Юридическая консультация >> Библиотека юридической литературы >>
Конституция 1787 г. и Билль о правах
Я. М. Бельсон, К. Е. Ливанцев. "История государства и права США"
Изд-во Ленинградского университета, Л., 1982 г.
OCR Yurkonsultacia.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями
Указанные выше обстоятельства и привели в конечном счете к тому, что американский Конгресс созвал в Филадельфии конвент из представителей всех штатов для пересмотра Статей конфедерации. Заседания конвента проходили под председательством Дж. Вашингтона с 25 мая по 17 сентября 1787 г. в глубокой тайне от народа. Именно в этот день Конституцию подписали находившиеся в то время в Филадельфии 39 делегатов конвента. 26 июля 1788 г. Конституция приобрела юридическую силу после ее ратификации 11 штатами,16 2 штата — Северная Каролина и Род-Айленд — утвердили ее 3 ноября 1791 г.
По своему составу 55 делегатов филадельфийского конвента («отцы-основатели» — так называют авторов конституционного текста) представляли собой весьма примечательную коллегию, социальный состав которой исключительно однороден: плантаторы-рабовладельцы, предприниматели, банкиры, торговцы, судовладельцы, т. е. только лишь собственники, только богатые люди.
Естественно, что, разрабатывая проект новой Конституции (хотя конституанта собралась, как было сказано, для исправления Статей конфедерации), все они вносили свои предложения, каждое из которых отражало определенный социально-экономический интерес. И хотя политические взгляды делегатов конвента были отнюдь не одинаковы, доминирующим фактором во всех их выступлениях и предложениях неизменно оставались экономические и политические интересы собственников. В этой связи американский буржуазный ученый Б. Селигмэн отмечает, что «люди, которые создавали конституцию, принадлежали в основном к правящему классу и происходили из состоятельных семей, члены которых достигли экономического и политического могущества с помощью спекуляций, каперства, контрабанды, а в некоторых случаях занимаясь и «законной» деятельностью. Они хотели, чтобы Америка была процветающей и чтобы только им был разрешен доступ в это возвел ичеяное государство».
Формулировки конституционного текста в ряде случаев отличаются декларативностью. Преамбула весьма лаконична. Воспроизведем ее для примера полностью: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Сформулированные в преамбуле цели Конституции не оставляют сомнения в том, что документ этот явился юридическим оформлением настоятельной экономической и политической потребности в создании более централизованной, чем предполагалось в Статьях конфедерации, структуры государства.
Американская Конституция была, собственно, первой в мировой истории (исключая Статьи (конфедерации и конституции штатов) Конституцией, изложенной в письменной форме, первой Конституцией в формальном значении этого слова. Однако новизна ее заключалась не столько в самом факте изложения норм государственного права в виде письменного свода основных законов, сколько в особом значении ее положений, которым была придана сила главенствующей государственно-правовой нормы. Эта определяющая роль Конституции выражалась в том, что все законы, как общие, федеральные, так и действующие в отдельных штатах, должны соответствовать федеральной Конституции.
Конституция представляет собой документ уникальной стабильности, для изменения его текста предусмотрена специальная процедура, затрудняющая пересмотр. При голосовании по проекту об изменении Конституции требуется так называемое квалифицированное большинство, при принятии к ней поправок — не менее 2/3 в обеих палатах Конгресса и при ратификации их — как минимум 3/4 всех штатов. Ст. V Конституции постановляет: «Если две трети членов обеих палат сочтут необходимым, Конгресс вносит поправки к настоящей Конституции или же по требованию законодательных собраний двух третей штатов созывает конвент для внесения поправок, которые в обоих случаях приобретают обязательную силу и значение как часть Конституции, если будут ратифицированы законодательными собраниями трех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс». Проблема изменения Конституции стала актуальной вскоре же после ее принятия. В течение первого десятилетия она была дополнена сразу 10 поправками (Билль о правах), а после 1798 г. вплоть до 1982 г. было принято еще 16 поправок. Таким образом, число поправок незначительно, если учесть длительность периода действия Конституции. Из приблизительно 6 тыс. проектов конституционных поправок, которые вносились в течение двух столетий на рассмотрение Конгресса, было принято только 32 поправки, из которых по сей день вступили в силу только 26. Так, в 1789 г. помимо Билля о травах иа ратификацию штатов были направлены две поправки: первая устанавливала пропорции между ростом населения и числом членов палаты представителей; вторая — регулировала порядок установления жалованья конгрессменам. Обе эти поправки остались нератифицированными установленным большинством штатов и не вступили в конституционную силу. Та же участь постигла и принятую Конгрессом в 1810 г. поправку, запрещавшую американским гражданам принимать дворянские титулы и звания, подарки, пенсии и другие вознаграждения от иностранных держав.
