Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Государственный строй империи. 2. Доминат (III-V ст.)
И. С. Перетерский. "Всеобщая история государства и права. Древний Рим"
Юридическое изд-во НКЮ СССР, М., 1945 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
34. Общая характеристика. С III ст. римская империя переживает распад рабовладельческой системы хозяйства. В огне восстаний рабов и колонов расшатывается мощь Рима, основанная на рабовладельческом способе экоплоатации трудящихся.
Классовые противоречия все более обостряются. Распад рабовладельческой системы хозяйства, революция рабов, длительные ожесточенные войны с надвигавшимися на Рим «варварами», обнищание населения под влиянием налогов и сборов в пользу римского государства, усиление децентралистических тенденций в провинциях и т. п., — все это повлекло за собой экономический упадок империи, ослабление связи Рима с провинциями (а эта связь была исключительно политической) и ряд серьезных поражений в войнах с «варварами», кончившихся завоеванием Рима и падением римской империи.
Особое значение получает в последний период римской империи армия, состоящая уже в значительной степени из «варваров» и по временам открыто распоряжающаяся судьбой империи.
Перед лицом неминуемых опасностей эксплоататоры делают последнюю попытку отсрочить час своей гибели и ищут спасения в усилении военного террора. Римская государственная машина последнего периода является военной деспотией императора, централизованным военно-бюрократическим аппаратом верхушки эксплоататорского класса.
Немалое значение для поддержки эксплоататоров имело христианство. К IV ст. оно уже далеко отошло от своего первоначального демократического характера, когда его последователями являлись преимущественно рабы и пролетарии, выражавшие в фантастической форме свой протест против существующего строя. Социальный состав христианских общин изменился и включал в себя представителей господствующего класса. Христианская церковь постепенно стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство. Христианские общины получили право свободной деятельности и право владеть имуществом. Имущество это уже было значительным. И христианство стало государственной религией. «Христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом» (Ленин, Соч., XXI, 398— 399). Христианство обратило все свои силы и средства на поддержание и «оправдание» государственной централизации, власти эксклоататоров и главы последних — неограниченного императора. «Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество» (Маркс и Энгельс, IV, 173).
Усиливается террор, доводится до предела налоговое обложение и вообще эксплоатация населения, вводится мелочная регламентация — и идет непрерывный распад римской империи. Все попытки эксплоататоров удержать свое положение являются тщетными — Рим быстро идет к своей гибели.
Последний период римской империй называется доминaтом. Это название происходит от официального наименования римского императора «господином» или «владыкой» (dominus) или даже «владыкой и богом» (dominus et deus).
35. Разделение римского государства на две половины. Необходимость усиления государственной власти для защиты рабовладельческого строя и, в частности, крупного землевладения рабовладельцев от революционных движений рабов и колонов, для обороны государства от «варваров» и для борьбы с стремлением к отделению ряда находившихся под властью Рима народов вызывала серьезные изменения государственного устройства.
В частности, происходит уменьшение размеров провинций и ослабление роли их наместников. В связи с этим еще при Диоклециане (284—305 гг.) намечается разделение империи на две половины — восточную и западную. Окончательно это разделение было упрочено при Теодосии (395 г.). Во главе каждой половины империи стоял особый август. Первоначально эти половины рассматривались, как части единого государства. Однако в дальнейшем эти части постепенно обособлялись, и уже можно говорить о двух отдельных государствах. Нас интересует, главным образом, лишь Западная римская империя. Из истории Восточной римской империи (Византии) мы затронем лишь некоторые отдельные факты (например кодификацию Юстиниана) в VI ст.).
36. Император. а) Во главе империи стоит император, носящий титул августа и владыки (dominus). Власть его признается неограниченной и исходящей от бога. Христианская религия учила, что ослушание императора является не только преступлением, но и грехом, влекущим возмездие от бога. Все население империи рассматривается, как подданные (subiecti) или рабы (servi) императора. По отношению к государству, т. е. к императору, и богачи, и неимущие свободные «были почти так же бесправны, как и рабы по отношению к своим господам» (Маркс и Энгельс, XV, 606).
Императору принадлежит законодательная власть. Первоначально однако законы издаются от имени обоих императоров (западного и восточного): этим внешне подчеркивается единство империи.
