Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Система судебных органов
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Система судебных органов в зарубежных социалистических странах зиждется на принципе единства. В каждой из социалистических стран создана единая стройная система судебных органов. Это единство выражается в том, что все суды в стране создаются и действуют на основе одних и тех же принципов, имеют одни и те же цели и задачи. Единство судебной системы базируется также на единстве законов. В социалистических странах существует единое для всех судов законодательство — судоустройственное, процессуальное и материальное. Единство судебной системы дает возможность трудящимся без особой квалифицированной помощи пользоваться при необходимости судами любой инстанции.
В судебную систему зарубежных социалистических стран входят: 1) общие суды, 2) специальные суды. Общие суды — это суды, рассматривающие большинство уголовных и гражданских дел. Специальные — это в основном военные суды (трибуналы). К специальным судам относились также созданные временно суды для борьбы с фашистскими военными преступниками в 1945— 1946 гг. Система общих судов соответствует административно-территориальному делению. В каждой из зарубежных социалистических стран имеются верховные и местные суды. Местные суды зарубежных социалистических стран состоят из двух звеньев. Так, в ПНР имеются по-витовые и воеводские суды; в НРБ — районные суды и окружные; в МНР — участковые народные суды и аймачные; в ГДР — районные суды и окружные.
Районный, участковый суд является низовым звеном судебной системы. Это суды первой инстанции, рассматривающие основную массу гражданских, уголовных, трудовых, семейных дел; возглавляют их председатели (в ГДР — президенты).
Все дела их компетенции разрешаются коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей (судебных заседателей, шеффенов). В виде исключения предусматривается возможность разбирательства дел судьей единолично. Конституция СФРЮ по этому вопросу содержит такую статью; «Суд является коллегиальным органом. Законом может быть установлено, что определенные дела рассматриваются одним судьей» (ст. 228). Закон о судоустройстве ГДР также в известных случаях допускает единоличное рассмотрение дел.
Местные, районные суды некоторых зарубежных социалистических стран осуществляют свою деятельность в составе коллегий (палат) по уголовным, гражданским делам. Так, районный суд в ГДР действует в составе палат по уголовным, гражданским, трудовым и семейным делам. В каждую из палат входят судья (председатель) и два шеффена.
На районные суды в зарубежных социалистических странах возложена также функция охраны избирательных прав граждан. Избирательные законы этих государств предусматривают, что окончательной инстанцией, которая разрешает жалобы граждан на местные органы власти, ущемившие их избирательные права, является районный суд.
Вторым звеном в судебной системе зарубежных социалистических стран являются окружные (областные, провинциальные и т. д.) суды. Они компетентны рассматривать: в качестве суда первой инстанции — уголовные, гражданские, трудовые, семейные дела, отнесенные законами к их ведению; в качестве суда второй инстанции — обжалованные и опротестованные приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции, т. е. районными, народными судами. Окружные (областные, провинциальные и т. д.) суды состоят из председателя (директора), его заместителей, судей (иногда старших судей и судей), а также народных заседателей.
Судебная деятельность судов этой ступени осуществляется коллегиями по уголовным и гражданским делам. Когда эти суды рассматривают дела в качестве судов первой инстанции, в их работе участвуют народные заседатели. Рассмотрение дел во второй инстанции происходит обычно постоянным составом суда. Согласно Закону о судоустройстве ГДР 1974 г. при окружном суде функционирует президиум.
Специальными судами в зарубежных социалистических странах являются, главным образом, военные суды (трибуналы). Они действуют на тех же основаниях, что и общие суды, составляя с ними единую судебную систему. Единство судебной системы является фактором, укрепляющим социалистическую законность в стране, делающим суд понятным и доступным широким массам населения.
Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих, а также дела, отнесенные законом к их компетенции (шпионаж, измена Родине, соучастие в преступлениях военнослужащих и др.). Военные суды призваны осуществлять борьбу с внутренней контрреволюцией, обеспечивать нормальную деятельность органов государства, стоять на страже завоеванных в революции прав и политических свобод граждан.
Военные суды имеют первую инстанцию — при военных соединениях, и вторую инстанцию — военную коллегию (палату) Верховного Суда.
Так, например, согласно Конституции ГДР правосудие по уголовным делам военнослужащих осуществляется Верховным Судом, высшими военными судами и военными судами (ст. 92).
Конституции некоторых социалистических государств предусматривают создание специальных судов — административных (ПНР и СРР), конституционных (СФРЮ, ЧССР).