Важно отметить, что в Соединенных Штатах пересмотр Конституции, как правило, не влечет за собой, как в других странах, изменения первоначального текста Конституции, а поправки вносятся в виде дополнительных к ней статей, имеющих равную с основным текстом силу. Лишь несколько поправок заменили первоначальный текст Конституции. В этих случаях в официальных изданиях соответствующие места заключаются в скобки и сопровождаются примечанием: «Изменено такой-то поправкой» или «Заменено такой-то поправкой».
В Конституции была закреплена республиканская форма правления в масштабе всей страны и в каждом из штатов. На практике это означало, что все возможные попытки изменить республиканский строй, а также осуществить раздел страны, отделить какие-либо штаты стали расцениваться как государственная измена. Когда в преддверии гражданской войны южные рабовладельческие штаты объявили о своем выходе из состава федерации, это послужило обоснованием выступления против них федерального правительства. «Отцы-основатели» предусмотрели серьезные ограничения на пути возможного возникновения в США единоличного монархического правления. Уже одно проведение разграничений между прерогативами штатов и федерального правительства было в их глазах надежной гарантией против чрезмерного усиления центростремительных сил. Считалось, что такая тенденция представляет опасность для буржуазно-демократического политического режима. Дополнительные препятствия такой тенденции вносило разделение властей (теория разделения властей наиболее последовательно была разработана французским просветителем Ш. Монтескье) — исполнительной, законодательной и судебной, примерно равных по силе, плюс система сдержек, противовесов и контроля: двухпалатная законодательная власть, право вето президента. Вся эта достаточно сложная структура имела в виду увековечить олигархическую республику. Такое устройство, по мнению «отцов-основателей», почти исключало появление тирании в ее монархическом обличье.
Это и составило решающую сумму доводов, выдвинутых в пользу принятия Конституции, составленной летом 1787 г. за закрытыми дверями в Филадельфии. Кампания в ее пользу оказалась, однако, весьма напряженной для конвентов в штатах, ратифицировавших основной закон лишь летом 1788 г. Сама система выборов в учредительный конвент при высоком имущественном цензе ограничила круг избирателей числом в 120 тыс. человек, причем число избирателей колебалось по отдельным штатам от 2 до 9% свободного населения. Женщины, конечно, не имели права голоса, а население США в то время не достигало 4 млн. человек.
Конституция США закрепила победу, одержанную американскими штатами в войне за независимость. По своим целям и направленности она была призвана служить революционному в то время классу буржуазии, отстаивавшему идею независимости нации, демократических прав и свобод. Творцы текста американской Конституции, составляя основной закон для новой независимой республики, взяли в качестве образца с небольшими изменениями английскую государственную систему и прежде всего теорию разделения властей в изложений Д. Лейка. Это в известной степени и повлияло на юридический характер конституционного текста. В качестве основы устройства высшей государственной власти был принят принцип «разделения властей», дополненный возможностью некоего воздействия высших органов друг на друга, что получило название системы «сдержек и противовесов». Суть этой системы состоит в том, что правомочия палаты представителей, например, сдерживаются сенатом, в котором все штаты представлены поровну. В свою очередь, возвышение сената предотвращено лишением его бюджетной инициативы. Власть обеих палат Конгресса ограничена президентским вето; полномочия же последнего лимитируются сенатом, его согласие требуется при назначении министров и других высших государственных служащих. В целом доктрина «сдержек и противовесов» имела своей целью создать механизм, с помощью которого можно было бы предотвратить неправомерное возвышение какого-либо одного органа за счет полномочий другого.
Все эти конституционные доктрины с самого начала имели формальный смысл, и в настоящее время (см. вторую часть работы) ни «разделение властей», ни «сдержки и противовесы» не определяют основных тенденций государственного развития Соединенных Штатов.