Но императоры лишь выполняют волю крупных землевладельцев, и часто престол находится в распоряжении верхушки землевладельческой знати и войска; по мере распада империи императорская власть теряет авторитет. Фактически империей управляла многочисленная бюрократия (Левченко, История Византии, 17).
б) Император выбирает себе ближайшего помощника, получающего титул цезаря. Цезарь является наследником императора. Этой системой думали предупредить случайности и волнения при освобождении престола. Но нередко решающую роль играл голос армии; однако в некоторых случаях имел значение и сенат.
Важнейшим должностным лицом является управляющий двором (quaestor sacri palafcii). Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности. Устанавливаются строгие правила о рангах многочисленных чиновников, о правах, присвоенных каждому рангу, о порядке повышения по службе и т. п. Все эти управления носят резко выраженные черты бюрократического аппарата. Кадры чиновников пополнялись нередко выходцами из различных сословий.
38. Местное управление. Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность чиновников и отделение военной от гражданской власти. Все нити местного управления сходились в Риме и задачами управления являлось выжимание из населения тягостных налогов и поставок и быстрая беспощадная борьба со всякого рода волнениями и проявлениями недовольства. «Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных» (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 125).
Каждая половина империи разделялась на две префектуры (на Западе — Италия с Африкой и Галлия с Испанией и Британией, в восточной империи — Восток и Иллирия). Во главе префектуры стоит praefectus praetorio.
Префектуры разделяются на диоцезы (в двух западных префектурах было 6 диоцезов, в двух восточных — 7). Во главе диоцеза стоит vicarius, являющийся заместителем префекта, но имеющий и самостоятельные полномочия в области администрации, взимания налогов и юрисдикции (и в некоторых отношениях викарий подчиняется непосредственно императору).
Каждый диоцез разделяется на провинции. В итальянской и галльской префектурах было по 17 провинций в каждой. Во главе провинции стоит rector (или consularis, corrector, praeses).
Провинции разделяются на округа (pagi или vici), административные функции в которых выполняются особым должностным лицом (praepo situs pagi, vici). В этих округах существуют и органы местного населения: сенат и муниципальные магистраты. Но в этих органах трудно видеть органы самоуправления: они всецело подчинены государственным чиновникам.
Особым порядком управляется город Рим. Во главе его стоит praefeetus urbi, непосредственно подчиненный императору. Сенат сохранился, но лишь по имени: по общему правилу, он играет роль городского совета и ведает только местными делами.
Формально сохраняются должности консулов, преторов, квесторов, но они являются лишь почетными должностями (хотя и требующими больших расходов от замещающих эти должности лиц — например на устройство общественных зрелищ) и никакого значения в правительстве не имеют.
39. Падение Рима. К V ст. римское государство находилось в состоянии распада. «Налоги, государственные повинности и разного рода оброки погружали массу населения еще более в нищету; этот гнет усиливали и делали невыносимым вымогательства наместников, сборщиков налогов, солдат. Вот к чему привело римское государство с его мировым господством: свое право на существование оно основывало на поддержании порядка внутри и на защите от варваров извне, но его порядок был хуже злейшего беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние ожидали как спасителей» (Маркс и Энгельс, XVI, ч. I, 125).
Невыносимость гнета вызвала, начиная с III ст., новую волну революции эксплоатируемых масс населения — рабов и закабаленных крестьян, колонов. «Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся» (Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, 412).
Находившаяся в катастрофическом положении римская империя уже не могла сопротивляться наступлению с севера т. н. «варваров». Рим терпит поражение за поражением, и в результате «...все «варвары» объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим» (Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, 432).
В 476 г. варварский вождь Одоакр низверг последнего римского императора, носившего, по иронии судьбы, имя легендарного основателя Рима и уменьшительное имя основателя римской империи — Ромула Августула. Эта дата и считается концом римской империи.
Так революция рабов уничтожила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся.
Что же касается Восточной римской империи, то она почти на тысячелетие пережила Западную империю. Константинополь был взят турками в 1453 г. Но изложение истории византийского государства уже не входит в нашу задачу.
Продолжение ...
Заявка на бесплатную консультацию
Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию.
Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84
|