В Социалистической Федеративной Республике Югославии конституционные суды обладают широкими полномочиями. Им дано право рассматривать вопросы о конституционности и законности нормативных актов различного уровня, а также судебных решений. Инициативой возбуждения производства в конституционном суде пользуются граждане, государственные органы, общественные организации, суды. Причем последним в защите конституционности и законности отводится особая роль. «Забота о конституционности и законности является обязанностью судов»,— и далее следует перечень иных органов и организаций (ст. 205 Конституции СФРЮ). Суд должен проявить инициативу в возбуждении дела, «если вопрос о конституционности и законности возникает в ходе разбирательства в суде» (п. 5 ст. 387).
Конституции СФРЮ и ЧССР детально регламентируют порядок организации, состав и полномочия конституционных судов.
Конституционный Суд вправе отменять подзаконные акты, если они не соответствуют Конституции СФРЮ или противоречат союзному закону (ст. 385 Конституции). Что касается законов — союзных, республиканских или краевых, то Конституционный Суд, установив противоречие их Конституции СФРЮ или союзным законам, свое решение об этом направляет в компетентную скупщину (ст. 384 Конституции СФРЮ). Последняя должна привести закон в соответствие с Конституцией СФРЮ или устранить противоречие между республиканским или краевым законом и союзным законом.
Таким образом, в Югославии Конституционный Суд не стоит над высшими органами власти — скупщинами, ибо последнее решающее слово в оценке конституционности и законности принадлежит им. Этим Конституционный Суд СФРЮ принципиально отличается от судов буржуазных государств, наделенных правом проверки конституционности законов, как, например, Верховный Суд США. Признание последним закона, принятого даже Конгрессом США, противоречащим Конституции США, лишает его силы закона, делает недействительным.
Судебную систему в зарубежных социалистических странах венчает Верховный Суд. Верховный Суд осуществляет руководство всеми судами республики, а также обеспечивает правильное и единообразное применение законов этими судами. Все остальные суды подотчетны Верховному Суду, который в свою очередь ответствен и подотчетен высшему представительному органу государственной власти (в Болгарии Верховный Суд отвечает и отчитывается перед Народным Собранием, а в период между сессиями — перед Государственным Советом; в ГДР — подотчетен Народной Палате, а в период между сессиями — Государственному Совету; в Республике Куба Верховный Народный суд отчитывается перед Национальной Ассамблеей народной власти).
В Социалистической Федеративной Республике Югославии функционируют Верховные Суды республик, входящих в Федерацию: Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении и Сербии, и Союзный Суд (Верховный Суд Федерации). Председатель и члены Союзного Суда избираются и освобождаются от должности Скупщиной СФРЮ.
Верховный Суд зарубежных социалистических стран работает, как правило, в составе Пленума, Президиума и нескольких коллегий: по гражданским делам (в том числе трудовым и семейным), по уголовным делам и военной коллегии.
Примером структуры Верховного Суда и его полномочий может служить Верховный Суд Германской Демократической Республики. Пленум Верховно го Суда. Важнейшая его функция — руководство судебной практикой в целях единообразного и эффективного применения законов (§ 39 Закона о судоустройстве 1974 г.); он полномочен издавать руководящие указания, обязательные для всех судов ГДР.
Президиум Верховного Суда. Он является надзорной инстанцией. Между сессиями Пленума Верховного Суда Президиум имеет-право издавать обязательные решения по руководству судебной практикой, В состав Президиума входят Президент, вице-президенты и все председатели сенатов.
В Верховном Суде ГДР функционируют четыре коллегии (по гражданским делам, по трудовым делам, по уголовным делам, военная коллегия). Возглавляет каждую коллегию вице-президент.
В коллегиях образуются сенаты, которые являются судами первой инстанции (по некоторым категориям дел) и судами второй инстанции; в качестве последних дела рассматриваются в составе старшего судьи (председателя) и двух судей Верховного Суда. Перед коллегией в целом стоит задача принимать решения в случаях, когда точки зрения ее сенатов по принципиальным юридическим вопросам не совпадают. Таким образом, Верховные Суды зарубежных социалистических государств являются судами первой инстанции по исключительно важным гражданским и уголовным делам; судами второй инстанции по отношению к окружным (областным) судам; они осуществляют высший судебный надзор и могут пересмотреть любые вступившие в силу решения и приговоры всех судов на территории страны.
Верховные Суды зарубежных социалистических стран обобщают, анализируют судебную практику и дают по этому поводу руководящие указания, обязательные для всех судебных органов страны.
Деятельность судебных учреждений в зарубежных социалистических странах проводится в контакте с общественными организациями, прежде всего с профсоюзами и представительными органами государственной власти.
Руководящая и направляющая роль коммунистических и рабочих партий, осуществляемая в отношении судебных учреждений, является гарантией социалистического содержания их деятельности.
Продолжение ...
|