Многих задач Конституция США не решила. Прежде всего в стране сохранилось социальное неравенство. Избирательное право получили только мужчины (причем белые и отвечающие требованиям высокого ценза). Положение негритянского населения осталось без изменений, индейцы не получили ни избирательных, ни гражданских прав. Создатели Конституции предпочли умолчать в ней о свободе слова, печати, собраний, о гарантиях прав личности. Разве не прав был Т. Джефферсон, когда в 1780 г., размышляя о будущем республики, писал, что после окончания войны «отпадет необходимость обращаться к народу за поддержкой, о нем забудут, а его права перестанут чтить»? Это вынуждены признать и некоторые современные буржуазные ученые. Так, американский буржуазный исследователь Г. Зинн лишет: «Сама американская революция, принесшая американцам независимость от Англии, заменила ее господство властью местных рабовладельцев, купцов, юристов и политиков, а новая Конституция узаконила эту замену, создав еще более широкое поле деятельности для расовой и классовой элиты, занимавшей господствующие позиции еще в колониальный период истории США».
Так и произошло в дальнейшем. Конституционные положения, сформулированные в духе своего времени — высокопарно и подчас туманно, позволяют правящим кругам вкладывать в них самое разное содержание, в зависимости от потребностей того или иного исторического периода. Об этом свидетельствует обилие законодательных и (исполнительных актов, не говоря уже об очень многих судебных толкованиях, изданных в развитие Конституции и по существу приравненных к ней по своей юридической силе. Конституция воплотила в себе единодушное мнение «отцов-основателей», стремившихся не допустить роста демократических начал в американской государственности. Именно это обстоятельство и потребовало опубликовать подробные теоретические обоснования их идей. Философия правления, заключенная в Конституции 1787 г., была разъяснена в 85 выпусках, объединенных под общим названием «Федералиста», изданных в последующие два года. Авторами этих выпусков считаются Д. Мэдисон, А. Гамильтон и Д. Джей. Главное в аргументации «Федералиста» — это доказательство того, что основой свободы является собственность и покушение на нее равнозначно ограничению свободы.
Что же представляет собой Конституция США 1787 г. как Основной Закон?
Прежде всего остановимся на структуре Конституции, которая состоит из преамбулы, 7 статей и 26 поправок (в том числе о запрете спиртных напитков и об отмене этого запрета). Конституция, как уже отмечалось, в значительной мере основывается на теории разделения властей. Три первых статьи конституции посвящены регламентации законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти власти — как формально представляется по конституции — внешне строго разграничивались, и в то же время предусматривалась как бы возможность взаимного сдерживания и контроля одного вида власти над другим. Поэтому I, II и III статьи Конституции США посвящены соответственно законодательным, исполнительным и судебным органам республики.
Статья I состоит из 10 разделов. 1—9 разделы относятся к Конгрессу, определяют его структуру, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 излагает положения, ограничивающие законодательную власть штатов. Статья II состоит из 4 разделов, освещающих полномочия, порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей. Статья III в своих 3 разделах посвящена общей организации судебных органов во главе с Верховным судом США.
Статья IV определяет особые права федеральных органов, говорит о правах граждан штатов. Статья V излагает порядок внесения и принятия поправок к Конституции. Различные постановления составляют содержание статьи VI, в частности здесь говорится о федеральном законодательстве как о верховном праве страны, а статья VII определяет порядок ратификации и вступления в силу Конституции США. Как уже говорилось, Конституция США является жесткой конституцией, порядок ее изменения сложен.
Первые 10 поправок, получившие название Билля о правах, были введены в действие в 1791 г., т. е. через 4 года после провозглашения Конституции США. Провозгласивший ряд элементарных буржуазно-демократических свобод, Билль о правах как бы «восполнял пробелы» Конституции.
После победы прогрессивных сил Севера в гражданской войне 1861—1865 гг. была принята ХIII-я поправка к Конституции США (1865 г.) о запрещении рабства. Тесно связанными с этой поправкой были поправки XIV-я и XV-я. Особый интерес представляет та часть XIV-й поправки (1868 г.), которая гласит: «Всякий, родившийся в Соединенных Штатах или причисленный к их населению вследствие натурализации и подчиненный их юрисдикции, считается гражданином Соединенных Штатов и того штата, в котором имеет постоянное место жительства». Согласно поправке XV-й (1870 г.), «право граждан Соединенных Штатов на участие в выборах не будет ограничиваться или отрицаться Соединенными Штатами или отдельными штатами под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния». Негритянское население, иначе говоря, формально получало избирательные права.
Сущность Конституции США как федеральной конституции. Конституция США закрепляет форму государственного устройства в виде федерации. Как известно, существенная разница между союзом государств (конфедерация) и союзным государством (федерация) заключается в том, что конфедерация не обладает достаточной централизацией, самостоятельной государственной определенностью, тогда как федерация является более совершенной формой государственного устройства.
