Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Прокуратура, ее задачи, принципы организации и система
«Суд и правосудие в СССР»
Под общей редакцией профессора А. Т. Бажанова и профессора В. П. Малкова
Издательство Казанского университета, 1980 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Прокуратура в зарубежных социалистических странах является самостоятельным государственным органом.
Основополагающие начала ее организации и деятельности регламентируются конституциями и изданными на их базе специальными положениями или законами.
Например, в Польской Народной Республике Прокуратура функционирует на основе Закона о Прокуратуре от 14 апреля 1967 г., принятого в соответствии с Конституцией 1952 г.
Теоретическим фундаментом законодательства о прокуратуре в социалистических странах являются идеи В. И. Ленина, изложенные в письме «О «двойном» подчинении и законности».
Задачи прокуратуры зарубежных социалистических стран в целом совпадают с задачами правосудия. Наглядное тому доказательство — Конституция Чехословакии, где эти задачи определяются в их единстве (ст. 97). В большинстве же конституций зарубежных социалистических стран задачи прокуратуры формулируются особо, и среди них на первый план ставится укрепление социалистической законности путем надзора за соблюдением законов и, как следствие этого, реагирование на правонарушения вплоть до возбуждения уголовного преследования против лиц, совершивших преступления.
Так, в Конституции ГДР (ст. 97) записано: «С целью охраны социалистического общественного и государственного строя и прав граждан прокуратура осуществляет на основе законов и других правовых предписаний Германской Демократической Республики надзор за строгим соблюдением социалистической законности. Она охраняет граждан от нарушений законов. Прокуратура руководит борьбой с преступностью и обеспечивает привлечение к судебной ответственности лиц, совершивших преступления или проступки».
Аналогичное положение содержится в Конституциях СРР (ст. 104), НРБ (ст. 133).
В Польской Народной Республике на прокуратуру прямо возложена координация деятельности иных государственных органов в области борьбы с преступностью и исследования проблем преступности.
Содержание прокурорского надзора в нормативных актах о прокуратуре обрисовывается кратко и точно: «надзор за точным и единообразным исполнением законов» (НРБ), «надзор за исполнением законов и других правовых предписаний» (ЧССР), «надзор за строгим соблюдением законности» (ГДР).
«Главной задачей Генерального прокурора республики является контроль за соблюдением социалистической законности путем наблюдения за точным исполнением законов и других нормативных актов государственными органами, хозяйственными и социальными учреждениями и гражданами»,— гласит Конституция Республики Куба (ст. 130).
В Социалистической Федеративной Республике Югославии на прокуратуру возложена защита конституционности и законности (ст. 235 Конституции).
В большинстве социалистических стран объектами прокурорского надзора, как они обозначены в конституциях и в законах о прокуратуре, являются министерства и ведомства, местные органы власти, хозяйственные и общественные организации, должностные лица и граждане (НРБ, ВНР, ЧССР). В законодательстве ЧССР в числе объектов надзора специально указаны суды. Однако в Законе о прокуратуре ПНР оговорено, что в компетенцию прокуратуры надзор за судами не входит (п. 8 ст. 3).
Принципы организации прокуратуры в зарубежных социалистических странах вытекают и обусловлены теми задачами, которые она призвана решать.
Ленинский принцип централизации в той или иной степени присущ прокуратурам всех зарубежных социалистических стран. Возглавляет прокуратуру Главный (НРБ), Генеральный (ПНР), Верховный (ВНР) прокурор. В СФРЮ главой прокуратуры является Союзный прокурор.
В одних социалистических странах Главный (Генеральный, Верховный) прокурор назначается (ГДР, СРР, СФРЮ), в других — избирается (НРБ) высшими органами власти.
В Польской Народной Республике Генеральный прокурор избирается Государственным Советом. В Республике Куба — избирается Национальной Ассамблеей народной власти.
Срок полномочий три года (МНР), пять лет (НРБ), шесть лет (ВНР) и т. п. В СФРЮ срок полномочий прокуроров вообще не обозначен (статьи 235 и 372 Конституции).
Главный (Генеральный, Верховный) прокурор может быть досрочно отозван, если он не отвечает требованиям делового или политического порядка.
Главный (Генеральный, Верховный) прокурор ответствен за всю свою деятельность перед избравшим (назначившим) его высшим представительным органом государственной власти, а в период между его сессиями — перед его высшим постоянно действующим органом.
«Главный прокурор несет ответственность лишь перед Народным Собранием и отчитывается перед ним в деятельности прокуратуры, а в период между сессиями— перед Государственным Советом»,— гласит Конституция НРБ (п. 3 ст. 134).
Некоторое исключение из этого порядка представляет Генеральный прокурор ЧССР; он назначается президентом, но несет ответственность перед Федеральным Собранием.
