ведение дела определялось, по общему правилу, по взаимному соглашению заинтересованного лица и члена коллегии. В то же время для рабочих и служащих устанавливалась такса. Предусматривались случаи бесплатной защиты, возмещение расходов по которым производилось за счет фондов коллегии.
С каждого полученного вознаграждения за ведение гражданского или уголовного дела защитник отчислял три процента в фонд коллегии.
Положение специально обязывало всех членов коллегии участвовать в консультациях, работе в которых придавалось большое значение; она признавалась одном из главных форм с щелью практически реализовать дело широкой юрэдиадекой шзмшцж населению. На основе Декрета ВЦИК об адвокатуре и Положения НКЮ РСФСР о коллегиях защитников во второй половине 1922 г, в РСФСР в губерниях и областях были образованы коллегии защитников, на их съездах избраны президиумы, образованы юридические консультации.
Уже в первые годы существования коллегий защитников, несмотря на некоторые, порой существенные, недостатки, порождаемые еще не изжитой до конца психологией присяжных поверенных, создание адвокатуры на новой основе себя оправдало. Поэтому в изданные в связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик 29 октября 1924 г. Основы судоустройства СССР и союзных республик законодатель счел необходимым включить специальные статьи о коллегиях защитников.
Этот факт имел большое принцшшальное значение; им подчеркивалась органическая близость деятельности коллегий защитников с деятельностью суда, поднимался авторитет последних.
Положение о судоустройстве РСФСР, принятое в 1926 г., содержало специальную главу о коллегиях защитников, конкретизируя и расширяя соответствующие нормы Оеиов судоустройства 1924 г.
Во второй половине двадцатых годов внутри коллегии защитников началось движение за отказ от индивидуальной практики и частных кабинетов и переход к коллективным методам работы в юридических консультациях.
Передовые члены коллегии начали объединяться в коллективы защитников. НКЮ РСФСР поощрял практику создания коллективов защитников, видя в них прогрессивную форму оказания юридической помощи населению, более соответствующую самой сущности советской адвокатуры.
На основе обобщения опыта деятельности этих коллективов Наркомюст РСФСР разработал Положение о коллективах членов коллегий защитников, утвержденное Коллегией НКЮ РСФСР 27 февраля 1932 г.
Коллективы защитников создаются в районных центрах н в городах, не имеющих районного деления; непосредственное руководство ими осуществляется президиумами коллегий защитников.
Вступление в коллектив — добровольное. Вся деятельность членов коллектива осуществляется через юридические консультации. Коллектив защитников имел свои органы управления: общее собрание, бюро коллектива и ревизионную комиссию. Юридические консультации, созданные коллективами защитников, во многом предопределили организацию и содержание деятельности действующих консультаций коллегий адвокатов.
3) Конституция СССР 1936 г. и ее влияние на совершенствование советской адвокатуры
Советское законодательство о судоустройстве и судопроизводстве с первых дней после Великой Октябрьской социалистической революции признавало право обвиняемого на защиту, однако Конституция СССР 1936 г. впервые провозгласила, что право обвиняемого на защиту обеспечивается.
Естественно, для того, чтобы сделать право обвиняемого на защиту не декларативным, а реальным, действенным, как и все иные конституционные права в Союзе Советских Социалистических Республик, зафиксированные в Основном Законе государства, необходимо было усовершенствовать законодательство об адвокатуре вообще и о защите обвиняемых в частности.
16 августа 1939 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение об адвокатуре СССР. Положения о коллегиях защитников союзных республик потеряли свою силу.
Таким образом, вместо коллегий защитников, в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образуются коллегии адвокатов.
Название «коллегия адвокатов», несомненно, более точно отражает содержание деятельности ее членов — адвокатов, а именно: защиту по уголовным делам и представительство по делам гражданским, тогда как термин «защитник» выражал только защиту по уголовным делам.
Коллегия адвокатов характеризуется как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
Адвокаты ориентировались на вступление в коллегию; лица, не состоящие в коллегии адвокатов, допускались к занятию адвокатской деятельностью лишь с разрешения Народного Комиссариата юстиции союзной республики.
Положение установило структуру коллегии адвокатов: общее собрание, президиум, ревизионную комиссию и довольно детально определило полномочия каждого структурного подразделения.
Для организации работы членов коллегии адвокатов президиумы коллегии создавали юридические консультации, во главе которых стоял заведующий, назначаемый президиумом и ответственный перед ним.
Оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами, производилась по таксе, устанавливаемой Народным Комиссариатом юстиции СССР.
Организация коллегий адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялись Народным Комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ при областных и краевых Советах депутатов трудящихся.
Несомненно, что Положение о коллегиях адвокатов сыграло положительную роль в улучшении и расширении деятельности адвокатов по оказанию юридической помощи населению в ее различных формах. Но были негативные обстоятельства, которые этому мешали.
Обстановка культа личности не могла не оказать отрицательного влияния на поднятие авторитета адвокатуры, ее совершенствование. В законодательстве этого времени, в правовой теории и особенно практике таких органов, как МВД и КГБ, недооценивалось либо игнорировалось право обвиняемого на защиту.
Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г., разработанный под руководством А. Я. Вышинского, снял статьи об адвокатуре, содержавшиеся в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г., что объективно вело к принижению роли адвокатов в судебной системе.
Продолжение ...
|