Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Принципы правосудия
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Принципы правосудия вытекают и обусловлены подлинно демократической природой общественного и государственного строя социалистических стран. Вместе с тем на их становление и совершенствование оказало влияние законодательство СССР. В систему принципов правосудия входят следующие принципы.
1. Выборность судов. За редким исключением, все судебные учреждения социалистических стран организуются путем выборов. Судьи избираются на определенный срок, чаще всего на пять лет (ГДР); следовательно, они сменяемы и могут быть отозваны избирателями или органами, их избравшими.
«Судьи и народные заседатели выборные. Они могут быть отозваны и ранее срока, на который были избраны»,— гласит статья 128 Конституции Народной Республики Болгарии.
Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии регламентирует принцип выборности судов детальнее. В статье 230 мы читаем: «Судьи и граждане, участвующие в судебном разбирательстве в общественном суде, избираются и отзываются скупщиной соответствующего общественно-политического коллектива.
Судьи общих судов избираются и отзываются в порядке и при условии, которые обеспечивают профессиональную подготовленность и морально-политическое соответствие выполняемой судебной функции... а также независимость судей при судебном разбирательстве.
Судьи и граждане, участвующие в судебном разбирательстве в общем суде, избираются на определенный срок и могут быть переизбраны».
Законы о судоустройстве устанавливают порядок избрания судей всех звеньев. Как правило, первое звено — народные, районные и равные им суды избираются непосредственно жителями данной административно-территориальной единицы, перед ними отчитываются и перед ними несут ответственность за свою деятельность и, следовательно, ими могут быть отозваны.
Конституция Германской Демократической Республики (ст. 95) гласит: «Все судьи, судебные заседатели и члены общественных судов избираются народными представительствами или непосредственно гражданами. Они отчитываются перед избирателями о своей работе. Они могут быть отозваны своими избирателями, если они действуют вопреки Конституции или законам или иным образом грубо нарушают свои обязанности».
В Республике Куба судей народных судов соответствующих территориальных единиц (первое звено судебной системы) избирают и отстраняют от должности в соответствии с законом провинциальные и муниципальные ассамблеи народной власти.
Второе звено - окружные, областные и равные им суды избираются в зарубежных социалистических странах соответствующими представительными органами государственной власти.
Судьи Верховных Судов избираются высшими органами государственной власти, например, Народной Палатой в ГДР. В Республике Куба Верховный народный суд избирается Ассамблеей народной власти.
В некоторых странах суды комплектуются путем сочетания избрания и назначения.
В Польской Народной Республике Верховный Суд избирается Государственным Советом, а судьи воеводских и уездных судов Государственным Советом назначаются.
Избранные судьи, не оправдавшие доверия народа либо опорочившие это высокое звание, могут быть, согласно законам зарубежных социалистических стран, досрочно отозваны. Таким образом, принцип выборности, подотчетности, сменяемости судей, а также право избирателя на досрочный отзыв являются одной из гарантий демократизма правосудия. Судья не имеет права отрываться от народа, он должен выполнять его волю, выражать его интересы; он должен быть морально чист, являть собой образец бескорыстного служения своему народу.
Так, Конституция ГДР выдвигает следующие требования, которым должен удовлетворять судья: «Судьей может быть только тот, кто предан народу и своему социалистическому государству, обладает большими знаниями и жизненным опытом, человеческой зрелостью и твердостью характера» (ч. 1 ст. 94).
Согласно действующему Закону о судоустройстве ГДР, кандидат на должность судьи обязан иметь высшее юридическое образование и пройти 18-месячную стажировку в качестве ассистента.
2. Участие народа в отправлении правосудия. Конституции и специальные законы о судоустройстве зарубежных социалистических государств предусматривают участие в судебном производстве по уголовным и гражданским делам представителей народа.
В разных странах они называются различно (народные заседатели — Болгария, судьи-заседатели — Югославия, шеффены — ГДР), но их правовое положение одинаково: при разбирательстве дел они пользуются всеми правами судей. Избираются заседатели, как правило, тем же порядком и на те же сроки, что и постоянные судьи.