Назначение нижестоящих прокуроров в социалистических зарубежных государствах отнесено к компетенции Главного (Генерального, Верховного) прокурора (НРБ, ГДР), но не везде. Так, например, в ЧССР Генеральные прокуроры входящих в Чехословакию социалистических республик — Чехии и Словакии — назначаются Президиумами Национальных советов этих республик; Прокурору ЧССР принадлежит лишь право представления кандидатов на эти должности.
В Румынии главных прокуроров уездов и муниципалитета Бухареста назначают соответствующие народные советы.
Тесно связанный с принципом централизации прокуратуры принцип независимости закреплен в законодательстве о прокуратуре почти всех зарубежных социалистических стран в редакции, аналогичной статье 163 Конституции СССР и ч. 6 ст. 4 Закона о прокуратуре СССР. Прокуратура составляет единую централизованную систему; органы прокуратуры действуют независимо от каких-либо местных органов; нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим; все прокуроры подчиняются Главному (Генеральному, Верховному) прокурору (ГДР, ПНР).
В некоторых социалистических странах принцип независимости трактуется как подчинение прокуроров не Главному (Генеральному, Верховному) прокурору, а закону. «Прокуроры независимы в выполнении своих служебных обязанностей и действуют только на основании закона»,— гласит Конституция ПНР (п. 1 ст. 135).
Подобная формула содержится в Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии: «Прокуратура выполняет свои функции на основании Конституции и закона» (ч. 2 ст. 235).
Едва ли правильно понимать эти формулы независимости в том смысле, что нижестоящие прокуроры не подчиняются вышестоящим, а все — Главному (Генеральному, Верховному) прокурору.
Здесь выражено верховенство закона, так как принцип законности, общеобязательный для всех государственных учреждений и должностных лиц, особо значим для такого правоохранительного органа, как прокуратура. Все прокуроры сверху донизу должны действовать на основании и в пределах закона. Это не исключает подчинения их Главному (Генеральному, Верховному) прокурору, В Конституции Югославии фиксируется, что Союзный прокурор может давать обязательные указания республиканским и краевым прокурорам (ст. 373 Конституции). Однако согласно той же Конституции прокуратура имеет право и обязана информировать скупщину соответствующего общественно-политического коллектива о применении законов и о своей работе (ч. 3 ст. 235).
Следовательно, принцип независимости проводится здесь не вполне последовательно: налицо, в известной мере, двойное подчинение.
Необходимо подчеркнуть, что централизацию и независимость прокуратуры в зарубежных социалистических странах нельзя понимать как полную ее изоляцию от всех государственных и общественных организаций, ог руководства коммунистических и рабочих партий. Наоборот, прокуратура является органической частью всего государственного аппарата. Она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и управления, особенно с местными, в тесном контакте с профсоюзными, молодежными организациями.
Руководящая роль коммунистических и рабочих партий пронизывает всю деятельность прокуратуры, как и всех остальных органов государства. Коммунистические и рабочие партии социалистических стран постоянно заботятся об укреплении социалистической законности, о совершенствовании организации и деятельности всех правоохранительных органов государства, в том числе прокуратуры.
В систему принципов прокуратуры входит принцип единоначалия. В отличие от принципа коллегиальности, присущего суду зарубежных социалистических стран, прокурор решает все вопросы, входящие в сферу его компетенции, единолично. Вместе с тем единоначалие не означает, что в органах прокуратуры полностью отсутствует коллегиальность. Во-первых, при Главном (Генеральном, Верховном) прокуроре функционирует коллегия (президиум), на рассмотрение которой выносятся наиболее важные вопросы практической деятельности прокуратуры. Во-вторых, в прокуратурах практикуются различные совещания, некоторые из них (производственные совещания) носят постоянный характер.
Но коллегия (президиум) и совещания имеют консультативный характер. Их решения лишь тогда получают силу, когда они оформлены приказом соответствующего прокурора.
Система органов прокуратуры в социалистических странах определяется их государственным устройством и административно-территориальным делением.
Преобладает трехзвенная система, а именно: Главный (Генеральный, Верховный) прокурор — первое звено, окружные (областные) прокуроры — второе звено, районные прокуроры — третье звено (НРБ). В Польской Народной Республике трехзвенная система прокуратуры такова: Генеральный прокурор, прокуроры воеводств, прокуроры районов.
Эта система в целом проста; низовое ее звено — районные прокуроры — максимально приближено к трудящимся, к народу. Несколько сложнее система прокурорских органов в Социалистической Федеративной Республике Югославии; она включает четыре звена: Союзный прокурор, прокуроры входящих в Федерацию союзных республик, краевые прокуроры, прокуроры скупщин.
Функционирующая в зарубежных социалистических странах военная прокуратура входит в единую систему прокуратуры данного государства и подчиняется Главному (Генеральному, Верховному) прокурору. Так, например, в ГДР высший военный прокурор является одним из заместителей Генерального прокурора.
Продолжение ...
|