Конфедерация составляет сумму суверенных государств, объединившихся для достижения каких-либо общих, строго определенных целей, федерация же является гораздо более прочным и органичным синтезом членов государственного союза, поскольку в этом случае члены союза, составляющие федерацию, как бы передают часть своего суверенитета новому государству, образованному ими, каким и явились США по новой Конституции 1787 г. Таким образом, Соединенные Штаты после принятия Конституции стали централизованным государством с мощным федеральным государственным аппаратом, способным решать вопросы, касающиеся страны в целом. Что же касается вопросов, не относящихся к федерации, объединенные в ней штаты сохранили известную политическую и административную автономию, свой государственный аппарат, свою конституцию. Для каждого гражданина Соединенных Штатов основным законом являются как федеральная конституция, так и конституция своего штата.
В этой связи интересен вопрос, насколько сильной стала власть федеральных органов и в какой степени отдельные штаты сохранили свою автономию. Формально, по Конституции круг вопросов, относящихся к компетенции федеральных органов, не слишком обширен. Он охватывает: а) вопросы внешней политики; б) вооруженных сил, сухопутных и морских, а также связанных с обороной государства; в) вопросы внешней торговли и товарооборота между штатами и вытекающие отсюда — таможенных, валютных и почтовых операций; г) вопросы натурализации, эмиграции и иммиграции; д) круг финансовых вопросов, связанных с федеральным бюджетом и общефедеральными задачами. Во всех прочих сферах деятельности штаты сохраняли значительные права. Примечательно, что Конституция предоставила федеральному правительству право военного вмешательства во внутренние дела штатов для подавления мятежа и «беспорядков». Как мы увидим в дальнейшем, конституционная практика XIX и XX вв. приведет к постепенному расширению компетенции федерации за счет сокращения компетенции отдельных штатов. Говоря об особенностях содержания Конституции США, английский буржуазный исследователь У. Симпсон пишет, что Конституция США представляет собой «любопытную смесь двусмысленностей и конкретных обязательств; двусмысленности нужны были для того, чтобы скрыть разногласия, а обязательства — чтобы получить необходимое одобрение представителей штатов».
Среди источников государственного права США видное место занихмают конституции штатов. Сам по себе характер американского федерализма определяет двойственное положение штатных конституций. С одной стороны, все они занимают подчиненное положение по отношению к Конституции США и другим федеральным источникам права. Достаточно сказать, что конституции 37 штатов утверждались конгрессом США. С другой стороны, конституция штата в пределах его границ играет роль основного закона, которому должны соответствовать источники всех отраслей права данного штата.
В отличие от Конституции США конституции штатов более часто и систематически подвергаются многочисленным изменениям. Число поправок, изменений и дополнений к конституционным текстам составляет в штатах несколько сот в каждом. Конституции штатов явно чрезмерно детализированы, а потому велики в объеме. Излишняя «обстоятельность» и постоянные изменения привели к тому, что в штатах со временем как бы утратилось различие между конституциями и текущим законодательством. Кроме того, большинство конституций штатов имеют более чем столетнюю давность, и потому их формулировки весьма архаичны.
Относительная легкость, с которой пересматриваются конституции штатов, а также зависимость принимаемых актов от местных политических страстей являются одной из причин значительного многообразия, а в ряде случаев и расхождения их принципиальных положений. Это, однако, не означает, что конституции американских штатов отличаются друг от друга коренным образом. Наличие федеральной конституции в определенной мере способствовало тому, что в конституциях штатов ряд вопросов решен в известной мере единообразно. Вместе с тем наряду с нормами, в которых закрепляются и детализируются положения федеральной конституции, конституции штатов создают много других, являющихся в ряде случаев специфичными для соответствующих штатов. Ввиду значимости первых десяти поправок к Конституции США следует подробнее остановиться на Билле о правах.