Заседатели должны быть подданными данного государства и иметь возраст не моложе 21—25 лет. Но в законах о судоустройстве некоторых социалистических государств предъявляются повышенные требования к кандидатам в заседатели с целью обеспечить их активное участие в судебном разбирательстве и реальную помощь судьям по профессии. Например, в Румынии заседателем может быть румынский гражданин, не привлекавшийся к уголовной ответственности, имеющий среднее образование, способный к судебной деятельности и являющийся человеком с хорошей репутацией.
Судебные заседатели участвуют во всех судах при рассмотрении дел по первой инстанции. Некоторым исключением является Чехословацкая Социалистическая Республика, где при кассационном рассмотрении трудовых дел в судебную коллегию входят судьи-заседатели.
Конституция Республики Куба считает нужным особо подчеркнуть важность участия в судопроизводстве народных заседателей. Статья 127 Конституции гласит: «Все суды принимают решения коллегиально. В осуществлении правосудия участвуют профессиональные судьи и народные заседатели, обладающие равными правами и обязанностями. Судебные функции, возложенные на народного заседателя, выполняются, учитывая их общественную значимость, в первую очередь».
Участие широких народных масс: рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции — в осуществлении правосудия проявляется в зарубежных социалистических странах также в деятельности судов общественной самодеятельности, имеющих в этих странах самое широкое распространение. Это самоуправленческие суды различных видов в Социалистической Федеративной Республике; Югославии: суды объединенного труда, арбитражи, мировые суды, мировые вече; конфликтные и третейские комиссии в ГДР, местные народные суды в Чехословакии и иные.
Таким образом, в странах социалистического лагеря привлечен к отправлению правосудия буквально весь народ, чего нет и не может быть ни в одной буржуазной стране.
3. Независимость судей и подчинение их только закону. Этот принцип во всех социалистических странах является принципом конституционным. В большинстве конституций он выражен в формуле: «При осуществлении своих функций судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону» (см., например, ст. 129 Конституции НРБ).
Конституция Чехословацкой Социалистической Республики определяет принцип независимости в таком виде: «При осуществлении своих функций судьи независимы и связаны лишь правопорядком социалистического государства. Они обязаны руководствоваться законами и другими правовыми предписаниями и толковать их в соответствии с социалистическим правосознанием» (ст. 102).
В принцип независимости судей вкладывается аналогичное с советским законодательством содержание, а именно: судьи решают дела без какого-либо вмешательства или давления извне, руководствуясь законом и своим социалистическим правосознанием. Только при таком статусе судей и суда в целом возможно успешное осуществление судом его задач, особенно такой, как укрепление социалистической, народной законности. Сам суд обязан прежде всего строжайше соблюдать процессуальные и материальные законы.
Реальность независимости судей и подчинения их только закону в странах социалистического содружества обеспечивается целой системой организационных и процессуальных гарантий: выборность судей населением или широкими представительными коллегиями, исключающими всякую возможность протекционизма; четкое взаимоотношение вышестоящих и нижестоящих звеньев судов, а также судебных органов с министерством юстиции; тайна совещательной комнаты и иные.
Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии, провозглашая независимость судей (ст. 219), считает нужным ввести гарантию, которую можно назвать неприкосновенностью судей при исполнении ими своих обязанностей: «Никто из участвующих в разрешении судебных дел не может быть привлечен к ответственности за мнения, высказанные по поводу принятия судебного решения, а в процессе, возбужденном в связи с преступлением, совершенным при исполнении судейских обязанностей, не может быть арестован без санкции компетентной скупщины общественно-политического коллектива» (ст. 231). Конституция СФРЮ запрещает судье «выполнять служебные обязанности или работу, которые несовместимы с судебной деятельностью» (ст. 232), что также направлено на защиту судейской независимости.
4. Открытое разбирательство дел в судах. Принцип гласности процесса (в некоторых зарубежных социалистических странах он называется принципом публичности, исходя из филологического значения этого слова: публика, в присутствии публики) также является одним из проявлений подлинного демократизма судебной деятельности в социалистических странах. Он входит в систему конституционных принципов (п. 2 ст. 127 Конституции Народной Республики Болгарии, ст. 53 Конституции Польской Народной Республики и т. д.).
В Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии принцип гласности дан в такой редакции: «Разбирательство дел в суде открытое. В целях соблюдения тайны, защиты морали, в интересах малолетних или в целях защиты других особых интересов общества закон определяет, в каких случаях при разбирательстве дел в суде может быть исключена гласность» (ст. 227).
Так же, как и в СССР, при открытых дверях в зарубежных социалистических странах рассматриваются и уголовные и гражданские дела. Это, во-первых, ставит суд под контроль широких народных масс и, во-вторых, является огромным воспитательным фактором для самих масс.
Предусмотренное в виде исключения разбирательство дел (полное или частичное) при закрытых дверях — явление крайне редкое. Закон допускает его каждый раз по мотивированному определению суда в целях охраны государственной тайны, когда открытое разбирательство представляет угрозу нравственности или может нарушить нормальный ход судебного процесса.
Вне точно указанных случаев суд не может отступать от принципа гласности. Приговор или решение оглашается всегда при открытых дверях.
5. Национальный язык судопроизводства. Интернациональная сущность государственного и общественного строя стран социалистического лагеря, равенство и братство всех рас и национальностей, проживающих на территории данного государства, нашли свое выражение в конституционном принципе осуществления судопроизводства на национальном, родном языке.
Он особенно важен для многонациональных государств, которыми в большинстве своем являются социалистические страны Европы и Азии. В Социалистической Федеративной Республике Югославии принцип национального, родного языка включен в главу IV «Конституционность и законность», чем подчеркивается его значимость не только для отправления правосудия, но и для деятельности всех государственных и общественных органов и организаций. «Каждому гарантировано право — при рассмотрении дела в суде или в других государственных органах, организациях объединенного труда и других самоуправляющихся организациях и объединениях, которые решают вопросы, относящиеся к правам и обязанностям граждан,— пользоваться родным языком и быть ознакомленным с фактами на родном языке» (часть вторая ст. 214).
В Конституции Социалистической Республики Румынии принцип национального языка зафиксирован в такой редакции: «...судопроизводство ведется на румынском языке с обеспечением в областях и районах, населенных другими национальностями, возможности пользоваться родным языком этих национальностей».
В Чехословацкой Социалистической Республике языками судопроизводства являются чешский и на территории Словакии — словацкий. Однако и чехи и словаки могут пользоваться своим родным языком в судебном процессе на всей территории государства.
Принцип национального, родного языка судопроизводства следует рассматривать и как одну из реальных гарантий провозглашенного во всех социалистических странах равенства граждан перед законом и судом.
6. Обеспечение обвиняемому права на защиту. Одним из проявлений демократизма и гуманизма социалистического судопроизводства является обеспечение обвиняемому права на защиту. Этот принцип закреплен конституциями зарубежных социалистических государств в той или иной редакции. «При осуществлении правосудия граждане имеют право на защиту»,— говорится в статье 138 Конституции НРБ. «Обвиняемый имеет право на защиту во время судебного разбирательства»,— гласит пункт 2 § 40 Конституции ВНР. Пункт 2 статьи 53 Конституции ПНР провозглашает: «Обвиняемому предоставляется право на защиту. Обвиняемый может иметь защитника по выбору или по назначению» — и т. д.
Право на защиту — личное право граждан, гарантирующее их неприкосновенность. Однако оно не является сугубо личным, так как в правильном, справедливом отправлении правосудия заинтересованы не только тот или иной гражданин, но и все общество, государство, органы социалистического правосудия.
В зарубежных социалистических странах так же, как и в СССР, существует адвокатура. Правовые начала института адвокатуры в зарубежных социалистических странах в основном схожи с положением адвокатуры в Советском Союзе.
Адвокатура в этих странах имеет свои органы самоуправления с широкими полномочиями. Руководство адвокатурой и контроль за ее деятельностью осуществляется, как правило, министерством юстиции.
Право на защиту не исчерпывается, естественно, только правом приглашать адвоката. Оно включает в себя большой комплекс регламентированных законом процессуальных действий обвиняемого: требовать полного ознакомления с материалами дела, представлять доказательства, заявлять отводы суду, прокурору, обжаловать приговор суда и т. д.
Продолжение ...
|