Билль о правах. В Конституции ничего не говорилось о традиционных буржуазно-демократических правах и свободах, поэтому в период ее ратификации штаты выдвигали требование включить в федеральную конституцию «Декларацию гражданских прав» по образцу тех, какие имелись в конституциях штатов. В сравнительно короткое время были разработаны, а 15 декабря 1791 г. включены в Конституцию первые десять поправок, известных под названием Билля о правах. Статьи этого документа провозглашали свободу совести, слова и печати, свободу собраний. Здесь же гарантировалась неприкосновенность частной собственности, говорилось о суде присяжных, о правах обвиняемого в судебном процессе. Эти поправки к конституции, базировавшиеся на принципа у Декларации независимости, заложили основы буржуазной демократии, ограниченность и классовость которой заключалась, в частности, в декларировании принципа формального равенства и свобод без каких-либо гарантий для широких народных масс в деле их реального осуществления. Так, поправка первая постановляла: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее овободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Приведем полностью и поправку вторую: «Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям». Поправка третья устанавливала: «В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом». С точки зрения процессуальных прав и гарантий особый интерес представляет поправка пятая: «Никто не может быть привлечен к ответственности за уголовное... преступление иначе, как по почину или по обвинению со стороны присяжных...; никто не может быть подвергнут два раза за одно и то же преступление уголовному наказанию; никто не может быть принужден в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без... судебного разбирательства; частную собственность нельзя отбирать на общественное потребление без справедливого вознаграждения». В развитие указанных положений Билль о правах предоставлял обвиняемому право требовать, чтобы его поставили в известность о характере обвинения, право на защиту, на возможность привлекать желательных свидетелей. Обратим также внимание на важное положение, устанавливаемое поправкой девятой: «Перечисление в конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».
Общепризнано, что основные положения Билля о правах не являются созданием сугубо американским. Победа европейской буржуазии во Франции в ее борьбе с абсолютизмом и сословным неравенством имела результатом формирование государственно-правовых отношений, основанных на принципах буржуазной демократии. Поэтому можно сказать, что положения Билля о правах представляют собой не что иное, как национально-юридическое выражение на американской почве этой европейской победы. Вместе с тем вряд ли возможно отрицать тот факт, что каждая страна обладает только ей одной присущими национально-специфическими особенностями конституционного развития. При всей своей типично буржуазной ограниченности Билль о правах имел прогрессивное значение в государственно-правовом развитии США. Провозглашенные Биллем о правах права и свободы дали формально американскому народу базу для борьбы за дальнейшую демократизацию общественно-политического строя страны. Вместе с тем следует иметь в виду, что господствующие классы США всегда стремились ограничить, а при возможности свести на нет отдельные положения Билля о правах.
Объективные условия подсказывали, что государственный строй необходимо было приспосабливать к экономическим и политическим переменам, которые происходили именно здесь, в Америке, в конце XVIII—XIX вв. Выше отмечалось, что Конституция как основной закон страны регламентирует далеко не все важнейшие вопросы политического строя, да и делает это зачастую в самой общей форме. Во многих вопросах (и весьма существенных) в Конституции наблюдается много недосказанного. Она, например, не дает четкого представления даже о проблемах регулирования взаимоотношений между федеральными органами и органами штатов; она ничего не говорит об избирательной системе и т. д. Тем не менее некоторые проблемы находят решение в конституционной практике, которая с конца XVIII в. конкретизирует устройство штатов. Кроме того, Конгресс принял ряд важных законов конституционного характера, которые не вошли в Конституцию в виде дополнений, поправок. Так, например, «Большой ордонанс конфедерации о новых территориях США», подтвержденный Конгрессом в 1791 г., не был включен в конституцию, хотя на его основе был определен правовой статус большинства новых штатов.
Немаловажное значение в государственно-правовом развитии страны имеют и доктрины Верховного суда США, утвердившего за собой право толкования Конституции и решения вопроса о соответствии ей законов, принятых Конгрессом. Право толковать Конституцию было дано Верховному суду ст. 25 закона «О судоустройстве» и истолковано в 1803 г. сначала Джеем, а затем Маршаллом — в деле Марбори. Так, реализуя указанное право, в 1896 г. Верховный суд ограничил свободу негритянского населения, дополнив действующее законодательство собственной доктриной — «раздельно, но с равными правами», что явилось правовой основой для сегрегации, проводимой в отдельных штатах. Таким образом, в США в действительности существует как бы и вторая конституция, состоящая из важных законов, конституционных соглашений, выработанных практической деятельностью Конгресса и правительства, и постановлений Верховного суда.
В целом Конституция Соединенных Штатов как фактически первая письменная конституция открыла путь развитию буржуазного конституционализма. Кроме того, она послужила образцом для других стран как конституция, основанная на принципе суверенитета и разделения властей. Ее общие принципы как и положения Декларации независимости и Деклараций прав и свобод в конституциях штатов, оказали воздействие на первые буржуазные конституции друвдх стран.
Продолжение ...
|